«Обелить» – не разорить
Стратегия «обеления» экономики, по сути, сводится к тому, чтобы не допустить ухода от налогов, подтолкнуть бизнес к честному поведению. В 2026 году государство усиливает превентивный контроль за бухгалтерией со всех фронтов: банки под надзором ЦБ будут пресекать подозрительные финансовые операции, а ФНС – добиваться поступления налогов уже на этапе предпроверочного анализа. Навести порядок с платежами должно развитие цифровых инструментов, которые активно внедряют в свою работу налоговики, Центробанк и весь банковский сектор.
Расчёты теневой занятости и зарплат в конвертах ведутся давно. А вот какой объём неучтенных денег скрывает бизнес в том или ином городе или посёлке, точно сказать не может никто. Методики оценок «белого», «серого» и «чёрного» бизнеса разнятся настолько, что использование одних и тех же официальных данных даёт разные результаты. За 2010 – 2017 гг. Международный валютный фонд (МВФ) оценил долю теневой экономики Российской Федерации в 33,7% ВВП. В начале 2022 года, перед началом военной спецоперции на Украине, перед принятием адских санкций против России по миру разлетались сообщения, что теневой сектор российской экономики вырос до 38% ВВП. Отсюда следовал вывод, что иметь дело со страной, живущей не по правилам, не престижно и даже опасно: обманут... Резонансный материал произвёл обратный эффект: иностранному бизнесу оказалось выгодно договариваться с нашими предпринимателями, научившими выживать в лихие девяностые, придумывать серые схемы, прятать деньги в оффшорах и выходить сухими из воды.
После объявления «адских санкций», заморозки золотовалютных резервов Центробанка, хранящихся за границей, блокировки международной системы платежей SWIFT, ограничения доступа наших компаний на западные рынки, товарооборот между Россией и ЕС по итогам 2022 года оказался максимальным с 2014 года.
Но вот что интересно: послабления для бизнеса, связанные с пандемией коронавируса и стремлением Запада как можно больше навредить нашей экономике, не привели к ускоренному росту теневого сектора. Министр финансов России Антон Силуанов недавно заявил, что на сегодня (по данным на ноябрь 2025 года) доля теневой экономики в стране составляет приблизительно 10 –12% ВВП, что гораздо меньше, чем в других странах. И дело не только в разных подходах и оценках официальной статистики и независимых экспертов. В нашей стране действительно немало сделано для того, чтобы «обелить» бизнес, считавшийся скрытным от налогов.
А ведь ещё не так давно картина была совсем другой. Эксперты РАНХиГС утверждают, что доля занятых в теневом секторе в общей структуре российского рынка труда в конце 2020 года составляла 28 процентов от всего занятого населения страны – 21,1 миллиона человек. Причем для 11,2 процента опрошенных (порядка 8,4 миллиона) «серый» заработок являлся основным источником дохода. Проблема серой зоны состоит в том, что неоформленные на работу официально не платят налоги, не идут отчисления в Социальный фонд, а государству приходится потом приходится назначать таким людям социальные пенсии, задействовать систему медицинского страхования.
В качестве меры борьбы с неформальной занятостью стало введение в России налога на профессиональный доход (НПД), или самозанятость. В качестве пилотного проекта он появился в 2019 году сначала в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане, а потом его распространили на всю страну. Самозанятыми в России стали в основном таксисты, курьеры, арендодатели, репетиторы, ремонтники, маркетологи, журналисты и программисты. Все они вышли из тени, согласившись отчислять государству по 4 и 6 процентов (если имеют дело с юридическими лицами). Кроме пониженных ставок подоходного налога (НДФЛ) самозанятым предоставлялся налоговый вычет 10 тысяч руб. Власти обещали не менять налоговый режим для кустарей и предпринимателей-одиночек 10 лет. Кроме того, для поддержки в кризис государство вернуло самозанятым налоги за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тысячи рублей (в то время минимальный размер оплаты труда). За один только год они заработали 130 миллиардов рублей и заплатили налоги на 1,7 миллиарда рублей.
Низкий режим налогообложения, по замыслам правительства, должен был вывести из тени миллионы россиян, увеличить собираемость налогов. Так и произошло. Но со временем некоторые фирмы начали изобретать новые схемы ухода от налогов с использованием самозанятых.
Хорошо, что массовый характер это не приобрело. Счётная палата выявила признаки злоупотреблений только у 1,8 процента от общего числа зарегистрированных.
Российские власти по-прежнему видят в налоге на самозанятых потенциал для вывода предпринимателей из тени, но для этого нужны дополнительные стимулы, уверены в Счетной палате. Для желающих выйти из тени аудиторы предложили ряд бонусов, и если их примут, то самозанятые смогут получить льготный кредит или рассчитывать на дополнительные меры поддержки от государства. Кроме того, верхний предел дохода предлагалось плавающим, привязав к инфляции.
Несмотря на выявленные злоупотребления опасаться, что приложение «Мой налог», по которому в один клик могут рассчитываться люди, оказывающие услуги, закроют, не стоит. Рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, предусмотрен нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется в России по инициативе Президента. Но это вовсе не значит, что налоговая к ним будет более благосклонна, чем к другим. За любые нарушения придётся отвечать и «большим», и «малым» представителям бизнеса.
В плане структурных изменений в российской экономике до 2030 года, который представлял главе государства вице-премьер Александр Новак, борьба с тенью выделена особо. Мероприятия, предусмотренные в «плане обеления», направлены на усиление ответственности за несоблюдение установленных норм и требований, изложены меры по совершенствованию законодательства, в отдельных случаях предумотрено введение нового регулирования.
План состоит из шести разделов по секторам экономики, где проблема «обеления» стоит наиболее остро, и охватывает не только внутренний рынок товаров, но и торговлю в рамках ЕАЭС, оборот наличных денежных средств и цифровых валют, нелегальное кредитование, торговлю табачной и никотинсодержащей продукцией.
Чтобы пресечь нелегальный товарооборот из дружественных стран, в новом году правительство запустит механизм подтверждения адресата – российского получателя товаров, ввозимого из стран ЕАЭС, наладит контроль за авансовыми платами НДС по так называемой системе СПОТ.
Федеральную налоговую службу России наделят полномочиями по контролю стоимости ввозимых из ЕАЭС маркируемых товаров. Будет исключён бесконтрольный переток из России наличных рублей, имеющих неустановленное происхождение, в том числе в государства – члены ЕАЭС, а также вывоз золота в слитках с территории России.
Правительство усилит борьбу с лицами, осуществляющими деятельность в сфере торговли и оказания услуг без государственной регистрации или работающих без контрольно-кассовых аппаратов.
Александр Новак пообещал урегулировать вопрос подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми, заставить предпринимателей вести законодательное закрепление признаков трудовых отношений и усилить их административную ответственность за уход от уплаты в полном объёме налогов и страховых взносов.
Сократить долю наличных в торговом обороте правительство собирается не командными методами, а с помощью комплекса мер по стимулированию перехода к безналичным формам оплаты.
Сегодня Минфин разрабатывает законодательство по регулированию оборота цифровой валюты. За нарушение законодательства о майнинге цифровых валют будет установлена административная ответственность, за незаконный майнинг – уголовная. А для ушлых дельцов, незаконно предоставляющих потребительские кредиты, будет ужесточена ответственность вплоть до уголовной. Лицензирование поможет навести порядок в оптовой и розничной торговле табачной и никотинсодержащей продукцией.
В правительстве рассчитывают, что выполнение всех предусмотренных планом мероприятий приведёт к снижению доли теневой экономики в валовом внутреннем продукте на полтора процентных пункта за три года. При этом сумма дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней составит до 0,5% ВВП с учётом чистого экспорта в год по сравнению с прошлым годом, или порядка до одного триллиона рублей ежегодно начиная с 2027 года. Понятно, что расчёты эти условные: в казну может поступить гораздо больше, а может и меньше. Всё будет зависеть от того, как поработают контролирующие органы наверху и внизу.
Принимая план по «обелению экономики», правительство даёт понять, что с 1 января 2026 года требования к ведению бизнеса ещё больше ужесточаются. Так, например, вводится обязательная уплата страховых взносов с минимального размера оплаты труда для всех руководителей коммерческих организаций – даже если предприятие не работает и они фактически зарплату не получают или получают меньше МРОТ.
Такой налог не кажется разорительным. При новом МРОТ (27 093 рубля с 2026 года) платёж составит чуть больше восьми тысяч рублей. Но так называемых «нулевых» организаций , которые зарегистрированы, но фактически деятельность не ведут, такая мера заставит задуматься.
В документе определены три ключевые цели: увеличение налоговых поступлений за счёт легализации бизнеса, снижение конкуренции со стороны теневых предприятий, создание более прозрачной и предсказуемой экономики для предпринимателей.
Для того, чтобы выявить нарушителя налоговой не нужно засылать на предприятия бригады инспекторов. Узнать, что «варится» у вас на финансовой кухне, позволяет комплекс современных, удобных и клиентоориентированных сервисов. ФНС России собирает и делится с органами власти огромным количеством данных, которые активно применяются при выработке государственной политики и реализации стратегических инициатив.
С июля 2023 года все наши налоги, взносы и авансовые платежи объединены в единый платёж, Благодаря внедрению Единого налогового счёта (ЕНС) налогоплательщика, на котором учитывают все его платежи (налоги, взносы, пени, штрафы), а также переплаты и задолженности, сумма невыясненных поступлений сократилась в 28 (!)раз, а число должников – в два раза. Ни один электронный рубль в платежах и взаиморасчётах благодаря цифровому контролю не проходит незамеченным.
Сегодня налоговая создаёт единый регистр населения, который уже объединяет данные 11 ведомств и свыше 148 млн цифровых профилей граждан. Ежедневно в такой системе обрабатываются свыше миллиона ведомственных запросов, причём большинство из них – менее чем за две минуты. Цифровая трансформации, как сказал вице-премьер Дмитрий Григоренко, сделала ФНС безусловным лидером инноваций, и даже, как он выразился, общепризнанным эталоном качества и эффективности для всей системы государственного управления.
Но продвинутые технологии бессильны там, где господствует наличный расчёт и серые схемы ведения бизнеса. Бороться с так называемой неформальной экономической деятельностью будут с помощью «мягкой» силы (упрощение отчетности, расширение преференций для значимых отраслей и внедрение цифровых госуслуг).
Не откажутся и от жёстких мер (усилят контроль налоговой и других контрольно-надзорных ведомств). Важно отметить, что сегодняшняя контрольная деятельность носит всё больше профилактический характер, позволяя на начальных этапах выявить уязвимые места бизнеса и принять необходимые меры.
Ознакомившись с планом по обелению экономики, Президент обязал незамедлительно навести порядок на оптовых и розничных рынках. Кардинально сократить нелегальную занятость, которая нарушает права граждан, усилить контроль за обращением наличных. При этом он подчеркнул, что здесь важно действовать грамотно, не создавать ограничений для экономического роста. Предприниматели и компании, которые порядочно, добросовестно ведут свои дела, свой бизнес, должны получить новые возможности для развития, прямую, ощутимую выгоду от «обеления» рынка.
Любой план – не догма, По ходу исполнения в него будут вноситься изменения, исходя из того, как будет меняться ситуации на рынке. Что-то придётся скорректировать уже сегодня, в считанные дни уходящего года.
Президент обратил особое внимание на то, что большинство мероприятий плана по «обелению» отдельных секторов экономики, предполагающих принятие федеральных законов, отнесено на четвёртый квартал 2026 года, а НДС-то подняли сейчас. Нужно ускорить законодательную работу, чтобы доходы не уходили в тень и собираемость налогов не ухудшилась.
Но какие бы изменения не вносились, главная задача ФНС, как подчеркнул руководитель налоговой службы Даниил Егоров, остаётся – «не навредить экономике, которая сегодня точно нуждается в нашей поддержке».
Фото Комсомольской правды


