Санкционный тупик
На прошлой неделе Госдеп США распространил высказывания Энтони Блинкена о том, что российская экономика «превратилась в собственную тень»: золотовалютные резервы страны якобы сократились более чем на половину, а свыше 1700 компаний уменьшили, остановили либо вообще прекратили свою деятельность на территории РФ. Как заявил дипломат, «это десятки тысяч рабочих мест, массовое бегство иностранных специалистов и миллиарды долларов упущенной выгоды для Кремля».
Суждения Блинкена вызвали осуждение экономистов, которые увидели в его речи в Финском институте международных отношений предвзятую необъективность и негативную заданность. Госсекретарю США своей речью, понятно, хотелось взбодрить страну, погрязшую в долгах, охваченную социальным кризисом, которую регулярно сотрясают забастовки, но, похоже, ему это не удалось.
Финляндия пока ещё находится в самом начале своего экономического падения, немалую роль в котором играет разрыв сотрудничества с Россией. Финская экономика держится на плаву за счёт подушки безопасности, накопленной за предыдущие годы нейтралитета. Ситуация не настолько плачевная, как в других странах ЕС, например, в Германии или Польше. Однако перспективы у страны невесёлые. Видимо, понимая это, Блинкен стремился всячески унизить нашу страну, заявив, что, мол, у соседей дела ещё хуже, и победа Запада уже близка.
Действительно, США усилили давление на Россию, дополнив чёрный список Минфина США и Госдепа сотнями предпринимателей, помогающим России «в уклонении от санкций». Новые ограничения со стороны США затронули Запорожскую АЭС, Главный вычислительный центр Генштаба Вооруженных сил России, Государственный зерновой оператор (ГУП «ГЗО») и других юридических. Под новые санкции попали «Мегафон» и технопарк «Сколково», руководители «Росатома», крупнейших российских оборонных компаний, банков и даже Институт прикладной математики им. Келдыша. А 200-процентная пошлина на алюминий и алюминиевые товары из России, введённая отдельным распоряжением президента США Джо Байдена вопреки всем нормам ВТО, должна была вызвать протесты владельцев алюминиевых предприятий и погубить всю отрасль. Но какие бы рестрикции не придумывали наши противники, российским компаниям удаётся их обойти с помощью надёжных партнёров и союзников.
Конечно же, мы тоже не молчим, стараемся отвечать на хамские выпады наших противников. Прекратив обслуживание и техподдержку американских самолётов, принадлежащих российским авиакомпаниям, производители авиатехники потребовали немедленно рассчитаться за лизинговые контракты в американской валюте или вернуть назад самолёты. Наши авиакомпании согласились заплатить за лизинг, но только в рублях. Однако зарубежные партнёры настаивали на своём и гордо отказывались забирать деньги, зависшие на счетах «С». Если Центробанк установит лимит на хранение этих средств, то невостребованные деньги могут вернуться отечественным компаниям, а удержание зарубежного имущества поможет вразумить европейских политиков.
Да, фурам с нашими товарами теперь нельзя следовать через страны Евросоюза, и мы вынуждены использовать для перевозок морские порты Турции или Казахстана. Но кто от этого больше пострадал: Россия или те, кто вводил санкции? Теперь Финляндия закупает энергоресурсы втридорога у США и Норвегии, выросли цены на продукты, их ассортимент заметно уменьшился. Особенно больно ударила по соседней стране прекращение поставок русской древесины, к чему финские мебельные комбинаты оказались совсем не готовы. Финские фирмы, которым теперь отказано в закупке их товаров, теперь терпят убытки, а наши производители их успешно замещают.
В ответ на недружественную политику Варшавы наша страна решила ввести запрет на проезд польских большегрузов по нашей территории. России это ничем не грозит. За полтора года наши компании научились завозить всё, что нужно, окольными путями. А вот для поляков потеря ключевого транзитного региона обойдется более чем восемью миллиардами долларов в год. При растущей инфляции это больно ударит по простому потребителю.
Всё больше государств помогают России обойти санкции. Даже воинственно настроенные к нам поляки используют любую возможность, чтобы обойти запреты. Так, например, завод известной фирмы LG начал устанавливать на телевизоры софт Smart TV для России. Теперь польские товары ввозятся в Белоруссию, а откуда поступают к нам по параллельному импорту.
Столкнувшись с проблемами со SWIFT, тридцать российских банков уже подключились к китайской платежной системе CIPS, другие ждут своей очереди. В ответ на ограничения поставок энергоресурсов на Запад, Россия и Иран создают нефтегазовый консорциум, который будет контролировать 40% мировых запасов газа и 15% нефти.
Многие на Западе признают, что против России уже не работают ни первичные, ни вторичные санкции. А выявлять фирмы, оказывающие содействие российскому бизнесу, становится всё сложней.
Это подтверждает отчёт консалтинговой компании Corisk, проанализировавшей данные таможенных служб из двенадцати стран ЕС, а также Норвегии, Великобритании, США и Японии. В обход экспортных санкций в нашу страну было ввезено запрещенных санкциями товаров на сумму 8,5 миллиарда долларов. Аналитики Берит Линдеман и Ивар Дейл утверждают, что попытки EC и США как можно больше насолить России терпят неудачу.
Как ни странно, крупнейшими экспортёрами санкционных товаров в Россию остаются недружественные нам Германия и Литва. Почти половина этого параллельного экспорта направляется через Казахстан, а остальная часть уходит в Грузию, Армению, Кыргызстан и другие страны.
На Западе никак не могут понять: почему же экономика России не падает под беспрецедентными санкциями? Французский экономист, директор Центра исследований индустриализации (CEMI-EHESS) Жак Сепир так отвечает на этот вопрос: реальный объём экономики России должен быть как минимум в три раза больше, чем об этом заявляют, и составлять 5-6% от мирового ВВП (около 7,5-9 триллионов долларов), то есть больше, чем у Германии. Иначе невозможно объяснить, почему в России при столь мизерных по сравнению с западными странами зарплатах жителям доступно благ столько же, как и в странах Запада. Если бы экономика России была мизерной (жалкие 1,75%, которые ей отводят), то под воздействием санкций она бы уже рассыпалась, а мир её исчезновение не заметил. В итоге, как утверждает Сепир, экономика России выдержала, а вот западные страны впервые за 40–60 лет испытали экономические потрясения, так и не найдя действенного способа их преодоления.
После того, как в течение пяти дней в марте 2023 года обанкротились три крупных банка США, в американской Википедии появился раздел «банковский кризис 2023 года». В России же после введения санкций не обанкротился ни один банк.
В ЕС устанавливают предельные цены на продукты из-за их резкого подорожания. Несмотря на принятые меры, ситуация не улучшается. Шведский экономист Ларс Йонунг указывает, что подобного в Европе не было с семидесятых годов прошлого века. Пакет молока в одни руки становится новой реальностью для ЕС. Хозяйкам приходится посещать несколько магазинов, чтобы купить необходимую еду для семьи. В России же дефицита продуктов не наблюдается. Более того, в апреле она стала единственной страной в Европе с продуктовой дефляцией. Об этом говорят данные национальных статистических служб сорока стран Европы.
Низкие цены на энергоносители, о которых с восторгом пишут западные СМИ – это оптовые цены. Выгоду от этого имеют энергетические компании, а конечный потребитель вынужден расплачиваться с ними по завышенной стоимости, чтобы компенсировать прошлогодние убытки. Прошлым летом хранилища заполнялись газом, купленным по две тысячи долларов за тысячу кубометров, а потом (после снижения цен) продавать его приходилось в несколько раз дешевле. Надеяться на то, что энергоносители будут и дальше дешеветь, не приходится. Они перетекут на Азиатско-Тихоокеанский рынок, а бесплатно в ЕС никто ничего поставлять не будет.
Не замечая всего этого, Энтони Блинкен принимает желаемое за действительное.
Санкции, которыми со всех сторон обложили нашу страну, разумеется, нанесли вред экономике, но она не пострадала так, как рассчитывали хозяева Белого дома. В то же время у России появились возможности решить коренные проблемы.
То есть для США, как считает экономист Василий Колташов, получился результат, обратный желаемому. А вот в самих Соединённых Штатах проблемы нарастают: только за первый квартал этого года американцы сняли со своих счетов и депозитов около полтриллиона долларов. Люди не доверяют банковской системе и Администрации президента США Джо Байдена, разворачивается кризис недвижимости, резко упали коммерческие инвестиции. Рынок в США и дальше будет пребывать в депрессивном состоянии. Представителям Белого дома нельзя признавать, что санкционная политика провалились. В противном случае американский народ станет громче задавать вопросы о целях финансирования Украины.
Несмотря на провалы своей политики, США по-прежнему называют себя мировым экономическим лидером. Но это лидерство во многом определено простой эмиссией доллара, который сам же Вашингтон и назначил мировой валютой. Почему бы на эти деньги не развивать проекты НАСА и космическую программу Пентагона? А мы не можем себе позволить выделить «Роскосмосу» и десятую часть американских расходов. Миллиардер Илон Маск, имя которого у всех на слуху, получил от государства готовые технические наработки и космодром. А «Роскосмосу» пришлось российский космодром Восточный строить за собственный счет.
Британия, Германия, Франция привыкли брать ресурсы у зависимых от них стран за копейки и при этом ещё и обвинять свои бывшие колонии в отсталости. Никто на Западе особо и не скрывал своего стремления обобрать и Россию, надолго обеспечив её техническую отсталость. Да и сегодня никто с нами технологиями делиться не хочет.
В то же время в России есть и собственные разработки в тех сферах, где страна не входит в число лидеров. В чём-то они уступают признанным на мировом уровне моделям, но, главное, они служат людям.
Суперджет КБ Сухого в технологическом плане пока отстаёт от Боинга, но он летает. «Роскосмос» проводит меньше пусков космических аппаратов, чем НАСА, но проводит более результативно. Процессор «Байкал» не дотягивает до мировых стандартов, но надёжно работает.
Сравнение России с «коллективным Западом» по условиям жизни, производства и развития, вообще, выглядит странным, потому что они и мы живём в совершенно разных измерениях. Необъятные просторы и природные богатства дают нашей стране особые преимущества. Но бескрайние дали – не только благо и очей очарованье. Значительная часть российских просторов приходится на тайгу, болота, тундру, горы и прочие малопригодные для проживания человека природные районы. Чего стоит доставка всего необходимого в Анадырь или Норильск? Непросто обеспечить учителями малокомплектные сельские школы и медиками – пункты первой помощи, заставить работать транспорт на такой огромной территории, да ещё и организовать охрану границы. Доставить груз из промёрзшего Магадана в Москву намного сложнее, чем из Конго во Францию, потому что Африка ближе. Удобных для комфортного проживания территорий у нас в разы меньше, чем в США. Так справедливо ли Воркуту или Якутск сравнивать по удобствам и благоустроенности с уютными Осло или Копенгагеном?
Россия получила от судьбы довольно много, и это обязывает. Но и своим трудом наш народ уже немалого добился.
Нашу страну обложили санкциями так, что любая другая держава давно загнулась бы, а Россия не просто выжила, но и вошла в число десяти крупнейших экономик мира. К рублю растёт доверие в мире.
Как говорил великий китайский полководец Сунь-Цзы, война – путь обмана. Кто обманет противника, то и выиграл. Стараясь унизить Россию откровенной ложью, западные лидеры не хотят признавать, что сами загнали свои страны в санкционный тупик, выход из которого при их политике пока что не просматривается.
?>