Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Меценат, художник, издатель

Меценат, художник, издатель

В Доме русского зарубежья открылась выставка, посвященная Николаю Рябушинскому
Подготовила Мария Максимова
25.04.2023
Меценат, художник, издатель

Будущий меценат, художник, издатель Николай Павлович был пятым ребенком в семье купца Рябушинского. По желанию отца, он окончил академию, где обучали коммерции, но таланта к предпринимательству не показал.

Позже отец доверил младшему сыну управлять ткацкой фабрикой, но и тут идея оказалась нежизнеспособной, вскоре Николай привел производство к убыткам. Его больше интересовало творчество. Он писал картины, сочинял стихи и писал прозу, публиковал критические статьи. Вскоре Николашка, как звали его снисходительно старшие братья, решил издавать литературно-художественный журнал. Журнал был содержательным, объемным, красивым. Только вот прибыли с его продажи не было – одни убытки. На работу издательства купец потратил 100 тыс. рублей. А выручка от распространения журнала составила около 12 тыс. рублей. То есть почти в 10 раз меньше. Но, несмотря на коммерческий провал, невероятное желание созидать вкупе с финансовыми возможностями позволили ему создать уникальное явление культуры – журнал «Золотое руно». И организовать в 1908-1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза», в которых он участвовал и сам как художник.

Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных «предприятий», но был верен своему стремлению пропагандировать русское современное искусство. Организованные им выставки «Голубой розы» и «Золотого руна», по сути, открыли искусство импрессионистов и фовистов для российского художественного сообщества.

Именно Рябушинский обратил внимание на это направление в среде русских коллекционеров. Фактически впервые в мировой истории он создал моду на новое искусство и коммерциализировал его.

На Первом салоне «Золотого руна» было представлено около 200 произведений русских и французских живописцев, включая Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Одилона Редона, Поля Синьяка.

В этих выставках Николай Рябушинский участвовал и сам как художник: сюжеты его картин очень близки поэзии символистов.

С головой увлекается Рябушинский коллекционированием – собирает старых мастеров и современников с тем же буйством, что и закатывает пиры. Для этого он выстроил в Петровском парке особняк, который получил название «Черный лебедь». Здесь он привечает друзей и деятелей искусства, которые любили посещать эксцентричные и роскошные его вечеринки. Сад был полон тропических растений, по лужайкам гуляли живые павлины и леопард, а сам дом был полон роскошными диковинами, привезенными с разных концов света. «Поражать, изумлять, быть предметом правдивых и неправдивых россказней было истинной его манией» (В. Ходасевич).

На выставке «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: "Голубая роза" и "Золотое руно» в Доме русского зарубежья можно видеть работы Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Артура Фонвизина и других. А также познакомиться с работами самого Николая Рябушинского.

В рамках проекта представлены работы, созданные в 1890-1920-х гг., в том числе во время выхода в свет журнала «Золотое руно» и проведения одноименных выставок (1906–1909), особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки «Голубая роза».

Закономерно, что проект обращает внимание и на литераторов, в разное время сотрудничавших с журналом. Это, в первую очередь, Андрей Белый – поэт и теоретик символизма, который подсказал название журнала в своем рассказе «Аргонавты», Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Федор Сологуб.

Куратор и автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова предлагает вспомнить и утвердить значение Николая Рябушинского и круга художников его журнала. «Золотое руно» – журнал литературно-художественный и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово в мировой художественной культуре, обозначить целое направление в искусстве и, более того: поднять на новый, в том числе и коммерческий, уровень творчество французских импрессионистов.

«Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского, – история могла бы сложиться иначе. Рябушинский – фантастическая фигура. Богатый купец, буржуа, он вкладывает все свои силы, волю и финансовые возможности в создание новой культуры. Эта выставка – только первая ступень к возвращению большого русского мецената, который должен занять достойное место рядом с Морозовым и Третьяковым», – отмечает Любовь Агафонова.

На выставке представлены редкие архивные документы, рукописи, письма, фотографии из фондов Дома русского зарубежья и РГАЛИ, а также экземпляры журналов «Золотое руно». Проект сопровождает специально созданный документальный фильм о художниках круга Рябушинского; подготовлено специальное издание, включающее многочисленные иллюстрации, а также эссе искусствоведа, автора идеи и куратора выставки Любови Агафоновой.

Проект подготовлен Домом русского зарубежья и галереей «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем им. А. Н. Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья (ФНЗР) и ряда крупных частных коллекционеров.

Выставка будет работать до 10 сентября.

По материалам СМИ


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.