Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 апреля 2024
Почему «Газпром» недооценил Китай?

Почему «Газпром» недооценил Китай?

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин
22.06.2009
Почему «Газпром» недооценил Китай?

Переговоры высших руководителей Китая и России в Москве не привели к соглашению о долгосрочных поставках свыше 65 млрд. кубометров российского газа в КНР.  

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:  

- Это означает, что Россия сохранит свою растущую зависимость исключительно от газового рынка Европы, и это, на мой взгляд, стратегический просчет российской стороны.  

Как заявил 19 июня зампредправления «Газпрома» Александр Ананенков, компания отложит на неопределенное время начало экспорта газа в Китай, потому что не договорились с китайскими партнерами о цене. То есть «Газпром» не начнет поставки в 2011 году, как планировалось, и пока отложит строительство газпроводов в КНР.  

Российская сторона предлагает исходить из привязки газоэкспортных цен к нефтяным или среднемировым ценам на газ, а китайская выступает за взаимосогласованные и стабильные цены. Причем с ежегодной корректировкой объемов поставок.  

Тем временем, КНР уже договорилась с Казахстаном и Туркменистаном об импорте оттуда газа, и с осени прошлого года труба строится, в основном на китайские инвестиционные деньги. Потому поставщики и согласились с упомянутыми предложениями КНР.  

Таким образом, почти 15% российской среднегодовой газодобычи останутся невостребованными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Последнее обусловлено, прежде всего, тем, что себестоимость освоения и использования восточносибирских газоместорождений может окупаться только экспортом. Причем, чтобы избежать высоких «строительно-трубопроводных» расходов, по кратчайшему трубопроводному маршруту. А по географическим условиям и емкости рынка получателем этого газа мог быть только Китай.  

По экспертным оценкам, рентабельность сбыта на Урале и в Европейской России газа, добываемого в азиатском регионе РФ, минимум втрое ниже, чем рентабельность его экспорта в восточноазиатские и дальневосточные страны. Но, в отличие от европейского рынка, более чем наполовину зависящего от газоимпорта, причем в основном российского, азиатские рынки могут опираться и на собственные ресурсы голубого топлива. Скажем, Юго-Восточная Азия уже который год поставляет по низким ценам сжиженный газ в тот же Китай. А северо-запад КНР (Синьцзян-Уйгурский автономный район) изобилует газоресурсами, в большинстве своем, пока законсервироваными. Крупные запасы газа имеются и на китайском шельфе Желтого, Восточно- и Южно-Китайского морей.  

Кроме того, еще в начале 1970-х власти КНР постановили: зависимость страны по какому-либо импортному товару не должна превышать 20% от общего уровня его «внутрикитайского» потребления. Это решение, являющееся бессрочным, соблюдается и сегодня.  

Упомянутые факторы, включая растущую «привязку» российской газодобычи к экспорту, стали главными аргументами китайской политики в этом вопросе. То есть в намерении КНР вынудить Россию согласиться на китайские условия.  

К тому же, согласно ТЭБу - топливно-энергетическому балансу КНР от 2007 года на ближайшие 10-13 лет, доля в нём природного газа не должна превысить 20%. Российские же поставки в объеме 80 млрд. кубометров в год увеличат долю газа в ТЭБе КНР до 25-27% и, вдобавок, доведут удельный вес российского газа в газоснабжении КНР до 40-45%. Это противоречит максимальной планке в 20% - по доле импорта товара в его общего потреблении к Китае.  

Как-то странно, что российская сторона не учла, или недоучла, эти и смежные направления китайской энергетической политики, посчитав, видимо, что российский (в данном случае — восточносибирский) газ столь же быстро «обустроится» в Китае, как в Европе.  

В то же время, ввиду быстрорастущей себестоимости освоения и использования всех газовых месторождений в России, «Газпром» попытался расширить географию экспорта. Ибо, повторим, рентабельность нашей газовой отрасли всё в большей мере окупается газокспортом, причем в основном экспортом газового сырья...  

Тем временем, в КНР быстро развиваются как освоение национальных газоресурсов, так и проекты по импорту среднеазиатского голубого топлива. То есть для России добавляется и фактор конкуренции. Все это существенно отличает китайскую энергетическую политику от европейской.  

Что касается 80 млрд. кубометров, пока невостребованных Китаем, их, по всей видимости, придется направлять на экспорт в Европу (потому что внутрироссийские потребители куда в меньшей степени платежеспособны, чем европейские). Только надо иметь ввиду, что, благодаря дополнительным поставкам российского газа, в Европе понизятся на него цены, на чем давно настаивают в Евросоюзе.  

Иными словам, экспортно-сырьевая направленность газовой отрасли, да и всей экономики России привели, к тому, что «выживание» и, тем более, развитие газопромышленности по нарастающей зависит именно от экспорта газового сырья. Иначе всё больше месторождений придется «консервировать» и... увеличивать импорт среднеазиатского, азербайджанского, и, вероятно, иранского газа. Во всяком случае, переговоры по увеличению российского газоимпорта из Азербайджана и Ирана уже ведутся. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
08.04.2024
Максим Столетов
Западная «помощь» Украине достигла 266 млрд евро и продолжает расти
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..