«Дворец для народа»
Центр профориентации Московского метрополитена — это уникальное экспозиционно-выставочное пространство, наполненное историческими предметами, собраниями документов и фотографий — ровесниками эпохи, рассказывающими о крупнейшем транспортном предприятии Москвы, архитектурном шедевре, монументе героического подвига строителей и первопроходцев подземных пространств столицы.
Экспозиция музея размещена на станции «Выставочная» и напоминает просторный вестибюль метро: блестящий гранитный пол, встроенные в потолок лампы, витрины-киоски слева и справа. Есть здесь и «дежурные» в униформе — манекены, демонстрирующие облачение работников метро в разные годы. Например, в довоенное время мужчины носили белые кители, а женщины — синие, подпоясывали их широкими ремнями, фуражки же надевали наподобие беретов — набекрень. Знаки отличия были на воротниках.
Вся выставка помещается в одном зале. Кажется, что это станция, на которой ты оказался, путешествуя в прошлое: каждый экспонат переносит тебя в тот или иной период истории метро. Выставка насчитывает около 1,5 тысячи экспонатов. Большая часть из них — интерактивные. Посетители могут прикоснуться к любому экспонату и даже на время стать машинистами: для этого в центре установлены вагон номерной серии и два тренажера. На стенде можно видеть рабочее место поездного диспетчера, турникеты разных серий, макет герметичных ворот (они не пропускают воду, огонь и газы).
Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено, как минимум, пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справляется уже с пассажирскими перевозками.
После пробки 6 января 1931 года, когда в Москве на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в городе без промедления принялись за строительство метро. А в середине осени 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию уже вышел первый в истории подземки поезд.
Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить как можно глубже. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.
Отдельный раздел экспозиции — изобретения прошлых лет, которые использовались в метро. Эти приборы уже не увидишь в подземке, а молодые жители города и вовсе не застали их. Как, например, электрическую схему 1960-х с прежними названиями станций.
На выставке представлен первый проездной билет, рабочие формы сотрудников метро разных лет, начиная с 1935 года и до наших дней; модели вагонов и архивные фотографии станций. В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собиралось до полумиллиона человек, как на платформах, так и в тоннелях. На станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. За время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Но и в военные годы строительство не останавливалось, было проложено более 13 километров линий и открыто семь новых станций.
Сегодня метро продолжает расширяться, прирастая новыми и новыми станциями. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом жизни, достопримечательностями. Метро функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы.
Метрополитен не только самый быстрый транспорт столицы. Это один из символов Москвы и своего рода машина времени, благодаря которой пассажиры попадают то в вестибюли 1930-х годов, то на платформы XXI века.
Нельзя не сказать отдельно о красоте московского метро, ведь строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки с самого начала отличалась монументальностью и торжественностью. А станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» стали шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Узнать больше о тонкостях профессии и богатой истории одного из самых красивых в мире метрополитена можно в любое время. Музей открыт ежедневно.
?>