Морские ворота Запорожья
Вопреки санкционному и военно-политическому давлению Запада на обширную Запорожскую область, экономика региона, почти полностью освобожденного от ВСУ и натовских наемников, всё активнее включается во внешнеторговые связи РФ.
В 2023-м область собрала рекордный урожай зерновых – до 2,5 млн тонн, из которых около 1 млн т. отправлено на экспорт. И это притом, что в аграрных районах Запорожья военные действия завершились незадолго до зерновой страды!
В ближайшие два года зерновой экспорт из этого региона планируется увеличить до 1,5-1,7 млн тонн в год, а урожай зерновых должен превысить 3 млн тонн. Впрочем, этот обширный регион экспортирует не только зерновые, число стран – торговых партнеров области перевалило за 20. Внешнеторговые поставки осуществляются, в основном, за рубли.
Среди основных импортеров запорожского зерна (в основном, кукурузы и пшеницы) – Египет, Турция, Сирия, Ливан, Тунис, Китай… Отправка зерновых грузов происходит из портов Бердянска, Крыма, Анапы, Мариуполя. Решены все логистические проблемы, в короткий срок сформирована необходимая инфраструктура по экспорту не только зерновых, но и других товаров.
Регион экспортирует также муку, растительное масло, шрот подсолнечника.
В 2023 г. в области создан Государственный зерновой оператор, взявший на себя функции «единого окна» при оказании логистических услуг и обслуживания зарубежных покупателей. Успешная работа этого оператора обусловлена высоким качеством зерновых продуктов и гибкой экспортно-ценовой политикой производителей.
Благодаря существенной государственной поддержке, в регионе развиваются транспортная и промышленная инфраструктуры. В планах развития области на 2024-2026 гг. – окончательное восстановление мощностей в химпроме и легпроме, энерго- и сельхозмашиностроении, в рыбной, мясо-молочной, консервной отраслях. Реализация этих планов позволит нарастить экспорт более чем вдвое в сравнении в 2023 годом.
А для комплексной поддержки товаропродвижения на экспорт, в Запорожском регионе с этого года действует Региональный экспортный центр. Центр оказывает помощь местным компаниям-экспортерам по работе в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, в ближайшие год-два 5 выставочных центров области за рубежом получат образцы разнообразной продукции наших АПК и других отраслей. Затем, через региональный экспортный центр – с помощью минэкономразвития РФ – будут осуществляться регулярные связи с бизнесом в тех странах, куда планируется наращивать экспорт.
Что же касается восстановленного Бердянского порта – он работает уже на полную мощность, Весьма важно, что этот порт расположен ближе всех к азовско-черноморскому проливу и, соответственно, к внешнеторговым маршрутам в Черноморском бассейне. Его загрузка к началу апреля с.г. уже превысила 50%.
Примечательно также, что если в последнем квартале 2023 г. объем перевозок через Мариупольский порт, также приведенный в порядок в кратчайшие сроки после военных действий, увеличивался на 3-6% в месяц, то Бердянского – более чем на пятую часть. Схожая динамика сохраняется и в текущем году. Это обусловлено, во-первых, меньшими объемами разрушений в данном порту; во-вторых, меньшим спросом на ледовую проводку судов. Положительно влияет также, повторим, максимальная приближенность Бердянска к Черноморскому бассейну.
Хотя порт в Бердянске пока менее мощный, чем Мариупольский, зато он универсальный, способен переваливать различные виды грузов: зерно и нефтепродукты, уголь и кокс, руду и металлы, химудобрения…
Часть экспорта металлургических грузов ДНР и ЛНР осуществляется тоже через Бердянск. Частично используется этот порт и для экспорта сельхозпродукции Херсонской области.
Плюс к тому, для ускорения комплексного экономического развития, повышения экспортных возможностей новых регионов и укрепления их связей с другими регионами России, к 2026 году через Запорожскую область будет проложена новая железная дорога. Она по кратчайшему маршруту соединит Бердянск с Мариуполем, а также Крым с ДНР-ЛНР и другими регионами России.
К слову, это проект еще начала 1950-х. Но в 1954-м, в связи с передачей Крыма Украине его упразднили: в Киеве стремились ограничивать транспортные взаимосвязи РСФСР не только с Крымом, но и с приазовскими областями, что находились в Украинской ССР…
Словом, Запорожская и другие новоприсоединенные области всё активнее включаются во внешнеэкономические связи России. Укрепляя, тем самым, и геополитические позиции РФ в обширном азовско-черноморском бассейне.
Комментарии
?>