Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 марта 2024
Айнар Комаровскис: «Россия – единственная страна, вместе с которой мы можем выжить»

Айнар Комаровскис: «Россия – единственная страна, вместе с которой мы можем выжить»

Антирусская и антироссийская политика властей гибельна для Латвии, особенно в период мирового экономического кризиса
29.04.2009
Айнар Комаровскис: «Россия – единственная страна, вместе с которой мы можем выжить»

На латвийском Интернет-портале tvnet.lv появилась статья, ошеломившая своим содержанием местных наблюдателей. Ее автор - не политик, не входит ни в одну из партий. Сотрудник одной из консалтинговых фирм, он уже несколько лет углубленно изучает историю отношений Латвии и России, латышей и русских, пишет статьи на эти темы. Айнар Комаровскис - латыш по национальности, но высказывает весьма крамольные для официальной пропаганды взгляды. Нам удалось связаться с г-ном Комаровскисом. Вот что он ответил на вопросы "Столетия".

- Русских, живущих в Латвии, а это примерно 30 процентов населения, называют оккупантами, чужаками, пришельцами, как их только не обзывают. То, о чем пишете вы, сильно отличается от официальных версий и государственной идеологии.  

- Прискорбно, что под влиянием политической конъюнктуры мы все больше забываем свои истоки. Пребывание русских, или балтийских славян на наших землях измеряется периодом более чем в 1000 лет. 

Открываю книжку К. Декена «Краткий курс истории» (на латышском языке) изданную в 20-е годы в Латвии. Там говорится, что Прибалтика до прихода немцев находилась под влиянием варягов и русских. Латыши (имеются в виду отдельные племена, населявшие нынешнюю территорию Латвии) долгое время жили вместе со славянами. Поэтому наш язык ближе к русскому, чем к немецкому. Прибалтика, будучи территорией подвластной русским, впитала в себя и Православное христианство. Находясь под немецким игом до конца XVIII века, предки латышей по статусу приравнивались к скоту и рабочему инструменту в руках местных шведских и немецких землевладельцев. Когда же управление взяло на себя Российское государство, началась реализация программы развития местного самоуправления. Открывались латышские школы, зачастую за счет немецких школ. Коренное население получило возможность обучаться и в российских вузах. В русле российской политики формировался литературный латышский язык и письменность; начали издаваться книги на латышском языке. В Санкт-Петербурге при содействии Императорского Университета выходила первая газета на латышском языке – «Петербургас Авизе».  

- Выходит, латыши чем-то обязаны России и русским за формирование своей национальной самобытности?  

- Да, и в свое время они это ясно понимали и глубоко чувствовали. Я написал об этом в своей статье, опубликованной одним из латышских порталов, привел выдержку из выступления в Российской Государственной думе Яниса Голдманиса (позже – министр земледелия Первой Латвийской Республики) накануне Первой мировой войны, в июле 1914 года: «Среди латышей и эстонцев нет ни одного человека, который бы не осознавал, что все, чего мы достигли, получено под патронатом российского орла. И все то, что сбылось, и то, чего так желают латыши, возможно единственно потому, что Балтийский край и в будущем станет составлять неделимую часть России. Ни национальность, ни язык, ни вера не мешают нам, латышам и эстонцам, быть пламенными патриотами России и защищать свое Отечество плечом к плечу со всем русским народом… Не только наши сыновья, братья и отцы будут бороться в рядах армии – в каждом доме, на каждом шагу враг встретит своего самого непримиримого противника, от которого в последнюю предсмертную минуту услышит только одно: «Да здравствует Россия!».  

- Но ведь потом настроения в Латвии изменились и события стали развиваться совсем в другом направлении.  

- Действительно, после отречения императора и создания Временного правительства российская государственность стала быстро рушиться. Опасаясь большевиков и получив моральную и материальную поддержку Запада, латвийские политики – государственные наместники – Янис Чаксте и Карлис Ульманис - взяли курс на отделение Латвии от великой родины. К этим замыслам присоединились и немцы, когда они получили подтверждение получения прав на земли и имущество.  

- А какова была реакция населения?  

- Не у всех эти планы вызвали энтузиазм. Больше всего возражали против отделения от России люди, проживавшие в восточной части страны, многие столетия жившие отдельно от западных и центральных областей. Они согласились на новое государственное устройство только после того, как получили обещания культурной автономии и соблюдения прав народа. Жизнь показала, что их ждало глубокое разочарование. 

- Но потом пришла независимость, как иногда говорят, «золотое 20-летие».  

- Трудно назвать этот период золотым. Разрыв связей с Россией дорого обошелся Латвии. Некогда развитая промышленность, интегрированная в экономику одной из крупнейших держав мира, быстро захирела. За 20 лет страна так и не достигла производственного уровня 1913 года. Западные промышленные державы контролировали латвийскую экономику и внешнюю политику. За экспорт продукции государство в целом получало гроши: за экспортируемое масло – главный вывозимый из страны продукт – по 4,4 доллара в год на каждого жителя. Добавленная стоимость была очень низкой, поэтому крестьянские хозяйства массово становились банкротами, росла безработица, в начале 30-х годов порой достигая 50 процентов. А полные прилавки в магазинах и на рынках указывали только на предельно низкую покупательскую способность основной части населения.  

- Годы советской власти в Латвии ныне интерпретируются в Латвии как самые мрачные.  

- С этим можно поспорить, во всяком случае, если говорить об экономике. В послевоенные годы в Латвию были вложены огромные средства для развития промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства, на образование и науку. Прирост производства в советское время измерялся не процентами, а разами: с 1945 по 1965 год экономический потенциал страны в сравнении с 1940 годом вырос в 17,4 раза. В 1990 году Латвия представляла собой страну с высокоразвитым народным хозяйством, без долгов, с положительным торговым балансом, с высокой платежеспособностью и социальной защищённостью народа. Причём, латыши имели в своём распоряжении не только все атрибуты национального развития, но и колоссальные средства для этого, предоставляемые СССР. Латышские дети учились на латышском языке, изучая русский язык как дополнительный. В вузах Риги невозможно было выучиться на художника, агронома, архитектора без владения латышским языком. Любой латыш мог, не покидая Риги, получить фантастическое по нынешним временам образование в Институте гражданской авиации или в Мореходной академии им. Кронвальда. В вузы СССР латышей принимали по льготным квотам, не требуя того уровня владения предметами, который требовался от русских абитуриентов. Нужно помнить, что всё это было ещё и бесплатным. Сегодня об этом можно только мечтать. Мировой кризис поставил страну на грань банкротства.  

- Разве сегодня экономическое положение Латвии такое уж плохое? Ведь внешне столица республики выглядит вполне благополучным городом.  

- Это только фасад. За 18 лет национальная власть разрушила и распродала накопленное наследие, к тому же погрязла в огромных долгах. Чтобы оправдать разрушительную политику, ориентиром развития страны была избрана ненависть к восточному соседу и к местным по-русски мыслящим жителям. Началось культурное, социальное, экономическое, политическое, правовое унижение русской общины. Об этом я тоже напомнил в своей статье.  

- Власти заставляют русскоязычных учить латышский, а вы считаете, что коренное население должно учить русский?  

- Власти не преследуют цель научить русских латышскому языку. Истинные цели здесь такие: создать у русских отвращение к латышскому языку и к латышам; создать у латышей неприязнь к русским; ущемить и изолировать тех, кто хочет сохранить свои русские корни, язык и мировоззрение, а остальных - ассимилировать.  

Русскоязычные должны, конечно, чувствовать потребность в изучении языка страны, в которой они живут. Но в Латвии из-за соответствующей политики латышский язык у русских подчас отождествляется с языком враждебно относящейся к ним власти.  

- Какова была реакция на такие неординарные для современной Латвии мысли? Вам не досталось от ваших оппонентов?  

- Опубликовал мою статью портал www.tvnet.lv. Но он недостаточно популярен. Портал по популярности №1 в Латвии - www.delfi.lv – отказал в публикации. Он отклонил две трети из моих статей. Появись мои мысли, например, в дневной газете «Неаткарига Рита Авизе», думаю, народ бы зашевелился и задумался. К сожалению, эта газета за 10 лет не опубликовала ни одной моей статьи.  

Отклики на публикации на www.tvnet.lv разделились следующим образом: из 96 комментариев около 70 были с бранной руганью против мыслей автора, около 15 были «за», и остальные – нейтральны. Основной посыл оппонентов: «Очередная провокация по заказу России или русских», «Автор не в ладах с умом», «Куда смотрит наша Служба безопасности?», «Наверное, русские начинают предвыборную агитацию» и так далее.  

Но надо учитывать, что большинство людей статьи и новости читают, не оставляя комментариев. Так или иначе, высказанная мысль осядет в памяти и поправит взгляды тогда, когда наступит время выбора.  

- Какой же выход из трудного положения вы предлагаете?  

- Единственный выход – обеспечить равные права для русских здесь, в Латвии, и восстановить нормальные экономические связи с Россией. В мире есть только один народ, который может быть к латышам бескорыстным и признавать их себе равными даже тогда, когда сами они этого не признают. Россия – единственная страна, вместе с которой мы можем выжить.  

- Но сегодня в латвийском обществе столько недоверия к русской части населения! Что бы вы посоветовали латышам, чтобы рассеять это недоверие?  

- Я уже посоветовал в своей статье. Начните читать новости в русских газетах, Интернете, и вы лучше поймете русских. Начните читать книги на русском языке, понемногу откроете для себя русский мир! Если еще не освоили язык соседей или забыли его, начинайте овладевать! Лучше всего - стараясь разговаривать с русскими на их родном языке. А самым действенным оружием стало бы новое средство массовой информации на латышском языке, преследующее цели обеспечения населения правдивой информацией и воссоздания единства и согласия народа, населяющего республику.  

- Вы призвали своих сограждан-латышей вместе с русскими выйти 9 мая с цветами к памятнику Победы в Риге. Какой вы видите в этом смысл?  

- Признаюсь, еще несколько лет назад я не помышлял посещать советские памятники. А в восьмидесятые годы не рад был строительству монумента Освободителям в Риге. Но если большинство латышей поддалось пропаганде, то я с каждым годом все больше понимал суть событий. Посещение русской святыни в Риге должно подействовать как отрезвляющий удар по латышскому мещанскому мировоззрению - ведь такое для латышей по сей день было немыслимым. Этот призыв с приближением 9 мая и с очертаниями ожидаемого страшного и беспросветного будущего должен был заставить латыша взглянуть на своего русского соседа иным взглядом - как на последнюю надежду своей жизни, как гаранта будущего своих детей и своего народа. 

Вел беседу Лев Паршин 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..