Плюс «усадьбизация» всей страны
В отличие от Гайдаровского форума, который, кстати, не проводится уже второй год, Московский экономический форум (МЭФ) заявляет о себе как дискуссионная площадка, на которой собираются сторонники антилиберальных экономических идей и говорят больше не о деньгах, а о возможностях для людей.
В этом году участниками форума стали не только экономисты и промышленники, но и представители стран БРИКС+, а также философы, деятели культуры – защитники традиционных и патриотических ценностей. Ведь экономика, считают участники, какой бы совершенной она не была, должна опираться не только на опыт успешных западных стран, но и на достижения наших предков. Без опоры на духовные и культурные ценности невозможно построить справедливое общество, сократить разрыв в доходах богатых и бедных, увеличить в разы число благополучных людей.
Не всё, разумеется, упирается в рост зарплат. Надо подходить к проблеме благосостояния с другой стороны – со школьной скамьи создавать у молодежи привлекательный образ жизни и работы на производстве. Руководитель машиностроительного завода «Тонар» Денис Кривцов предлагает изменить подходы к стандартам благополучия, основанным на потребительской корзине и МРОТ. «Молодым людям надо показывать перспективы благополучной жизни, только так можно привлечь и работников на завод, и других специалистов – педагогов, учителей, всех, кто составляет основу среднего класса», – убеждён Кривцов. Работодатели должны ориентироваться на реальные запросы нынешней молодежи: «В 25 лет должно быть свое жилье, машина, в тридцать пять – дом, чтобы трое детей там нормально помещались».
Чтобы люди не уезжали из глубинки, необходима новая государственная программа развития малых городов и сёл. Приоритетом должно стать строительство одноэтажных домов со всеми удобствами, а не «человейников». Только тогда в скором времени можно ждать прибавления населения.
Член Совета федерации Евгений Савченко, долгое время возглавлявший Белгородскую область, представил свою концепцию солидарного общества. В новом укладе, который грядёт на смену капитализму, должны быть сбалансированы все отношения между государством, обществом и гражданами – справедливое распределение вновь созданного богатства между государством, собственниками и трудовыми коллективами. Такой подход, по словам Савченко, подразумевает «новую архитектуру власти, модернизацию социального устройства, инновационно-центричное развитие науки и духовно-центричное мировоззрение». В его основе – перестройка системы распределения всей производимой в экономике добавленной стоимости. Сенатор считает несправедливым, когда несколько тысяч собственников получают в своё распоряжение в два раза больше прибыли, чем доходы 50 млн наёмных работников. Многие люди, по мнению Евгения Савченко, заживут гораздо лучше, если свободную прибыль компаний ограничить так, чтобы она не превышала фонд оплаты труда. Доходы самых высокооплачиваемых сотрудников не должны превышать доходы низкооплачиваемых больше чем в три‒пять раз. Тогда предприятия, как в советское время, смогут строить своё жильё и оздоровительные центры для сотрудников. Среди предложений опытного управленца – перенос основной налоговой нагрузки с прибыли, зарплат и добавленной стоимости на ресурсы, комиссии банков и предметы роскоши, введение института трудовой собственности, перевод наёмных работников в категорию совладельцев.
Евгений Савченко также предложил свой план по улучшению демографии, назвав его «проектом усадьбизации» России, благодаря которому, по его расчётам, к 2120 году возможно вдвое увеличить население страны.
Ведь каждый многоэтажный дом в городе, как поёт известный бард Игорь Растеряев, – это памятник умирающей деревне. Развернутый план Савченко по реализации программы «Усадебный дом» строится на 25-процентной компенсации семейного кредита на дом за каждого ребенка («Пятеро детей – дом бесплатно») плюс выплата родительского пособия в 50 тыс. рублей в месяц (начиная с четвёртого месяца беременности). Чтобы побороть демографический спад необходимо стремиться к среднему показателю три-четыре ребенка на семью в течение трёх поколений. Для достижения таких целей подойдёт проект «Усадебный дом» для 10 миллионов молодых семей. Для его успешной реализации нужно обеспечить финансирование строительства до 10 миллионов и одного гектара земли на усадьбу, а также создать для всего этого инженерную и социальную инфраструктуру.
Поддержать семью могли бы аналоги европейских строительно-сберегательных кооперативов, помогающих молодёжи накопить на жилье. Почему бы и у нас не создать своеобразные кассы взаимопомощи, подключив к этому делу банковское сообщество?
Больших затрат такой проект не потребует, достаточно взимать всего несколько процентов с каждой транзакции и деньги направлять в специальный фонд помощи молодым семьям. Если с каждой тысячи переводить в него хотя бы по одному рублю, то, по расчётам Савченко, в кассу взаимопомощи поступит 3,5 трлн рублей. Этих денег хватит для старта просчитанного им проекта «усадьбизации», чтобы за первые 10 лет развернуть строительство 700 тыс. усадеб в год.
Амбициозные цели и задачи, заявленные в Послании президента Федеральному собранию, требуют нестандартных подходов к построению новой экономической и финансовой системы, при которой производство и благополучие россиян росли бы опережающими темпами. По мнению заместителя секретаря Общественной палаты РФ Александра Галушки, «мы только начинаем вырываться из старых догм и стереотипов». В ближайшее время нам предстоит преодолеть «очевидные стоп-факторы, не дающие нашему потенциалу реализоваться».
Для ускорения развития потребуются изменения кредитной политики, развитие дешёвого длинного проектного финансирования, строительство новых заводов, освоение новых технологий и масштабное импортозамещение.
Главную проблему современной российской экономики директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв видит в низком качестве аппарата управления. «Может, руководство правительства и способно внедрять новые модели управления, но министерства и ведомства пока к этому не готовы», – полагает учёный.
В прошлом году в нашей экономике произошёл масштабный структурный сдвиг, главным драйвером которого стал рост обрабатывающей промышленности. Чтобы обеспечить быструю загрузку производственных мощностей, «потребуются новые решения, надо будет очень быстро менять модель управления и модель развития экономики».
Создание экономики справедливости предполагает новые подходы, когда бедные платят меньше налогов, чем богатые, сырьевики отдают в бюджет больше, чем производители готовой продукции, пошлины на экспорт продовольствия не тормозят развитие сельского хозяйства, а Центробанк не только борется с инфляцией, но и стимулирует развитие промышленности. Тормозом развития промышленности по-прежнему является стоимость ресурсов, энергии, которые обходятся нашему производителю дороже, чем зарубежным покупателям. Поэтому мы развиваемся не так быстро, как могли бы.
Депутат Госудмы Оксана Дмитриева обеспокоена тем, что с уходом из России главного выгодополучателя в лице международного финансового капитала всё ещё «остаётся возможность для перекачки бюджетных средств в собственный финансовый сектор и банковскую систему, а также бесконтрольное расходование бюджетных средств за «балансом бюджета» в источниках покрытия дефицита». Она предлагает «отменить текущее бюджетное правило, изменить бюджетную классификацию – все поступления показывать в расходах, а также отказаться от практики профицитных бюджетов». Тогда, по её расчётам, экономический рост у нас будет не 3,5%, а 7,8% как в Индии.
За отказ от сложившегося бюджетного правила выступает и академик РАН Роберт Нигматулин. Все резервные фонды, по его словам не должны превышать 15% от ВВП страны, а рост инвестиций составлять 5–7% в год. Вместе с тем «необходимо совершенствовать кадровый состав, а также организовать отбор инвестпроектов и увеличить с 5 до 10% затраты на научно-технические разработки».
Как заметил экономист Василий Колташов, сегодня нужны не управленцы, которые мало что умеют, а люди, обладающие конкретными прикладными знаниями и навыками. На них и должна делаться главная ставка в развитии среднего и среднеспециального образования.
Академик Сергей Глазьев представил на форуме свою программу ежегодного прироста ВВП не менее чем на 8% в год в течение пяти лет. Для этого нужно в два раза нарастить объём инвестиций и повысить нормы накопления в полтора раза – до 35% от ВВП, а также в три раза увеличить финансирование науки. «Без решения этих вопросов трудно говорить о сохранении РФ как суверенного государства», – сказал Глазьев. У страны есть возможности повышения производительности труда за счёт роботизации и автоматизации. Основным препятствием, по словам академика, является недостаток средств, а «это результат многолетней политики "зажимания кредита" и завышения процентных ставок».
Но даже при жёсткой кредитно-денежной политике Центробанка, как отмечает в своём отчёте американский S&P Global, в марте состояние российской обрабатывающей промышленности резко улучшилось. Она ставит рекорд за рекордом и «игнорировать их не получается даже у наших заклятых друзей». Несмотря на все трудности, Россия выстояла и развивается.
Обсуждаемые на МЭФ проблемы поднимались и на стратегической сессии «О развитии экономики предложения», которую недавно провёл премьер Михаил Мишустин.
Усилия правительства направлены на то, чтобы к 2030 году Россия вошла в четвёрку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. Для этого, как сказал премьер, нужно действовать очень активно, сразу по нескольким направлениям.
Они связаны с форсированием притока инвестиций, трансформацией рынка труда, повышением эффективности реального сектора и опережающим развитием инфраструктуры. Никогда раньше такие амбициозные цели не ставились. А значит, для их достижения потребуются нестандартные решения и новая концепция справедливого развития, обсуждению которой и были посвящены дискуссии на Московском экономическом форуме.
2. Но глобалисты почувствовали опасность и наверняка предпримут меры, чтобы и "слово" не вылетало. Так что впереди - серьезнейшие события, которые не только определят направление движения корабля под названием Россия, но и само право на ее дальнейшее существование.
3. Если кто подумал, что чрезмерно сгущаю краски, просто попытайтесь почувствовать то невероятное напряжение, которое витает в воздухе.