Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2022
«Дворец для народа»

«Дворец для народа»

Сегодня уже невозможно представить Москву без метро. А как всё начиналось…
Подготовила Мария Максимова
29.08.2022
«Дворец для народа»

Центр профориентации Московского метрополитена — это уникальное экспозиционно-выставочное пространство, наполненное историческими предметами, собраниями документов и фотографий — ровесниками эпохи, рассказывающими о крупнейшем транспортном предприятии Москвы, архитектурном шедевре, монументе героического подвига строителей и первопроходцев подземных пространств столицы.

Экспозиция музея размещена на станции «Выставочная» и напоминает просторный вестибюль метро: блестящий гранитный пол, встроенные в потолок лампы, витрины-киоски слева и справа. Есть здесь и «дежурные» в униформе — манекены, демонстрирующие облачение работников метро в разные годы. Например, в довоенное время мужчины носили белые кители, а женщины — синие, подпоясывали их широкими ремнями, фуражки же надевали наподобие беретов — набекрень. Знаки отличия были на воротниках.

Вся выставка помещается в одном зале. Кажется, что это станция, на которой ты оказался, путешествуя в прошлое: каждый экспонат переносит тебя в тот или иной период истории метро. Выставка насчитывает около 1,5 тысячи экспонатов. Большая часть из них — интерактивные. Посетители могут прикоснуться к любому экспонату и даже на время стать машинистами: для этого в центре установлены вагон номерной серии и два тренажера. На стенде можно видеть рабочее место поездного диспетчера, турникеты разных серий, макет герметичных ворот (они не пропускают воду, огонь и газы).

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено, как минимум, пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справляется уже с пассажирскими перевозками.

После пробки 6 января 1931 года, когда в Москве на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в городе без промедления принялись за строительство метро. А в середине осени 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию уже вышел первый в истории подземки поезд.

Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить как можно глубже. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Отдельный раздел экспозиции — изобретения прошлых лет, которые использовались в метро. Эти приборы уже не увидишь в подземке, а молодые жители города и вовсе не застали их. Как, например, электрическую схему 1960-х с прежними названиями станций.

На выставке представлен первый проездной билет, рабочие формы сотрудников метро разных лет, начиная с 1935 года и до наших дней; модели вагонов и архивные фотографии станций. В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собиралось до полумиллиона человек, как на платформах, так и в тоннелях. На станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. За время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Но и в военные годы строительство не останавливалось, было проложено более 13 километров линий и открыто семь новых станций.

Сегодня метро продолжает расширяться, прирастая новыми и новыми станциями. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом жизни, достопримечательностями. Метро функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы.

Метрополитен не только самый быстрый транспорт столицы. Это один из символов Москвы и своего рода машина времени, благодаря которой пассажиры попадают то в вестибюли 1930-х годов, то на платформы XXI века.

Нельзя не сказать отдельно о красоте московского метро, ведь строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки с самого начала отличалась монументальностью и торжественностью. А станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» стали шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Узнать больше о тонкостях профессии и богатой истории одного из самых красивых в мире метрополитена можно в любое время. Музей открыт ежедневно.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александру
01.09.2022 20:11
Так и есть.
Александр
01.09.2022 7:07
Помпезные стройки для тщеславия верхушки и народ до сих пор живёт во многих городах в бараках 30 - х годов с удобствами во дворе.
Коба
30.08.2022 8:57
Вот как строили при власти трудящихся. Буржуи до сих пор восхищаются. Слава трудовому народу СССР, рабочим метрополитеновцам, инженерам и конструкторам страны советов.

Эксклюзив
02.12.2022
Валерий Панов
Запад намерен финансировать войну на Украине за счет российских активов.
Фоторепортаж
02.12.2022
Подготовила Мария Максимова
Памяти великого исследователя дальневосточных земель.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.