Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Севморпуть: курс в будущее!

Севморпуть: курс в будущее!

СМП уже сравнивают с Суэцким каналом
Сергей Осипов
19.09.2018
Севморпуть: курс в будущее!

Первый в истории проход заграничного контейнеровоза по Северному морскому пути. Это событие, без сомнения, запомнится. За датским судном обязательно последуют другие «первопроходцы». Только успевай «столбить» маршруты в Арктике! Все чаще Северный морской путь начинают сравнивать с Суэцким каналом. Одни – с раздражением, другие – с интересом.

Конечно, они совсем разные, сравнение не очень уместно. Но объединяет их перспектива развития, а еще многих волнует фактор принадлежности. Правда, у Суэцкого канала перспективы уже в прошлом, а вот у СМП – все в будущем. То есть южный «собрат», образно говоря, готовится передать северному эстафетную палочку. Одной из первых ее подхватила буквально на днях датская компания Maersk. Она решила, впервые в своей истории, провести контейнеровоз Venta Maersk именно по Северному морскому пути.

Как отметил президент РФ Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, проход первых контейнерных судов – это новая страница в истории торгового мореплавания, она подтверждает востребованность российской Арктики и Северного морского пути как международного коридора.

На борту Venta Maersk – 3600 стандартных контейнеров. Вначале судно взяло груз электроники из Южной Кореи, затем свежемороженую рыбу из Владивостока и направилось в северные широты. Конечный пункт – Санкт-Петербург с заходом в германский Бремерхафен. Предстоит преодолеть более 14 тысяч километров. Основная часть маршрута пройдет в исключительных экономических водах России, а значит под контролем нашей страны.

К этой морской экспедиции, действительно, приковано внимание – как в России, так и в мире. Российская федерация до недавнего времени использовала СМП в основном в усеченном формате. Сейчас основная точка развития на арктическом побережье страны – нефтегазовые месторождения. Построен порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря. Его специализация – транспортировка сжиженного газа. Основные маршруты – в Китай и страны Юго-Восточной Азии. А потому проход датского контейнеровоза по всему СМП – это, как говорится, ария совсем из другой оперы. Без сомнения, после Venta Maersk последуют другие . И тут только успевай застолбить место.

Конечно, «застолбить» можно по-разному. Например, Россия активно вкладывает средства в развитие инфраструктуры СМП. Это и подготовка транзитных портов, и создание ледокольного флота, корабли которого будут сопровождать торговые суда. Нужно упомянуть и реализацию проекта по строительству Северного широтного хода – железной дороги, которая соединит несколько нефтегазовых месторождений и городов в Ямало-Ненецком округе с выходом на Свердловскую железную дорогу, то есть к основной железнодорожной сети страны.

Другие пытаются «застолбить» СМП с помощью раздраженных статей в ряде зарубежных СМИ о том, что, дескать, из-за потепления климата Северный морской путь будет полностью во власти России, а это негоже с мировой точки зрения, а точнее – с американской. Только ведь принципиальное различие между Суэцким каналом и СМП в том, что последним Россия не владеет. Просто его основная часть проходит в исключительных экономических водах нашей страны, и она станет зарабатывать деньги, прежде всего, на услугах по обеспечению комфортной транспортировки грузов. А это, как говорится, большая разница по сравнению с Суэцким каналом, вокруг которого в прошлом было сломано немало копий и жизней.

К Северному морскому пути однозначно внимание будет только расти. Потепление климата вкупе с новыми технологиями, в том числе в судостроении, позволять его освоить в полной мере.

Главное его преимущество – он заметно короче по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

Эксперты говорят, что разница достигает порядка двух неделей. А это в мире мировых грузоперевозок – значимый показатель: экономия получается существенной. Тем более, уже не нужно ограничивать судна по тоннажу.

Конечно, и о «минусах» никто не забывает. Навигационный период в северных широтах заметно короче, суровую зиму никто не отменял. И все же расчеты показывают – у СМП хорошее будущее. Если сейчас у России объем перевозок по Северному морскому пути составляет несколько миллионов тонн, то руководством страны поставлена задача довести этот показатель до 80 млн тонн к 2024 году.

В настоящее время южный маршрут – бесспорный лидер в международных торговых перевозках В 2017 году через Суэцкий канал было перевезено свыше 1 млрд тонн грузов. Это примерно в пять тысяч больше, чем по СМП. Но начало уже положено, и самое главное – к русской Арктике проявлен интерес. В самом лучшем для нас смысле этого слова.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..