Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Крым для нас заблокирован?

Крым для нас заблокирован?

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин
28.02.2014
Крым для нас заблокирован?

Министерство инфраструктуры Украины заявило о временном закрытии канала Керчь-Ени-Кале.

Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:

- Судоходный и паромный маршруты между Крымом и Краснодарским краем РФ (Керченский пролив) закрыты. По официальной версии – «из-за сильного ветра и больших волн». Сроки же возобновления транспортного сообщения не обозначены. Зато подчеркнуто – «...до особого распоряжения»...

Не исключено, что это решение обусловлено не только природно-климатическими причинами. В любом случае, закрыт единственный, притом кратчайший путь между Крымом и Россией.

Похоже, такое решение зрело давно. Но сложившаяся ситуация еще раз подтвердила необходимость срочного создания новых артерий между полуостровом и Россией. Кстати, еще месяц назад первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил Минтрансу РФ договориться с украинской стороной о строительстве моста через Керченский пролив. А с кем конкретно можно договариваться сегодня в Киеве, в том числе по этому вопросу - не ясно.

Пока что транспортные связи полуострова с соседними российскими регионами по кратчайшему пути исчерпываются паромом Крым-Кавказ (через Керченский пролив) и всё менее регулярными перевозками через Азовское море.

По железным дорогам попасть в Крым из России можно только сверхдальними маршрутами, пересекающим всю Восточную и значительную часть Центральной Украины. Поэтому, в связи с упомянутым решением украинского ведомства, нельзя исключать транспортной «закупорки» Крыма.

На повестке дня в связи с этим снова могут возникнуть проекты «трансазовских» паромных переправ, разработанные ещё в 60-х – 70-х годах. Договариваться об их реализации, видно, придётся с крымскими властями и с портовыми администрациями Крымского Приазовья.

Что же касается проекта моста через Керченский пролив, РФ и Украина подписали меморандум о создании такого моста еще десять лет назад - в 2004 году. Этот проект поддержал украинский премьер Николай Азаров, по мнению которого «новый коридор между Украиной и Россией поможет привлечь иностранные инвестиции в Украину и укрепит экономические связи между обеими странами».

Но доработка и реализация этого проекта всё время откладывались и, главным образом, украинской стороной. Наконец, в 2010-м переговоры по нему возобновились; более того - он был включен в «Транспортную стратегию РФ» на период до 2030 года включительно. А в 2015-м планировалось завершить совместное проектирование того же моста. Но с 2013-го дело опять застопорилось.

В начале этого года вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев заявил, что в реализацию проекта потребуется вложить не меньше 3 млрд. долл. Хотя, в 2010-м эти затраты обеими сторонами оценивались втрое меньшими...

С учётом упомянутых факторов, резонно предположить, что не всем в руководстве Украины импонировала идея более надежных связей Крыма с Россией. Потому и остаётся означенный проект без движения уже столько лет.

А что касается паромных переправ через Азовское море, разработанных еще в 60-х – 70-х годах, то реализация этих проектов позволила бы сегодня наладить регулярное паромное сообщение между портами Ейска, Приморско-Ахтарска (Краснодарский край) и г. Азова (Ростовская область) и портами Керчь, Щелкино. То же сообщение прорабатывалось между портами Геническ (северо-восток Крыма) и Таганрог (Ростовская область). В этих разработках участвовал Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. После передачи Крыма Украине активного развития экономических связей и пассажирских перевозок между крымским и российским Приазовьем уже не планировалось. Поэтому реализация тех проектов постоянно откладывалась; остался нереализованным и проект создания порта в Щелкино. Похоже, такая политика была связана с нежеланием властей Украинской ССР укреплять после 1954 года связи Крыма с соседними регионами РСФСР.

Между тем, в 2011 г. одна из крымских компаний предложила администрации Ейского порта совместно доработать прежний проект парома Керчь-Ейск. Российская сторона эту инициативу, в принципе, поддержала, но все было спущено на тормоза украинскими властями.

Однако, в нынешней ситуации, вполне могут быть востребованы те же проекты.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.