Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
1 марта 2024
Юсуповский фарфор

Юсуповский фарфор

В Музее-заповеднике «Архангельское» проходит выставка княжеской коллекции
Подготовила Мария Максимова
22.11.2023
Юсуповский фарфор

Со времени появления фарфора в Европе и России его воспринимали как удивительную драгоценность, «белое золото». Благодаря уникальным декоративным качествам он стал важным элементом интерьера и предметом коллекционирования, однако функциональные свойства материала способствовали проникновению фарфоровых изделий и в обыденную жизнь.


Юсуповы и фарфор – понятия неразрывные. Николай Борисович Юсупов был не только ценителем прекрасного, успешным коллекционером и знатоком западноевропейского искусства, но и человеком, понимавшим в стекольном и фарфоровом деле. В его усадьбе была собственная фарфоровая мастерская, не уступавшая в качестве и красоте изделий Императорскому фарфоровому заводу и лучшим частным предприятиям. Именно здесь, в павильоне «Каприз», проходит выставка «Фарфоровое заведение князя Н.Б. Юсупова. 1818-1831».

История мастерской делится на два периода: ранний, ученический — с 1818 по 1821 гг., и период расцвета — с 1822 по 1831 гг. Наиболее самобытные изделия были созданы в ранний период, по количеству экспонатов они составляют бóльшую часть экспозиции — тарелки, чайные пары и предметы чайно-кофейных сервизов, украшенные пейзажными, сюжетными и орнаментальными композициями, жанровыми сценами и аллегориями. Отдельный раздел посвящен знаменитой серии изделий с миниатюрами-повторениями шедевров живописи из собственной картинной галереи князя.

Юсуповский фарфор из Архангельского и современниками, и потомками воспринимался, как реликвия, ценность которой сопоставима с ценностью ювелирного изделия.

Вседневным фарфором князья Юсуповы пользовались ежедневно, изделия приобретали «бытовой» характер. Званые приемы, семейные торжества — поводы прекрасные, для того чтобы предаться долгому и длинному вкушению пищи. При выборе фарфоровых изделий руководствовались хозяева, конечно, его функциональными особенностями.

Как пишет Феликс Юсупов, на званые вечера прапрадеда собиралось порой до двух тысяч человек. «Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора и столового серебра».

«Вседневный» фарфор не был объектом коллекционирования. При его приобретении внимание обращали не на художественную или коллекционную составляющую покупки, а на ее соответствие функциональному назначению.

Термин «вседневный» использовали в XVIII веке. Тогда им обозначали не только ежедневные, ординарные изделия, но и многопредметный сервиз, созданный в правление Екатерины II для больших застолий императорской фамилии в обычные дни. «Вседневный» сервиз находился в постоянном процессе производства на Императорском фарфоровом заводе и на предприятии Ф.Я. Гарднера, где его пополняли новыми предметами. Создавая декор этих изделий, как и ординарных комплектов посуды европейских фабрик, мастера не стремились к решению художественных задач, оформление «вседневного» фарфора отличалось определенной шаблонностью. Большей частью предметы украшали росписью в виде букетов и отдельными цветами «вразброс». Незатейливый цветочный узор настолько гармонично вошел в повседневный быт, что стал одним из атрибутов домашнего уюта и тепла и сохранил популярность в XIX и ХХ веках.

«Из-за частого использования обыденные сервизы из обихода княжеской семьи сохранились в виде отдельных предметов, показать их разнообразие можно только в рамках выставочного проекта», — рассказывает куратор выставки Анастасия Москалева.

На выставке представлены предметы разных эпох: японские и китайские тарелки, делфтская керамика из имения Спасское и сервизные изделия мануфактуры Афанасия Гребенщикова XVIII века; произведения Мейсенской фарфоровой мануфактуры, знаменитых фаянсовых заводов Стаффордшира и сервизные формы фаянсового производства Ламбера, созданные на рубеже XVIII–XIX веков; редкие адресные многопредметные комплекты парижской фирмы «Эдм Самсон и К°» XIX века, а также изысканные сервизы из Лиможе, Метлаха и Нимфенбурга, отражающие стиль рубежа XIX и XX веков.

Вазы-попурри, канделябры и кашпо не только украшали залы и комнаты, но были также необходимыми повседневными предметами. В еще большей степени это относилось к умывальным приборам и санитарным изделиям, для изготовления которых фарфор и фаянс стали незаменимыми материалами.

Общее количество экспонатов на обеих выставках превышает 300 предметов, половина из которых ранее никогда не выставлялись для широкой публики.


Увидеть своими глазами всё это великолепие можно в Музее-заповеднике «Архангельское» до 16 февраля 2025 года.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

алла
25.11.2023 11:23
Красиво жили!

Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..