«Под чужую дудку плясать не будем»
После того, как Международный валютный фонд вновь пересмотрел прогноз роста российского ВВП на 2024 год в сторону повышения (до 3,2%), Россия попала в фокус внимания западных СМИ, сообщивших, что на Западе внимательно изучают феномен российской экономики.
Французская Le Figaro опубликовала прогнозы видных учёных, согласно которым российская экономика в этом году превзойдёт соответствующие показатели США, Японии и Франции. Такую активность Стокгольмский институт мира связывает с бурным ростом заказов на вооружение.
В прошлом году, по сообщениям ТАСС, на которые ссылаются серьёзные исследователи, рост в «оборонке» происходил на 30-40 % быстрее, чем в 2021 году. По оценке МВФ этот показатель составил $115 миллиардов, то есть за десять лет военные расходы выросли на 57%.
Произошли перемены и в международной торговле. Индия и Китай в значительной степени заменили России европейских потребителей, нарастив импорт нефти от 80% до 90 %. По словам Мишеля Фукена, советника Cepii (французского института исследований в области международной экономики), это привело к «исключительному» профициту платежного баланса, близкому к «250 миллиардам долларов» (десять лет назад он оценивался в 63 миллиарда). Привалившее богатство ограничило рецессию 2022 года до 1,2% и позволило щедро финансировать СВО.
«Мобилизация экономики государством для поддержки военных действий оказывает стимулирующее воздействие на активность, как со стороны предложения (промышленное производство, строительство), так и со стороны спроса (выплаты и пособия военнослужащим и их семьям)», – полагает Жюльен Веркёй (Julien Vercueil), доктор политических наук и преподаватель Inalco. Однако, несмотря на то, что международные финансовые организации щедро выдают России оптимистичные прогнозы, французский аналитик предупреждает, что «российская экономика ходит по лезвию ножа» и «перспективы на 2024-2025 годы менее благоприятны». В то же время, Веркёй признаёт, что «санкции не разрушили российскую экономику, но создали для неё серьёзные затруднения». Первые ответные ограничительные меры «значительно дестабилизировали российскую финансовую систему». Отток капитала, который они ускорили, по словам Жюльена Веркёйя, создавал риск «опустошить резервы Центрального банка в считанные недели и спровоцировать крупный финансовый кризис». Москва восполнила этот пробел вводом жёстких мер валютного контроля. Больно ударил по российской экономике и запрет на торговлю продукцией двойного назначения или некоторыми товарами военного применения. Известный учёный строит свои предположения на том, что «спецоперация и санкции стоили России от 5% до 6% ее ВВП, или двух лет экономического роста» и «будут продолжать это делать в будущем».
Трудно не согласиться с тем, что российской экономики пришлось пройти непростой путь и в этом году предстоит выдержать ещё одно испытание – двойные санкции, действие которых и определит её устойчивость и зрелость, способность быстро адаптироваться к самым неожиданным козням Запада.
Ведь теперь из-за кордона стреляют не только по России, но и тем, кто прямо или косвенно, через посредников, имеет дело со страной-изгоем.
Сегодня в опале у Запада финансовые учреждения и другие юридические лица, зарегистрированные в третьих странах, уличённых в нарушении антироссийских рестрикций. Давление настолько высоко, что даже некоторые китайские банки, как утверждает Жюльен Веркёй, «начинают считать, что российский рынок не стоит риска попасть под западные санкции, особенно американские». Вот и главный государственный банк Дубая, как пишет Washington Post, закрыл некоторые счета российских олигархов и нефтетрейдеров. Турецкие кредиторы всё более настороженно относятся к операциям, связанным с Россией. Австрийские банки, позволявшие некоторые отступления от принятых правил в обслуживании российских клиентов, нарвались на недовольство Соединенных Штатов.
К проблемам с проведением платежей добавляются к сложностям с дедолларизацией внешних расчётов на фоне ослабления рубля на мировых рынках. Банк России повысил долгосрочные процентные ставки до 16%, при этом инфляция в 2023 году может составить составит более 7%. Рост цен негативно сказывается на экономике, задачи которой в нынешних условиях усложняются тем, что одновременно с финансированием СВО, правительству приходится поддерживать уровень жизни населения и обеспечивать макроэкономическую стабильность. Сдерживание инфляции требует сокращения государственных расходов, но власти на это пойти не могут. Выбрав «подходящий» момент Запад стремится ещё сильнее «ударить по кошельку Кремля».
«Пришло время медленно разорить российскую экономику», – читаем в интервью немецкому изданию Der Spiegel Александра Прокопенко, бывшей сотрудницы Центробанка, уехавшей из России и обосновавшейся в Берлине в Евразийском центре Карнеги и Центре восточноевропейских и международных исследований (ZOiS). Вместо того чтобы «перекрывать Западу доступ к российским деньгам», заявила она, «мы могли бы попытаться стимулировать отток капитала из России», поощряя его наряду с утечкой мозгов. Это, по её мнению, поможет обескровить экономику нашей страны.
Но что бы ни предлагали переметнувшиеся во вражеский стан так называемые специалисты по России, по мнению Мишеля Фукена и других авторитетных учёных, в условиях даже самых жёстких ограничений Россия, «со всеми её предполагаемыми слабостями, сможет выжить».
И не только выжить, но и противостоять новым угрозам. Вопреки советам бывшей сотрудницы Центробанка Александры Прокопенко, Указ президента о возврате и репатриации экспортной выручки будет продлён как минимум до конца года. И при нынешнем раскладе, когда проведение трансграничных платежей затруднено западными санкциями, его действие может принять бессрочный характер, что только укрепит курс национальной валюты. Бизнесу, привыкшему валюту для расчётов прятать за границей, придётся проявлять гибкость, изобретать новые схемы, и тут, конечно, не обойтись без дополнительных издержек. Но ничего критичного не произойдет, правительство, как и раньше, окажет поддержку. А сегодня оно должно в первую очередь руководствоваться интересами всей экономики, а не отдельных экспортёров.
Несмотря на изощрённые и подлые удары коллективного Запада российская экономика не растеряла запас прочности.
На пленарной сессии выставки «Иннопром. Центральная Азия», открывшейся в Ташкенте, вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что экономика России не теряет своих конкурентных преимуществ.
Несмотря на высокую ключевую ставку Банка России, инвестиционная активность в российской экономике растёт, поддержку отраслям оказывает, в частности, заказ со стороны государства. Инвестиционную активность «поддерживают и реализуемые правительством традиционные и новые системные механизмы, а также преференциальные налоговые режимы». При этом самое главное, по его словам, «это, конечно, масштабный спрос для промышленности, который генерирует государство и все отрасли экономики, двигаясь в направлении технологического суверенитета».
О том, что дела в нашей промышленности действительно идут неплохо, говорит не только резко сократившийся дефицит бюджета (с более 2,5 триллиона до менее 1,5 триллиона), но и уровень делового настроя. Так, если в России индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах в марте 2024 г. вырос и составил 6,0%, то в Евросоюзе упал до -8,4%.
Возомнившие себя вершителями судеб всего человечества, никак не поймут, что как бы они ни старались, а отменить Россию не получится. Саммит лидеров стран ЕС не поддержал предложение верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля направить 90% прибыли от замороженных российских активов на военную помощь Киеву. А на днях стало известно, что Швейцария, не желая участвовать в грабеже, одобренном Соединёнными Штатами, уже разблокировала порядка $317 млн из российских активов. Углубленное расследование показало, что юридические требования по блокировке этих активов не были соблюдены.
Канада ещё больше удивила мир, разрешив использовать «запрещённый» российский титан при производстве Airbus, пишет агентство Reuters. И таких проколов с санкциями, судя по всему, будет выявлено ещё немало.
Международный бизнес не желает плясать под чужую дудку и терять наработанные связи с Россией. Но какие бы настроения не преобладали сегодня у деловых элит на Западе, обольщаться не стоит.
Правительству РФ приходится разрабатывать антисанкционные меры на все случаи жизни, потому что в нынешних условиях защита от вражеских происков должна быть особенно надёжной.
Помощник президента РФ Максим Орешкин на форуме «Создай наше» сообщил, что «в российской экономике в ближайшее время будут происходить серьёзные структурные изменения». Прежде всего, это – «опора на собственные технологические платформы». Орешкин вкратце описал, как под воздействием санкций будет меняться географическая структура развития экономики: «Это и поворот на Восток, всё, что связано с развитием крупных транспортных логистических коридоров. Это серьезное изменение баланса между крупными городами, малыми городами и селами, из-за того, что проникает интернет, маркетплейсы, логистика. Возможность сделать бизнес по всей стране становится более доступной». Происходит активное освоение внутреннего рынка. В ряде отраслей ожидается бум развития. В качестве примера помощник президента привёл «туризм, который собирает в себе несколько отраслей, по плану, который сейчас заложен, должен удвоиться с точки зрения своего вклада в ВВП». Словом,
речь идёт о развитии и доминировании довольно новой для нас сфере – экономике предложения.
Несмотря на возрастающие военные и санкционные угрозы, экономика России продолжит развиваться в мирном русле, обгоняя по темпам роста оборонно-промышленные комплексы США и Европы.
Приток инвестиций, изменение рынка труда, эффективность реального сектора и опережающее развитие инфраструктуры позволит ей стать четвёртой экономикой в мире, обогнав Японию. К этому и будет стремиться в своей работе кабинет министров.