Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Как «певчие дрозды» становятся «ястребами»

Как «певчие дрозды» становятся «ястребами»

Грузинская интеллигенция решила, что теперь может вести себя по отношению к России и русским по-хамски
Андрей Терентьев
29.10.2008
Как «певчие дрозды» становятся «ястребами»

Во время страшных событий в Южной Осетии один очень известный представитель грузинской интеллигенции в интервью тбилисской газете «Квела сиахле» заявил: «Русские начали эту варварскую войну намеренно. Весь мир увидел, какая это страна - Россия… Мы должны постараться каким-то образом покончить с этой страной. В этом нам должен помочь Запад».

Имя этого известного интеллигента – актер Вахтанг Кикабидзе, живущий с недавнего времени в отутюженном официальной пропагандой Тбилиси. Но и этот фон «отутюженности» – еще не повод к подобной русофобии для человека, который не одно десятилетие превосходнейшим образом жил в столице «варварской» России, был любим этим «варварским» народом и обласкан «варварскими» властями, что – во времена СССР, что – после.  

Тогда подумалось, что дело тут не в политической или гражданской позиции знаменитого актера. В конце концов, он грузин, и его гневные филиппики по поводу того, что именно «русские начали эту войну» понять частично можно – есть такой известный феномен подавления интеллекта всплесками массовой психопатии, которую мгновенно порождает война.  

А другой известный грузинский интеллигент Отар Иоселиани, много лет живущий в Париже, выступал в начале октября в Киеве. Туда его пригласили хозяева новейшего мегаплекса «Блокбастер» для того, чтобы режиссер «освятил» своим присутствием специальный кинозал, названный его именем, и открыл показ полной ретроспективы своих работ. Накануне этих торжественных событий изысканный парижский гость оказался в ночном эфире ток-шоу «Шустер Live» (теперь господин Шустер, бывший сотрудник «Радио Свобода», а потом – чуть ли не всех российских телеканалов по очереди, учит жизни братьев-украинцев). Вот этот самый Савик Шустер и решил потолковать с гостем о событиях пятидневной войны на Кавказе.  

При первом упоминании о событиях в Южной Осетии тонкий художник и эстет вдруг превратился в весьма вульгарного и откровенного ксенофоба.

Он тут же объяснил, что «никакой Осетии никогда не существовало! Было княжество Самачабло, где жили князья Мачабели, и они приютили беженцев из Северной Осетии. Теперь они такие же грузины, как и я. Они раньше нормально жили с грузинами. Они вместе ходили в кино, вместе танцевали и веселились... Боже мой! Все вышло из-за того, что к ним применили правило «разделяй и властвуй». Это же целая агентура за этим стоит...». Понятно, что «разделяет и властвует» та страна, которую теперешний парижанин оценивает не иначе, как «хамскую российскую империю». Она-де во все времена цепко держала в своих «лапах» и угнетала «маленькую Грузию», и отсюда, дескать, корни всех грузинских бед. Тонкий художник, превратившийся на глазах в лютого русофоба, рассказывал украинским телезрителям, что «российская администрация испокон веков не была ни рыцарской, ни джентльменской. И сейчас ей надо было напасть на маленькую страну и растоптать ее самым хамским, самым грубым и невежественным образом... Россия с тех пор, когда она отменила крепостное право, психологически из него не вышла. Что делает новая администрация? Она мечтает о восстановлении тех же принципов, которые были при большевизме…». Цитирование подобных «любезностей» можно продолжать долго, но дело-то не в цитатах.  

Дело в том, что рафинированный эстет оказался еще и талантливым политическим провокатором, пугая жителей Украины жупелом «русской угрозы»: «На Западе поговаривают, - делился с телезрителями знаменитый мэтр киноискусства, - что следующие на очереди - это вы, Украина... Об этом вы сами знаете, потому что вы очень пострадали при большевизме. Вы пострадали диким образом, потому что вас, знаете, морили голодом... Что они с вами только ни вытворяли... И с нами тоже... И это все продолжается...».  

Потом мосье Иоселиани давал интервью киевским журналистам, в которых не только не снижал запал высококонцентрированной русофобии, но и на ходу сотворял исторические мифы, объяснявшие, по его мнению, особую ненависть «русских» к «маленькой Грузии».  

«Грузия все-таки была очень далека от «центра», и Россия ее всегда побаивалась, - утверждал парижский гость. - Поэтому ее ласкали. Ей прощали то, чего не простили бы другим республикам. И для советской администрации это всегда было взрывоопасное место». Насколько Россия побаивалась Грузии – это, конечно, тема для историков интересная. А вот насчет «советской администрации» - то тут и рассуждать нечего: эти самые администраторы (Сталин /Джугашвили/, Берия, Орджоникидзе, Енукидзе и прочие русские) действительно считали Грузию местом «взрывоопасным», все как один съехали оттуда в Москву, а многих соотечественников-грузин отправили путешествовать на Крайний Север, в Сибирь или – напрямую к праотцам. Закончив это, организовали «морение голодом» исключительно украинцев по этническому признаку, о чем так проникновенно говорил маэстро Иоселиани, и потом, как он точно заметил, «чего только с украинцами не вытворяли».  

Самое ужасное, что каким-то неведомым образом вся эта история с травлей Грузии и Украины дошла до наших дней, когда, по словам Иоселиани, «все это продолжается».

После этих слов мастера стало страшно, сразу вспомнились тени забытых предков (Сталина, Берия, Орджоникидзе, Енукидзе и прочих «русских варваров»), которые, совершенно мистически, продолжают глумиться над народами Грузии и Украины, несмотря на свое небытие.  

Живя в Париже, мосье Иоселиани не упускает возможности напомнить о себе в прессе или телеэфире. Если не в киноведческом ключе, так в политическом. Известный российский ученый и политик, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая рассказывает: «Недавно участвовала в дискуссионном клубе на канале «Франс-3». Отлично получилось: 5 участников и публика. Французский депутат, журналист, известнейший профессор-демограф Эммануэль Тодд, кстати, написавший очень прозорливую книжку, где предсказал крах американской бумажной финансовой системы - гигантской пирамиды и крах американского доминирования. Далее я - ваша покорная слуга и в качестве представителя грузинской позиции - интеллигент режиссер Отар Иоселиани. Большего вреда своей Грузии эта кинематографическая знаменитость не мог принести. Он начал с того, что «таких наций, как осетины и абхазы, нет, таких языков не существует, что спустились дикари с гор на их «грузинские земли», «российское правительство - это наследники Берия и Сталина», конфликт «устроила оставленная советами подрывная гэбистская сеть с бомбами и террористическими ячейками», а русские - «так это вообще монголы, неевропейская нация, у них, мол, даже физиогномические черты это доказывают»... Позорище!

Ведущий заерзал, стал его перебивать: во Франции нет большего криминала, чем оскорбить какую-то нацию.

Эммануэль Тодд бурно возмущался: «Так может говорить о других только неевропейская нация!» Я заметила, что вот, мол, мой уважаемый оппонент выбрал такую логику, в которой и вашу Французскую революцию, наверное, сделали британские шпионы, чтобы уничтожить соперницу, русскую революцию - немецкие шпионы. Объяснила публике, откуда ведется конфликт, как Грузия выходила из СССР, как нарушила закон, лишив автономии права на отдельный референдум, как те не подчинились насилию, как Грузия никогда не контролировала эти территории, потому-то у осетин и абхазов никогда и не было грузинских паспортов, а оставались лишь истекшие советские. В заключение сказала я, что самым желательным для России всегда была бы большая сильная и дружественная Грузия, но сами видите, какое отношение...» («Комсомольская правда, 13 октября)..  

Не правда ли, рисуемая грузинским киногением что в Париже, что в Киеве масштабная историческая ретроспектива полна тонкого юмора, иронии, сатиры и множества других едва уловимых смыслов и художественных оттенков, столь присущих ему в годы творческого подъема?

Блистательным подтверждением этого стала финальная фраза маэстро в одном из киевских интервью: «Дело в том, что они все – завоеватели. Наглые, мерзкие... Это я про русских».

Хотелось бы поспорить с парижским гостем Киева только в одном: не все русские такие «мерзкие и наглые», как ему кажется. Вот пример.  

Не так давно на той же Украине, во Львове, проходила 15-я книжная выставка-ярмарка. Русскую литературу на форуме представляли писатели Татьяна Толстая, Александр Архангельский, Захар Прилепин и Владимир Сорокин, поэты Елена Фанайлова и Федор Сваровский. Улицы и площади Львова, а также почти все помещения, где проходили мероприятия форума, украшали грузинские флаги. Довольно крупное полотнище развивалось над входом в Театр имени Леся Курбаса - там проходили авторские вечера Татьяны Толстой и Владимира Сорокина. Висел грузинский флаг и на стене кафе, где проходила феминистская дискуссия, в которой участвовала Елена Фанайлова. Красовался белый стяг с красными крестами и на львовском кафе "Мазох", где проходила открывавшая «русскую программу» пресс-конференция Владимира Сорокина. На вопрос, почему российская интеллигенция не протестует против российской политики по отношению к Грузии, Сорокин ответил уклончиво, сказав, что на сегодня в России не сформулирована сущность протеста, который мог бы объединить людей, но по всему чувствовалось, что модный писатель хорошо понимает суть вопроса и страдает, что «сущность не сформулирована».

Так что у господина Иоселиани есть надежда, что либеральная часть российской интеллигенции не так «нагла и мерзка», как прочие русские, и многое из сказанного грузино-французской знаменитостью разделяет.

Опять, для вящей доказательности, пример.  

В интервью австрийской газете «Der Standard» тот же господин Сорокин открыто заявил, что: «Команда, находящаяся сейчас у власти, очень беспокойная, ведет себя очень нервно и иногда впадает в паранойю. Если всмотреться в лица Путина и Медведева, я сказал бы, что они излучают беспокойство и озабоченность». А ранее в интервью «El Pais» писатель уже заявлял, что Россия возвращается в Средневековье, а переживаемый страной процесс можно сравнить с феодализацией: «Мы движемся к феодальной России, где власть снова становится чем-то абсолютным и непонятным народу, и нисколько не считается с народом».  

Так что Россия, господин Иоселиани, разная. Как видите, есть в России те, кто не дает грузинам убивать «спустившихся с гор» осетин и абхазов, а есть и те, кто видит в этом «возвращение в Средневековье». Полный и почти парижский плюрализм мнений!

Правда, однажды Наталия Нарочницкая заметила: «Если сами не будем глумиться над своей историей, то и другие не посмеют».

Применительно к нашей истории – не посмеют ни господин Кикабидзе, ни мосье Иоселиани, ни прочие интеллигентные люди, которых грызет страшный русофобский червь.  

…На память вдруг пришли слова великого сына Грузии и России, великого педагога, народного учителя СССР, почетного академика Российской академии образования Шалвы Александровича Амонашвили. В одной из своих книг, говоря о работе учителя, он использовал такую аллегорию: «Достаточно зазвучать в горах одному голосу, и сразу же за ним последует несколько десятков отзвуков. И эхо будет длиться дольше, нежели сам звук, вызвавший его».  

Так вот – и с теми словами, что были брошены в адрес России грузинской интеллигенцией после грузинской же агрессии в Южной Осетии: десятки, сотни отзвуков последовали вслед за ними. И эхо от этих подлых, другого слова не подберешь, слов будет еще долго длиться по обе стороны Кавказского хребта. Долгое эхо «не друга». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.