Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Квест в старинном интерьере

Квест в старинном интерьере

В Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) проходит выставка «Книги старого дома: мир детства XIX – начала XX века»
Подготовила Мария Максимова
15.02.2019
Квест в старинном интерьере

Это удивительная выставка-игра, выставка-квест одинаково интересна и взрослым, и детям. На ней представлены дореволюционная детская книга, периодика на русском и основных европейских языках из собрания РГБ, а также произведения живописи XVIII-начала XX вв. из коллекции Новгородского музея-заповедника. Издания и картины дополняются предметами, которые формировали когда-то детское мировосприятие, а сегодня способны рассказать об интересах, обучении, развлечениях, семейных ценностях и традициях ушедшей эпохи.  

Проект «Книги старого дома» переносит на 100 лет назад, в старый усадебный дом, похожий на тот, что Александр Бенуа изобразил на листке с буквой «Д» в «Азбуке в картинах», придуманной художником для маленького сына Коли в 1904 году. Куда исчезли его обитатели, можно только гадать. Но в доме осталась память, сохранившаяся в книгах, портретах, игрушках. Книги, живущие в комнатах, рассказывают скорее не об истории детской дореволюционной литературы, а о том, что читали, любили и хранили представители трёх поколений большой семьи. Книги смогли сберечь то, о чем мечтали их хозяева, что вдохновляло их, что было важным и ценным для каждого в отдельности и для всех вместе. Переходя из комнаты в комнату, посетители выставки знакомятся с лучшими изданиями для детей XIX-начала XX вв. и видят, как менялось отношение к детской литературе, как развивалось противостояние между назидательной реалистической прозой, ограждавшей юных читателей от порока и опасностей, и книгами, погружавшими в мир сказки и мечты, приключений, юмора. Александр Бенуа, создавший «Азбуку в картинах», стал прообразом папы в воображаемом семействе воссозданного дома, а его книга – проводником по выставке.  

Домик в лесу из азбуки Бенуа обрел в РГБ воображаемый интерьер: это череда залов, украшенных портретами, увешанных детскими рисунками XIX века и уставленных книжными шкафами. В глубине – Тайная комната. И если книги и артефакты, разбросанные в пространстве экспозиции, датируются разными годами с конца XVIII века (старше всех первая энциклопедия «Детская тека», 1794), то у Тайной комнаты датировка чёткая – 1918-й.

В память о расстрелянной семье Романовых здесь собраны издания, подаренные царским детям на их последнее Рождество, и те, что давно были в доме, где читали по-русски, по-немецки и по-английски. Зал поделен надвое: мирная жизнь в Александровском дворце под Петербургом противопоставлена скитаниям по стране, из которых вернулись лишь книги-мемории да архивные фото...

В экспозицию вошли также книги из личной библиотеки прабабушки Николая II, императрицы Александры Фёдоровны. Это первый детский «ужастик» «Стёпка-Растрёпка» Генриха Гофмана, роскошные издания эпохи модерна и рукописный «Наш журнал», созданный детьми и изданный их родителями-художниками, книга-гротеск «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», написанная Владимиром Далем  под псевдонимом Казак Луганский, детские журналы «Светлячок», «Тропинка», «Подснежник», «Задушевное слово», «Галчёнок» и другие. 

Зритель, завороженно бродит по домику Бенуа среди множества изданий. Яркие и строгие обложки, затейливые рисунки на страницах, созданных как иностранными, так и русскими авторами – от первого иллюстратора Гоголя А. Агина и знаменитого И. Билибина до полузабытой Н. Живаго –напоминают о становлении книжной графики.

В дополнение к изящным картинкам из книг – живописные портреты читателей, привезенные из Новгородского музея-заповедника. Среди образов детей и аристократы, и отпрыски просвещенных купцов, и крестьяне.

На втором этаже «расположились» няни и гувернантки с их отличным от хозяйского кругом чтения. И тогда печатались специальные издания, помогавшие воспитывать детей различного склада характера, вспыхивали дискуссии, как именно стоит учить – например, способствует ли образованию игровое начало.

Здесь же, на верхнем этаже, нашлось место и для учебного класса. Поражает обилие пособий, позволявших, например, выработать красивый почерк или научиться готовить, а также занимательных изданий, посвященных ботанике, анатомии, географии. Любопытно сравнить старинные познавательные издания с нынешними – еще не факт, что сегодня они яснее и красочнее. Фантазия авторов не знала границ. Дети были вольны раскрашивать картинки, вырезать из бумаги кукольные наряды, строить панорамы или разыгрывать спектакли театра теней, показывать фокусы, которым «обучали» шоколадные обертки (кондитеры состязались в изобретательности, борясь за покупателя). А подростки проверяли познания через настольные игры и искали ответы на сложные вопросы в десятитомной иллюстрированной энциклопедии издательства Сытина.

Сейчас многие тексты оцифрованы и предложены новым читателям на бесчисленных гаджетах, органично уживающихся в Ивановском зале РГБ со «старомодными» бумажными книгами. Ближе познакомиться с экспонатами, «полистать» книги можно при помощи мультимедиа и специального бесплатного приложения для смартфонов «Артефакт».

Словом, на этой выставке встречаются история и современность. В рамках образовательной программы для детей проходятся мастер-классы, а лекции и экскурсии позволяют понять, что книга не только в прошлом, но и в настоящем – неотъемлемая часть тёплого семейного уюта.


По материалам СМИ


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.