Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Приручение сепаратизма?

Приручение сепаратизма?

Комментируют эксперты Александр Самоваров, Александр Севастьянов и Леонтий Бызов
27.11.2013
Приручение сепаратизма?

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предполагающий повышение ответственности за «пропаганду сепаратизма».

Комментируют эксперты Александр Самоваров, Александр Севастьянов и Леонтий Бызов.

Александр Самоваров, публицист:

– Идеи сепаратизма вечные. Взять ту же Европу с претензиями Шотландии на независимость от Великобритании, Страна Басков и Каталония не желают быть в составе Испании ну и т.д. Примеров – море. Что говорить о РФ, если ещё 22 года назад Горбачёв хотел дать статус независимых республик даже автономиям в составе тогдашней России? И если позже у нас велась с сепаратистами реальная жестокая война на Северном Кавказе?

Вопрос в том, как решать эти проблемы. Сколь угодно долго у какой-то части населения могут быть сепаратистские настроения, но совсем не обязательно, что они будут опасными для страны.

В нашей ситуации мы видим, что карту пресловутого сепаратизма разыгрывают разные политические силы. И в разных интересах. Элиты автономий говорят: «Мы тут из-за радикальных сепаратистов держимся из последних сил, денег нам давайте больше, а то ведь беда случится». Кремль говорит политическим оппонентам, которые борются против коррупции и произвола властей: «Вы что делаете, вы раскачиваете лодку, страна вот-вот развалится».

Ну и все вместе – и национальные элиты, и Кремль, и либералы – кричат русским националистам: вы что? хотите, чтобы Россия сжалась до рубежей времён Ивана Грозного?! вы вообще страну развалить хотите?..

Во всех трёх вариантах присутствует лицемерие. Проблемы в национальных республиках – это прежде всего проблемы отношений местных элит с собственными народами. Легче всего переключить внимание на Центр, который даёт якобы мало денег, на «проклятых русских», из-за которых-де все беды.

Что касается борьбы Кремля с либеральными оппонентами, с «болотными»... Возможно, либералы и хотели бы включить национальные республики в число своих союзников, но сейчас это нереально.

О «дискуссии» с русскими националистами вообще говорить смешно. Обратите внимание, что ни либералы, ни Кремль, ни националы почти никогда не называют конкретных русских националистов, не цитируют их программные документы и т.д. Почему? Потому что тогда придётся цитировать или откровенных маргиналов и провокаторов, или серьёзных русских националистов. Первых цитировать стыдно и смешно, кто они такие? А вот серьёзные русские националисты как раз обеспокоены целостностью страны. Просто они говорят о реальных инструментах новой национальной политики, что всех и бесит.

Решение проблем сепаратизма не лежит в плоскости принятия новых законов, оно лежит в плоскости пересмотра нынешней национальной политики, которая заводит страну в тупик, порождая и сам сепаратизм, и спекуляции на нём.

Александр Севастьянов, политолог, общественный деятель:

– Думская инициатива, которая предполагает ввести наказание за разговоры сепаратистского характера, кажется мне пустопорожней. С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что те границы, которые сегодня очерчивают территорию нашей с вами Родины, несовершенны во многих отношениях. Прежде всего потому, что они утверждают и закрепляют факт разделённости русской нации, с чем трудно согласиться.

Мы прекрасно понимаем, что эти границы пресекают исторический путь русского народа и не соответствуют этому пути – ни в его прошлом, ни в его настоящем, ни в его будущем. Рано или поздно вопрос о границах будет поставлен в повестку дня и будет рассматриваться русским народом исходя из сознания собственных прав и интересов.

С другой стороны, понятно, что нынешние границы России не совершенны не только в этом. На пограничных рубежах располагаются как минимум три национально-территориальных образования, потенциально сепаратистских. Сохранение некоторых в составе России оплачено большой кровью и гигантскими деньгами. А каждому ясно, насколько прочным основанием для сепаратизма является кровь, пролитая в борьбе за выход из России. И мы прекрасно же понимаем, насколько слабым основанием для пресечения сепаратизма являются деньги. Они сегодня есть, а завтра их может не быть. И пословица: сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит, каждый раз вспоминается при разговоре об этих деньгах.

Возвращаясь к инициативе ряда депутатов Госдумы, надо понимать, что вопрос о расставании с некоторыми областями, а равно как и вопрос об обретении или возвращении некоторых областей в лоно России, будет неизбежно поставлен на разрешение самой историей. Заранее пытаться набросить платок на всякий роток, который этот вопрос осмелится обсуждать, кажется мне ничем не обоснованным тиранством. В самом прямом, античном смысле слова.

Не очень себе представляю, как можно заставить юридическими методами прекратить разговоры о выходе из России, буде такие разговоры кем-то начнутся в столицах известных регионов. А между тем ещё римляне имели обыкновение не принимать законы, исполнение которых невозможно проконтролировать. Поэтому считаю, что это не только пустая, но и вредная инициатива. И даже, если реализуется в законе, выполнить его практически в абсолютном объёме будет нереально. Она, скорее, лишь спровоцирует усиление сепаратизма. По крайней мере, для начала в умах наших сограждан. А как мы знаем, идея, овладевшая массами, становится материальной силой и действует по совсем другим законам, не подвластным Государственной думе.

Леонтий Бызов, социолог:

– Скажу сразу: бороться с реальными угрозами запретом их обсуждения – типичная страусиная политика. В том числе в отношении проблем, связанных с сепаратизмом. Распад страны не раз случался в нашей истории, всегда бывал драматичным. И сегодня за пределами РФ немало исторически русских территорий, населённых русскими людьми. Поэтому тема возможного распада России в близком или отдалённом будущем продолжает оставаться предметом анализа, различных прогнозов и опасений. Конечно, запрещены, и это разумно, политические партии, прямо пропагандирующие отделение какого-то региона, недопустимы подобные призывы и из уст публичных политиков. Однако проблема сама по себе не рассосётся.

Многие полагают, что политика последних лет, политика выстраивания новой централизации, связанная с именем Путина, сделала угрозу распада нереальной. Действительно, сегодня если не совсем исчез, то в разы отступил этносепаратизм – головная боль 90-х. Сегодня инонациональные окраины РФ, и не только окраины, стали, пожалуй, главной «скрепой», активно поддерживающей федеральную власть, при этом явно потеряв интерес к автономному плаванию. Однако если вспомнить 1991 год, то не этносепаратизм, имевший место, но не доминировавший ни в одной из республик СССР, кроме, возможно, Прибалтики, стал решающим фактором распада Союза. Им стал системный кризис центральной власти: она потеряла контроль над процессами в стране, по сути, заставив народы республик СССР сплотиться вокруг местных властей, хороших или плохих. Это казалось тогда лучшим, чем безвластие.

Возможный кризис власти в Москве, связанный или с неудачными попытками её передачи, или с нелегитимными действиями элит, также может поставить под угрозу государственную целостность РФ. В условиях кризиса и смуты вся система инстинктивно сжимается и упрощается, что проверено историей. Подобным кризисом могут воспользоваться политики, отечественные и зарубежные, исповедующие идеи поддержки национализма и сепаратизма. Однако не они первопричина возникших проблем.

Серьёзным испытанием для российской государственности в её нынешнем виде может стать (пусть не в ближайшее десятилетие, а позднее) вероятное исчерпание той природной ренты, в основном нефтегазового происхождения, на которую живёт наше огромное и очень недешёвое, более того, крайне расточительное государство. Понятно, что наши весьма низкорентабельные промышленность и сельское хозяйство не смогут заменить этой ренты, равно как и пресловутые «инновации», под разговоры о которых сворачиваются качественное образование и фундаментальная наука.

К этим объективным факторам следует добавить отсутствие единой российской политической нации в современном её понимании, живущей по единым правилам, в едином правовом и ценностном поле. В таких условиях государство во многом держится на «неформальном контуре», ручном управлении и неформальных договорённостях, что само по себе чрезвычайно уязвимо. Пока не найден оптимальный баланс между правами федерального центра и регионов, который бы обеспечивал реальный федерализм. Экспансия столичных бизнес-группировок, безусловно, задевает интересы местного бизнеса, особенно в экономически сильных и самодостаточных регионах. Назначенцы из Москвы и Питера вызывают раздражение населения и местных элит. Поэтому не только возможны, но и вполне оправданы поиски модели развития с большей самостоятельностью и экономической ответственностью регионов. Но где та грань, которая отделяет обсуждение этих вопросов от «пропаганды сепаратизма»?

Подготовил Владимир Сухомлинов



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.