Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июня 2021
Кокошник как национальное достояние

Кокошник как национальное достояние

Русский женский головной убор становится явлением мировой моды
Мария Максимова
22.12.2010
Кокошник  как национальное достояние

Кокошник известен со времен Древней Руси. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII векам, встречаются некоторые его подобия. Делали его на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.

Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком!» В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы. Вплоть до 1920-х годов кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).

Изгнанный из высших слоев общества указом Петра Великого, который запретил кокошник носить боярышням, он был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм.

В XIX веке кокошник бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, распространился с севера России на юг, вытеснив сороку и кичку. Кичка – головной убор, имитировавший рога коровы, что символизировало плодовитость ее хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. Сорока - верхняя украшенная часть кички, обычно связанная с ней формой. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, скрывала ее рогатость.

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира. Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма. В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже королева Мария Английская. Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники. Знаменитый современный немецкий модельер Карл Лагерфельд в своей коллекции Paris-Moscou создал уже исключительно фантазийные образцы кокошников. Так что в истории мировой моды головных уборов русский след весьма значителен.

А у нас сегодня кокошник - неотъемлемый новогодний атрибут костюма Снегурочки.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Артёмка)
12.12.2011 15:29
спасибо очень интересно!
Киса
09.04.2011 17:54
Да , ммммм интересно !!!!! Хотелось бы посмотреть большой выбор !!!
Устюжанин
14.01.2011 12:33
Благодарю от всей души автора.
Михаил
24.12.2010 5:23
Очень хорошая подборка. Побольше таких статей.
Eva
24.12.2010 0:12
Спасибо, Алексеи! Очень интересно.
бритиш
23.12.2010 23:15
То что в России доступно было даже простым смертным, сегодня только олигархи могут позволить своим женам носить. Бедные мы бедные...
Алексей К.
23.12.2010 11:51
Насколько я знаю, кокошник и образ купола храма. Образ того, что человек - храм, где обитает Дух Святой Божий. Т.е. человек стремится жить в благочестии и чистоте.
Ева
23.12.2010 6:08
Сантиметров 25 или 35 кокошники добавляли. Можно было бы избавиться от высоких каблуков...
Андрей
22.12.2010 22:47
Какие красотки, аж дух захватывает!
Русские бабы краше всех!!!

Эксклюзив
17.06.2021
Юрий Алексеев
Все больше россиян готовы покинуть мегаполисы.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.