Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 сентября 2024
Кому не нравятся турецкие помидоры?

Кому не нравятся турецкие помидоры?

О некоторых аспектах импортозамещения
Валерий Панов
04.07.2016
Кому не нравятся турецкие помидоры?

Как только властями России было принято решение о снятии с Турции продуктового эмбарго, в информпространстве страны стала массово тиражироваться заметка о том, что из-за «прощения Анкары» отечественные сельхозпроизводители могут потерять до 300 млн долл. Эту информацию российские СМИ повторяли несколько дней подряд. Ее и сегодня можно найти в интернете.

Помощник главы службы Россельхознадзора Алексей Алексеенко отмечает: «Потери наших производителей составят более 200 миллионов долларов. В принципе, согласен с такой оценкой. Любой перерыв в поставках чреват переделом рынка, что сейчас и произойдёт. Нашим производителям уже удалось заместить помидоры, огурцы, "суповой набор", картофель. По экзотическим фруктам пока проседаем: хотя в Краснодарском крае выращивают киви и лимоны, этого явно недостаточно, но здесь идёт замещение турецкой доли продукцией других стран».

Премьер РФ Дмитрий Медведев попытался было успокоить взбудораженное этими комментариями общество, поскольку вполне естественно было предположить, что свои потери, как часто и делается, производители возложат на потребителей.

Он сказал, в частности, что ныне страна в состоянии прокормить себя. Не знаю, насколько общество успокоилось после этих слов, но подобные утверждения не звучали в России с советских времен. С хрущевских еще, кажется.

Вдобавок Дмитрий Медведев успокоил, как мог, и торговцев продовольствием. Власти России не намерены освобождать занятые ниши в торговле для каких-либо государств, включая и Турцию, сказал он в программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия1». «… совершенно очевидно, что мы не будем сознательно менять экономику под любое государство, в том числе и под такого нашего крупного торгового партнера, как Турция», - подчеркнул российский премьер. И заметил, что ряд экономических ниш был занят другими странами.

«Это касается и поставок сельхозпродукции, и туристического продукта, и каких-то других направлений сотрудничества. Естественно, тем, кто пришел с добрыми намерениями на наш рынок, не будут поступать сигналы, что возвращаются турецкие поставщики продуктов, товаров, и они должны уйти. Нет, все останется, как есть»,— заявил Д. Медведев, отметив, что это касается и связей с Евросоюзом. Короче говоря, премьер откровенно дал понять, что работать туркам придется в условиях значительно возросшей конкуренции, и не только с российскими производителями, но и с теми, кто занял их места после введения российских санкций. Откуда в таком случае появились панические настроения? Чего боятся отечественные производители?

Для начала напомним, что с 1 января с.г. действует запрет на ввоз в Россию турецких апельсинов и мандаринов, винограда, яблок, груш, слив, абрикосов, персиков, включая нектарины, земляники, клубники, томатов, репчатого лука и шалота, цветной капусты, брокколи, огурцов,  корнишонов и другой сельхозпродукции. Под эмбарго также попали тушки и субпродукты домашних кур и индеек, соль и гвоздики. В марте были введены ограничения на поставку перца и гранатов, а с 25 апреля - баклажанов. Кроме того, в мае Россельхознадзор запретил ввоз в Россию турецкого салата-латука и салата «Айсберг». 

Запрет правительства на эти и другие продукты на рынке расценили как радикальную меру, потому что Турция для России была главным поставщиком. Так, по данным ФТС за 2015 г., на долю Турции приходилось почти 53% от всего импорта томатов в Россию в денежном выражении и 54% — в натуральном. В 2015 г. из Турции было поставлено 292,8 тыс. т томатов на сумму в 281,1 млн долл. Далеко не случайно гендиректор агентства «FruitNews» Ирина Козий назвала запрет турецких помидоров одной из самых критичных для российских потребителей мер, на которую решилось правительство. Турция также была крупнейшим поставщиком винограда, и каждый пятый мандарин, попадавший к нам, был выращен в этой стране.

Но в экономическом мониторинге Минэкономразвития от 27 июня уже говорится, что импорт товаров из Турции, запрещенных к ввозу с начала этого года, за первые четыре месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 274,6 млн долл. Фактически произошло, так сказать, обнуление поставок. Наибольшее снижение было зафиксировано в отношении свежих томатов (на 159,1 млн долл.), мандаринов (на 42,6 млн долл.) и апельсинов (на 29,3 млн долл.). При этом российский импорт названных товаров из всех стран по итогам января—апреля 2016 года тоже сократился - на 21,2%, что во многом является результатом как антироссийских санкций, так и российских контрсанкций.

Вместе с тем, когда РБК опросил шесть крупнейших продуктовых ритейлеров (торговцев, ориентированных на массового покупателя) России, которые занимают более 20% рынка розничной торговли, то выяснилось, что почти все они сумели заменить турецкие поставки овощей и фруктов.

В товарообороте этих компаний доля турецкой продукции сократилась до 1–3%. Например, крупнейший российский ритейлер «Магнит» заменил турецкие продукты в основном поставками из Марокко, Азербайджана и Армении, рассказывал финансовый директор компании Хачатур Помбухчан.

Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в интервью РИА «Новости» тоже сказал, что турецкие продукты были заменены на продукцию Азербайджана, Армении, Сербии и Чили, которая не отличается по качеству. «Например, турецкую индейку полностью заменила чилийская. За первый квартал было поставлено 24 тысячи тонн, - говорил он. - Часть ассортимента продукции на себя взяла Сербия. За 5 месяцев экспорт из этой страны вырос на 9%. Надо понимать, что российский рынок достаточно емкий, та же самая Москва потребляет 12 миллионов тонн – это очень большая цифра». Чиновник уточнил: «Если взять первый квартал 2016 года, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поставки томатов из Азербайджана увеличились – в 4 раза, из Марокко – в 1,5 раза, огурцов из Ирана – почти в 2 раза, мандарин из Пакистана — в 1,5 раза. Кур у нас и так много было всегда».

Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев отмечал, что отрасль будет работать в соответствии с принятыми правительством решениями. «Никакого дефицита по запрещенным категориям нет», — сказал он. Источник РБК в менеджменте сети, входящей в топ-5 ритейлеров, сообщил, что хотя компания полностью перестроилась на поставщиков из других стран, ей будет интересно турецкое предложение. «Чем больше открытых рынков, тем больше гибкости, с точки зрения цены и качества. Турецкие поставки были интересны ритейлерам всегда, потому что те страны, которые заменили эту продукцию, зачастую оказывались компромиссным решением», — сказал не названный собеседник РБК, но сделанный им вывод не стал от этого менее важным.

Главное, обратите внимание, речь не идет о российских поставщиках – только зарубежных. Такое вот оно, российское импортозамещение. При этом, по мнению представителей крупнейших торговых сетей, продукты из Турции могут вернуться в магазины РФ уже через несколько недель после снятия ограничений на импорт.

«Отрасль будет работать в соответствии с принятыми правительством решениями. Срок восстановления поставок — различный для разных сетей, но несколько недель — вполне реалистичный срок», — сказала директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова. С этим сроком согласна и директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. «Для восстановления поставок продуктов производителей из Турции компании "Ашан Ритейл Россия" понадобится около недели», — говорит она.

Все это, конечно, хорошо, но остается вопрос: будут ли турецкие продукты востребованы у потребителей? В АКОРТ по этому поводу еще раз напомнили, что ритейлеры для недопущения дефицита и ценовых скачков на рынке в полной мере заменили турецкие овощи и фрукты поставками из Азербайджана, Армении, Египта, Израиля, Ирана, Китая, Марокко и Узбекистана.

А директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда была еще более категорична. Турецкие овощи вряд ли будут востребованы в России до осени, даже если будет снят запрет на их поставки, поскольку отечественный производитель сейчас может предложить более дешевую продукцию, считает она. «Российские овощи хорошие и дешевые, огурцы по 29 рублей уже в магазинах. Никакой турецкий огурец дешевле стоить не будет, они не востребованы», — аргументировала свой вывод эксперт. По ее словам, РФ производит достаточно овощей, способных не только удовлетворить внутренние потребности, но и пойти на экспорт.

Утверждение очень любопытное. Такое впечатление, что г-жа Шагайда не бывает ни в магазинах, ни, тем более, на рынках, в том числе и выходного дня, которых сейчас, например, в Москве с пятницы по воскресенье работает множество. Там цены, в частности, на огурцы, раза в три-четыре выше, чем она назвала. А на черешню, вишню, персики, абрикосы цены достигают трех-четырех сотен рублей за кг. Почти столько же стоят и помидоры. Причем на таком уровне цены держатся с того самого момента, как началась торговля свежими фруктами и овощами. И как прилюдно заявляют продавцы, вся эта продукция выращена в России, преимущественно – в Краснодарском крае и в Крыму. А по секрету доверительно сообщают, что большая часть товара – импортная, причем, прежде всего, из тех стран, поставки из которых запрещены российским правительством. И не верить им, полагаю, нельзя. Приведу такой пример: «крымскую» и «краснодарскую» клубнику продавали уже тогда, когда она там еще не поспела. Как удалось выяснить, этот вкусный продукт был греческого происхождения.

Именно по причине столь удивительного «импортозамещения» продавцам удается держать высокие цены, которые обеспечивают весомую прибыль всем участникам цепочки «зарубежное поле-российский прилавок».

Появление на рынках турецкой продукции может нарушить этот быстро сложившийся паритет интересов. Так, Минэкономразвития РФ не исключает снижения цен на плодоовощную продукцию в России после возврата турецких фруктов и овощей.

Думается, это заявление стало одной из причин паники среди российских и производителей, и поставщиков, что подтверждается и другими участниками продовольственного рынка страны.

«Потребность в тех или иных товарах будет определяться их востребованностью у потребителей, которые, в конечном счете, и определяют ассортимент, делая свой выбор, исходя из соотношения цены и качества. Станут ли турецкие товары снова необходимы российскому рынку — зависит от их конкурентоспособности», — отметила Ксения Бурданова (АКОРТ). В ритейлере «О`Кей» считают, что именно таким свойством продукты из Турции обладают. «Если разрешение на поставки будет дано, мы, конечно же, рассмотрим все возможные предложения от поставщиков — как делали это и раньше. Именно по ценовым параметрам турецкие овощи и фрукты были наиболее конкурентны», — сообщили в торговой сети.

А «X5 Retail Group» (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель») говорят, что уровень взаимодействия с поставщиками из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ позволяет говорить о более серьезной конкуренции для турецких поставщиков, чем это было до введения ограничений на поставку фруктов и овощей из Турции в РФ (о российских поставщиках речи не идет!). «Компания заинтересована в пополнении ассортимента магазинов качественной плодоовощной продукцией, в том числе из Турции», — подчеркнули в пресс-службе X5.

В свою очередь, директор по внешним связям «Дикси» Екатерина Куманина указывает, что дополнительный рынок открывает для ритейлера больший выбор, дает большую гибкость в поиске лучшего качества за наилучшую цену.

«Основной принцип, который исповедует сеть при формировании ассортиментной матрицы — долгосрочное взаимовыгодное партнерство именно с локальными поставщиками. Но в категориях, которые не могут быть заполнены отечественными производителями, мы открыты для новых партнерств и продолжения устоявшихся», — добавляет она.

Такие категории действительно есть. Например, пресс-служба сети «Глобус» сообщила, что вне сезона у российских поставщиков необходимая продукция либо отсутствует, либо представлена в недостаточном объеме. «Речь идет о перцах, томатах и всех косточковых фруктах — абрикосах, персиках», — привели пример в ритейлере. «На полках гипермаркетов и супермаркетов торговой сети могут появиться томаты, клубника, черешня, персики, нектарины, абрикосы, кабачки, перец, баклажаны и лук», — сказала Курносова из «Ашан Ритейл Россия».

При этом, по мнению специалистов, например, по фруктам российские производители не способны тягаться с конкурентами из Турции, прежде всего, в вопросах качества.

Именно по этой причине они боятся конкурентной борьбы. И с целью устранения с рынка соперников периодически обращаются к общественности и к властям с призывами о продлении экономических санкций. С просьбами создать им тепличные условия.

С точки зрения наших сельхозпроизводителей, отсутствие конкурентов является главным стимулом развития производства. Извините, но это какая-то перевернутая вниз головой экономика.

Каким может быть итог такого подхода, хорошо видно на примере сельхозпроизводителей. Вместо готовности к борьбе за рынок с еще одним конкурентом они бросились подсчитывать возможные (!) убытки от заведомого поражения. И свои потери они постараются компенсировать за наш с вами счет

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
09.09.2024
Андрей Соколов
Что на самом деле думают о России в бывших союзных республиках СССР
Фоторепортаж
09.09.2024
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит выставка знаменитого русского сценографа


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.