Интеграция интеграций?
В Сочи прошёл саммит Россия-АСЕАН.
Комментирует эксперт Александр Лопухин:
– Саммит в Сочи проходил под девизом «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» и стал крупнейшим международным событием на территории России в этом году.
Напомним, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объединяет Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
В странах АСЕАН проживают более 600 миллионов человек, которые производят совокупный ВВП размером 3,5 трлн долларов США. Экономика АСЕАН растет на 5% в год против среднемирового темпа 3,5%, и ВВП к 2020 году достигнет 4 трлн США. Через 30 лет АСЕАН может стать четвертой экономикой мира после Китая, США и Евросоюза.
Товарооборот России и государств АСЕАН с 2005 по 2014 год вырос более чем в 5 раз и достиг 21,4 млрд долларов США, а в прошлом году из-за кризиса упал до 13,7 млрд долларов, объем взаимных капиталовложений 11 млрд долларов. «У АСЕАН, например, с Китайской народной республикой 80 млрд долларов оборот, у нас, России, с Китаем примерно столько же», – отметил в Сочи президент РФ Владимир Путин.
Россия поставляет странам АСЕАН металлопродукцию, удобрения, нефть, нефтепродукты, нефтехимию, древесину и целлюлозу при небольшой доле изделий с высокой добавленной стоимостью. Из АСЕАН Россия вывозит натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло, чай, фрукты, товары народного потребления, электронику и вычислительную технику.
Столь скромные показатели не соответствуют возможностям торгового и инвестиционного российско-асеанского взаимодействия, поэтому в Сочи особое внимание политики, бизнесмены и эксперты 11 стран уделили экономике и выразили намерение увеличить объем двусторонней торговли до 100 млрд долларов к 2025 году.
Уже на сегодняшний день между странами АСЕАН и Россией запланировано 57 крупных инвестиционных проектов в нефтепереработке, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте, информационных технологиях и других самых разных сферах. Эти проекты официально утверждены Министерством экономического развития РФ и секретариатом АСЕАН.
Для развития торговли и инвестиций правительства России и стран АСЕАН должны устранить существующие административные барьеры и решить множество проблем, связанных с системой регистрации, таможенного оформления и сертификации товаров.
Предприниматели просят правительства ускорить создание преференциальных торговых отношений для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов. Компании из РФ и АСЕАН также остро нуждаются в более полной информации для развития совместных бизнес-проектов.
Накануне саммита в Сочи Россия предложила государствам-членам АСЕАН создать экономическое партнерство, в рамках которого будут не только развиваться торговые связи, но и решаться вопросы тарифной политики, технического регулирования, доступа на рынки, обмена электронной информацией, развития различных форм инфраструктуры.
На пленарном заседании в завершающий день саммита его участники единодушно одобрили Сочинскую декларацию «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» и утвердили комплексный план действий по развитию партнерства между Россией и АСЕАН на 2016-2020 годы.
Подписанная в Сочи декларация включает в себя не только экономику и торговлю, но и вопросы обеспечения совместной безопасности и социально-культурного взаимодействия.
Так, декларация поощряет «расширение сотрудничества по противодействию традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как международный терроризм, транснациональная преступность, угрозы информационной безопасности, а также в области борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков в рамках глобальных и региональных механизмов, в первую очередь по линии ООН».
Кроме того, Россия и АСЕАН выразили намерение содействовать сотрудничеству в области борьбы с транснациональной организованной преступностью, в том числе торговлей людьми, нелегальной миграцией, морским пиратством, контрабандой оружия, отмыванием денег, международной экономической преступностью и киберпреступностью.
Уже несколько лет Россия оказывает содействие укреплению правоохранительного потенциала АСЕАН, в том числе в деле подготовки профильных кадров, организации соответствующих обучающих программ повышения квалификации, что высоко оценивается всеми странами-участниками. Важное место в дискуссиях на саммите заняли вопросы ускорения интеграционных процессов на евразийском пространстве и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в которых участвуют Россия и АСЕАН.
В частности, АСЕАН рассмотрит выдвинутое Россией предложение о проведении совместного исследования перспективы создания всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ) между АСЕАН и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), объединяющим Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию.
Уже в июне этого года может вступить в силу соглашение о ЗСТ между Вьетнамом и ЕАЭС, подписанное в мае прошлого года. Сейчас ведутся переговоры еще с пятью членами АСЕАН – Малайзией, Сингапуром, Камбоджей, Таиландом и Индонезией – о создании ЗСТ с ЕАЭС. На них обсуждаются вопросы сотрудничества сторон в сферах региональной экономической интеграции, таможенного администрирования, технического регулирования, применения санитарных мер, финансов, транспорта, энергетики, агропромышленного комплекса, промышленности, информационных технологий и других.
Поэтому вполне логичной выглядит перспектива создания зоны свободной торговли, которая охватывала бы все страны ЕАЭС и АСЕАН. Этому будет способствовать и работа по созданию упомянутого выше экономического партнерства между Россией и АСЕАН. И является ответом на вызовы, на которые не всегда может дать ответ ВТО. Такое образование могло бы стать ответом на создаваемые усилиями США такие организации, как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерство.
В сочинской декларации также говорится о намерении рассмотреть вопрос о возможности взаимовыгодного сотрудничества между АСЕАН, ЕАЭС и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В июне этого года на ежегодном саммите ШОС в Ташкенте будет рассмотрен вопрос о полноправном членстве в этой организации Индии и Пакистана, плюс на членство претендуют Афганистан и Иран. Таким образом, ШОС станет весьма мощным объединением в Евразии.
Одновременно страны ШОС и ЕАЭС готовят соглашение об экономическом континентальном партнерстве, которое предусмотрит свободу движения товаров, движения капиталов, инвестиций, содействие товарообороту, создание комфортной среды для увеличения доли расчетов в национальных валютах и преференциальный доступ к рынкам услуг.
Россия выступает за «интеграцию интеграций», за формирование широкого экономического и гуманитарного пространства в Евразии с опорой на принципы неделимости безопасности и широкого сотрудничества.
«Логика "неделимости" применима не только к сфере безопасности (безопасность одного государства не должна обеспечиваться за счёт безопасности другого – прим. автора), но и к экономическому пространству мира, – сказал глава МИД РФ Сергей Лавров 28 апреля. – Именно такой философией, в отличие от сторонников "закрытых" интеграционных альянсов, руководствуются участники евразийского проекта. Мы не противопоставляем ЕАЭС другим интеграционным форматам, готовы работать над их гармонизацией. Совместное движение в сторону "интеграции интеграций", сопряжение крупных национальных и трансграничных проектов откроет широкие взаимовыгодные перспективы».
Напомним, что в мае 2015 года подписано заявление лидеров РФ и КНР о начале сопряжения ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути». По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, первым практическим элементом в этой работе является подготовка соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, а также «дорожной карты» приоритетных интеграционных проектов в формате ЕАЭС и Китай.
В Пекине также заинтересованы инициативой, сформулированной президентом РФ Владимиром Путиным, о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и ШОС.
В Сочинской декларации большое внимание уделено социально- культурному взаимодействию, развитию сотрудничества в сфере образования в целях укрепления контактов, взаимопонимания и дружбы между людьми. Принято решение о проведении в 2016 году мероприятий перекрестных Годов культуры.
Решено также укреплять сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Будут изучены перспективы сотрудничества в сфере повышения уровня жизни и обеспечения равного доступа к возможностям для всех, поощрения и защиты прав женщин, детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.
Россия и АСЕАН будут укреплять взаимные связи, в том числе посредством повышения эффективности транспортного сообщения и развития контактов между людьми.
Для укрепления партнерских отношений решено учредить постоянное представительство России при АСЕАН в Джакарте, где расположен секретариат организации.
Лидеры России и стран АСЕАН утвердили Комплексный план действий по развитию сотрудничества на 2016-2020 годы. Объемный документ состоит из пяти основных частей и 142 пунктов, которые детально описывают направления сотрудничества и необходимые для его развития шаги.
Сочинский саммит получился очень насыщенным, содержательным и результативным, он выводит российско-асеанские отношения на качественно новый уровень стратегического партнёрства.
?>