Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 марта 2024
Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка художника
Подготовила Мария Максимова
09.11.2021
Ангелы и демоны Михаила Врубеля

На трех этажах собрано более 300 работ Михаила Врубеля из девяти российских и зарубежных музеев и восьми частных собраний. Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски…

Врубель и Савва Мамонтов встретились в Москве, куда художник вслед за мимолётным увлечением циркачкой приехал без денег, но в новом пальто.

«Я опять в Москве или лучше в Абрамцеве», – пишет Врубель в письме сестре. Впервые здесь оказавшись в марте 1890-го, он погружается в атмосферу мамонтовского кружка, руководит «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

Керамическая мастерская, его новое страстное увлечение, для него –рукотворный сказочный мир. Он создает майоликовую часовню, для дома придумывает изящные печи, даже – с маленькой лежанкой для детской комнаты. Совершенное сочетание красок и узоров – под стать артистической, затейливой атмосфере усадьбы.

На майолике – особый акцент на выставке. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале.

«Этот вид искусства был важен для Врубеля – как такой магический процесс формообразования, когда глину помещают в печь, и она превращается в кристалл, переливается драгоценными оттенками. Так из праха, из земли рождается свет, энергия», – поясняет искусствовед Екатерина Середнякова.

Здесь же можно увидеть театральный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу художника. А рядом – камин его работы, настоящее архитектурное сооружение, храм огня. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича, орнаменты можно разглядывать бесконечно.

В этом же зале выставлен эскиз к иконе «Богоматерь с младенцем», которую 27-летний художник писал для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Лик Богородицы Врубель списал с жены заказчика Андриана Прахина Эмилии, в которую долгое время был платонически влюблен (портрет он ее тоже написал). Она не считалась красавицей, но, как все его музы, была весьма харизматичной женщиной.

Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы – под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, и сразу влюбляется в её голос и образ. Создает многочисленные портреты: «бестелесную» – скрывает в сирени, а сидящую у камина – пишет прямо поверх «пророка».

Никого художник не изображал так часто, как свою жену, оперную певицу Надежду Забелу-Врубель. Он писал ее портреты в разных образах, наделял чертами мистических персонажей.

Они угадываются и в «Царевне-Лебеди», и в дриаде с картины «Сирень», и в гётевской Маргарите, и даже в его последней большой и самой загадочной работе – «Шестикрылом серафиме». Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка, потрясенный смертью сына, раздавленный работой над мечтой всей жизни «Демоном поверженным». И только прелестный голос жены возвращал Врубелю связь с миром.

Диагноз современники восприняли даже с некоторым облегчением – так проще было объяснить странности поведения и приверженность к демонической теме. Художнику, впрочем, повезло с психиатрами – московский доктор Усольцев пестовал его талант. «Врубель очень остро реагировал на синий цвет. Помещенный в синюю комнату, он успокаивался. Поэтому ему давали столь необычный материал, как синий карандаш, и вот этим синим карандашом он творил чудо», – поясняет куратор выставки Ирина Шуманова.

Галерея портретов пациентов клиники, череда стереоскопически точных пейзажей из больничного окна. Художник подписывает работы: «Доктору Усольцеву от воскресшего Врубеля». Но улучшение оказывается недолгим, игру с болезнью художник проигрывает...

Последние шесть лет он не покидал квартиры, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умер от пневмонии в лечебнице для душевнобольных в Петербурге, куда попал в очередной раз в 1910 году.

«Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным», – скажет Блок на его могиле. «Демона» назовет – символом времени: «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» – предчувствие трагических испытаний, что принес России ХХ век.

В отдельном зале, в который заходишь, будто в темный тоннель, помещены рисунки, созданные в клиниках в период ремиссий его психического расстройства.

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», – отмечает куратор Ирина Шуманова.

Врубель создал новый творческий язык, первым дошел в своих экспериментах до беспредметного искусства и открыл путь следующему поколению художников авангарда. Он уникальный мастер, который проявил себя практически во всех областях искусства.

Такая вот универсальная творческая личность, а символисты его считали, что он один из немногих, кто осуществил их главный завет: сумел превратить свою жизнь в произведение искусства.


По материалам СМИ


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..