Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июня 2021
«Хочешь быть красивым – поступи в гусары»

«Хочешь быть красивым – поступи в гусары»

Музей военной формы одежды - один из самых малоизвестных, но наиболее интересных музеев России
Александр Музафаров
31.05.2011
«Хочешь быть красивым – поступи в гусары»

Первоначально музей был основан по указу Императора Александра II Освободителя и именовался Императорским интендантским музеем. В его коллекции хранились образцы формы российских войск, начиная с образования регулярной армии при Петре Великом, иностранные мундиры, пробные и экспериментальные разработки.

После революции богатейшая коллекция музея была частично передана в фонды Музея артиллерии и инженерных войск, частично – театрам и киностудиям, а частично – просто разворована. Часть экспонатов оказалась в распоряжении интендантского управления РККА. Именно это собрание, вместе с вернувшимися из артиллерийского музея экспонатами позволило восстановить музей в 60-е годы ХХ века. Впрочем, тогда музей официально именовался хранилищем исторических образцов одежды при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны. Статус ведомственного музея был возвращен лишь в 90-е годы.

Всего в собрании музея более 16 тысяч единиц хранения – мундиры Российской и Советской армии, головные уборы, знаки различия, амуничные вещи, предметы снаряжения, знамена, награды и даже… чучело коня наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова по кличке «Маузер».

В тускло освещенных (чтобы не выцветали старые мундиры) залах музея перед посетителем наглядно предстает вся история вооруженных сил России. Глядя на непривычный вид мундиров прошлых эпох невольно задумываешься – а как же это носили и как же в этом воевали? Но присмотревшись внимательно, понимаешь, что при всей красочности облика форма солдат прошлого отвечала главным критериям, которые должны предъявляться к военной форме и в настоящее время – удобство и функциональность. Сверкающие металлические эполеты могли защитить плечо кавалериста от сабельного удара, яркая расцветка мундиров позволяла полководцам определять части на поле боя, и т.д. Важное значение уделяли и внешнему облику воина - облику солдата, «слуги государева». «Хочешь быть красивым – поступи в гусары», - советовал современникам Козьма Прутков.

После революции ситуация изменилась. При разработке военной формы в первые два десятилетия существования советской власти ее старались делать максимально непохожей, на форму старой русской армии. Однако полностью старые традиции перебить не удалось, они проявлялись в мелких деталях, особенностях кроя, манере ношения формы. Поэтому возвращение в 1943 году к историческим традициям не было неожиданным, оно оказалось востребованным. Настолько востребованным, что советским идеологам пришлось вернуться к традиции. Советская военная форма второй половины ХХ века – это попытка создать нечто новое, не отказываясь от основных традиционных элементов. Речь в данном случае идет о парадной и строевой форме. Если изменения полевого обмундирования связаны с изменениями в технике и вооружении, то строевая и парадные формы – это отражение взглядов на облик армии и ее место в обществе. В таких странах как США, Великобритания, Франция – парадная форма не меняется на протяжении десятилетий. Британские гвардейцы носят почти такой же алый мундир, как и их предки во времена Крымской войны, у нас же только за последние полвека парадная форма менялась пять раз.

Примечательно, что и после 1991 года историческое наследие русского военного мундира остается мало востребованным. К сотрудникам музея, к сожалению, не обращались за консультациями при разработке последнего варианта парадной формы российской армии. Возможно, поэтому он и получился столь неудачным, и на парад 9 мая 2011 года солдаты и офицеры надели полевое обмундирование.

Остается надеяться, что богатейшая коллекция Музея военной формы одежды будет востребована в будущем. Потому что очень часто новое – это хорошо забытое старое.

В настоящее время музей входит в состав вещевой службы Главного интендантского управления Министерства обороны, но, несмотря на это, открыт для всех.

Посетители допускаются в музей по предварительной записи в составе экскурсионных групп.

Адрес музея:

Моская область, п. Бахчиванджи (Щёлково-4),

в/ч 762 ЦОКБ вещевой службы.

Телефон: (495) 544-86-11.

Музей работает:

ежедневно с 9:00 до 18:00 часов,

выходные дни — суббота и воскресенье.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рома
03.09.2011 19:00
Был там как-то не так давно. Не понравилось. Все, что висит на вешалках - можно найти в любом краеведческом музее. Экскурсия какая-то тусклая, невыразительная, скомканная, вялая. В общем - зря потерял время. Лучше сходите в Музей Вооруженных сил, если вам времени не жалко)))
николай
30.08.2011 22:09
нет ,ты дай-ка мне сапог ,да суконные портянки,дай ты мне тогда я бог.....увы ничего лучшего наши"мебельщики" не придумали,как не пытались,сказывается отсуствие практики(солдатской)
вечн.м...потомст.руск.воин.
02.06.2011 20:44
Мой отец мечтал,чтобы сгорела обувная фабрика выпускающая кирзовые солдатские сапоги.Я хочу добавить и солдатские шапчонки.В остальном на советскую военную форму не жалуюсь.Выручала в любую погоду.
Нина
02.06.2011 12:57
Интересно, а у этого музея есть свой сайт? А то из Сибири до музея добраться трудно, так хоть так посмотреть...
елена
02.06.2011 8:11
Респект Столитию и Музафарову.Просвещаете нас и добираетесь до мест совершенно не банальных!

Эксклюзив
17.06.2021
Юрий Алексеев
Все больше россиян готовы покинуть мегаполисы.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.