«Ключом» по инфляции

О том, что охлаждение производства может перейти в переохлаждение и заморозку экономики, накануне заседания совета директоров Центробанка предупреждали не только экономисты и бизнесмены, но и высокопоставленные чиновники. На прошлой неделе заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин заявил, что в 2027 году из-за высоких ставок может резко сократиться объём ввода нового жилья.
Первый вице-премьер Денис Мантуров проинформировал главу государства, что негативный эффект высокой ключевой ставки затрагивает широкий перечень отраслей экономики и российским компаниям непросто работать в таких условиях, да ещё и при постоянно растущем санкционном давлении.
Министр финансов Антон Силуанов отозвался о действиях регулятора более сдержанно: «Центробанк получил большое поле возможностей для принятия решений в части денежно-кредитной политики благодаря замедлению темпов роста кредитования и охлаждению экономики».
Председатель правления ВТБ Андрей Костин, спрогнозировавший снижение ключевой ставки, сообщил журналистам, что заключил пари со своим первым заместителем Дмитрием Пьяновым на десять щелчков, утверждавшим, что ставку сохранят неизменной. Костин оказался прав. Совет директоров Банка России 6 июня 2025 года действительно принял решение снизить ключевую ставку на 100 базисных пунктов, до 20,00% годовых, чем удивил и противников, и сторонников жесткой денежно-кредитной политики.
Главная интрига как раз и состояла в том, что вопреки многочисленным прогнозам Центробанк не только не оставил ключевую ставку на прежнем уровне, но и понизил её, хотя на прошлом заседании в апреле посылал экономике очередной жёсткий сигнал. Многие аналитики трактовали слова Эльвиры Набиуллиной о том, что ключевая ставка Центробанка будет держаться на высоком уровне ровно столько, сколько потребуется, как утверждение, что ждать смягчения денежно-кредитной политики в ближайшее время не стоит. Но Центробанк всё же пошёл на снижение параметров, заданных в конце октября прошлого года.
На решение Центробанка снизить ключевую ставку с 21 до 20% годовых повлияло сокращение инфляционных процессов. На это, кстати, указывали и сама Эльвира Набиуллина, и Росстат.
В апреле текущий рост цен с поправкой на сезонность снизился на 2% в пересчете на год. Оперативные данные в мае также указывали «на дальнейшее снижение текущего роста цен, но со значимым вкладом со стороны волатильных позиций».
«Эффекты жесткой денежно-кредитной политики, в том числе через укрепление рубля, особенно сильно отражаются в снижении роста цен на непродовольственные товары, – уточнила Набиуллина. – В продовольственных товарах и услугах инфляционное давление пока остается высоким». Так что инфляционные ожидания населения несколько выросли. В то же время ценовые ожидания бизнеса продолжили снижаться. И только ожидания участников финансового рынка существенно не изменились. Так что в общем и целом, по оценке регулятора, инфляционные ожидания сохраняются на повышенном уровне. Это может препятствовать более устойчивому замедлению инфляции, что, надо полагать, и не позволило снизить ключевую ставку на более существенную величину.
Некоторые проинфляционные риски, по оценке ЦБ, немного уменьшились, но все ещё преобладают над дезинфляционными на среднесрочном горизонте. Прежде всего, Центробанк беспокоит неснижение инфляционных ожиданий населения в условиях, когда инфляция замедлилась, а рубль укрепился. Хорошо уже то, что под воздействием высокой ключевой ставки российская экономика всё меньше отклоняется от траектории сбалансированного роста, а рост внутреннего спроса постепенно замедляется. Безработица находится на исторических минимумах. Однако, по данным опросов ЦБ, доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, продолжает снижаться. Спрос на рабочую силу в отдельных отраслях уменьшается, и кадры перетекают в другие секторы.
Рост зарплат остаётся высоким и продолжает опережать рост производительности труда. В то же время компании, по данным опросов ЦБ, сохраняют планы по более умеренной индексации зарплат в 2025 году. Отсюда следует вывод: ситуация на рынке труда может надолго остаться напряженной, что будет затруднять возвращение инфляции к цели. Остаются риски, связанные с динамикой мировых цен на товары российского экспорта.
Центробанк также отмечает высокую склонность домашних хозяйств к сбережению и сдержанную кредитную активность, жёсткие неценовые условия банковского кредитования. Словом, предпосылки к смягчению наметились, но остаётся ещё немало факторов, способных разбудить инфляционное цунами.
В нынешних условиях председатель Центробанка не исключила изменения параметров бюджетной политики, что «может потребовать корректировки проводимой денежно-кредитной политики».
«В условиях, когда баланс рисков по-прежнему смещён в сторону проинфляционных, наш подход к снижению ставки требует большой осторожности, – заявила Набиуллина на пресс-конференции по итогам июньского заседания совета директоров Банка России. – Он может предполагать паузы между шагами. Более того, если инфляция перестанет устойчиво снижаться и тем более начнёт расти, не исключено повышение ключевой ставки. Для дальнейшей дезинфляции нам нужно поддерживать жёсткие денежно-кредитные условия». Дальнейшие решения Центробанка будут направлены на достижение цели по инфляции вблизи 4% в следующем году. Председатель Центробанка уверена, что она и её коллеги на правильном пути, потому что появляется всё больше причин, свидетельствующих о том, что высокая ключевая ставка работает.
Противники жёсткой кредитно-денежной политики, не стесняясь в выражениях, назвали снижение ключевой ставки на 1% издевательством и задались вопросом: неужели в российском руководстве не понимают, что Центробанк губит российскую экономику по лекалам МВФ и наших недругов из-за некомпетентности людей, принимающих такие решения?
Что касается расхожих представлений о некомпетентности людей, входящих в совет директоров Банка России, то верится в это с трудом – в Центробанке работают отнюдь не невежды. К тому же не все советники Набиуллиной, как принято считать, воспитаны в духе монетаристских либеральных ценностей.
Константин Андрианов, эксперт Госдумы и Центробанка РФ, академик РАЕН и МАМ, например, открыто заявляет, что повышая ключевую ставку, руководство Центробанка увеличивает кредитные ставки и производственные издержки промышленников и, как следствие, подливает масло в «инфляционный огонь». Адрианов утверждает, что «в нынешней ситуации в российской экономике, в целях создания условий для её устойчивого роста, необходимо не повышение, а кардинальное снижение ключевой ставки Центробанка», и выступает за постепенное снижение конечных ставок по кредитным ресурсам до уровня в пределах 4–5% (то есть в пределах рентабельности большинства отраслей промышленности). Существенное снижение ключевой ставки эксперт называет необходимым жёстким условием выполнения ключевых поручений Президента РФ – обеспечения импортозамещения по всем направлениям как технологического, так в целом, и экономического суверенитета России.
Оценки членов совета директоров могут быть самыми разными, но решения по денежно-кредитной политике принимаются на основе подробного анализа данных и с учётом международного опыта борьбы с инфляцией.
Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков усмотрел в действиях Центробанка положительный сигнал, и вовсе не исключает, что до конца лета ключевую ставку могут снизить ещё больше – до 17%. Соответственно, подешевеют не только ипотека и потребкредиты, но и снизятся проценты по вкладам.
Принимая свои решения, руководство Центробанка учитывает риски, связанные с жёсткой денежно-кредитной политикой. Его представители прямо заявляют, что проводимая политика может привести к банкротству крупнейших компаний. А среди них немало системообразующих, запас прочности которых исчерпывается. Так что угроза, нависшая над экономикой, более чем реальная. Смягчить ситуацию могла бы адресная финансовая поддержка отдельных компаний в ключевых отраслях экономики. Для этого, собственно, правительство и формирует специальную подкомиссию по оперативному решению текущих вопросов во главе с министром финансов Антоном Силуановым. В неё войдут представители Минэкономразвития, ЦБ, ФНС, Росфинмониторинга и других профильных ведомств.
Решение принято по итогам совещания по угольной промышленности. Однако угроза кризиса нависает не только в угольной отрасли, и подкомиссии придётся заняться формированием перечня предприятий, которым может быть оказана государственная поддержка. На повестке дня – переход к более системному и структурированному подходу при предоставлении помощи, в том числе в виде бюджетных субсидий, реструктуризации долгов или других мер финансового оздоровления.
Фактически речь идет о создании механизма так называемой селективной поддержки, где каждый случай будет рассматриваться индивидуально, с учетом значимости предприятия для отрасли, уровня долговой нагрузки и других параметров. Такая модель предполагает не только финансовую помощь, но и последующее сопровождение – возможно, с усилением контроля со стороны государства за эффективностью использования средств.
Создание подкомиссии в помощь производителю как раз и говорит о том, что правительство осознаёт всю серьезность ситуации. Аналитики одобряют данную меру, но с оговоркой, что она способна дать лишь временный эффект до тех пор, пока ключевая ставка не снизится хотя бы до 15–16%.
Представители бизнеса утверждают, что вся наша экономика буквально задыхается без дешёвых кредитов и наметившийся рост ВВП может вообще остановиться на долгие годы. Но можно ли согласиться с такой оценкой?
При дешевых кредитах появится больше быстро окупаемых бизнесов с азиатским акцентом, хозяева которых будут платить больше налогов в бюджет, но при этом и денег домой в свои республики будут переводить больше, конвертируя их в валюту, тем самым дополнительно оказывая давление на курс рубля и способствуя росту инфляции. В подобных заведениях сферы услуг обычно работают либо мигранты, и это нехорошо, либо наши, что ещё хуже, потому что в реальном секторе людей не хватает.
Центробанк, ответственный за стабильность финансового сектора, повышает ключевую ставку, чтобы сдержать инфляцию. Тем самым он сдерживает и параллельный импорт, а значит и поддержку чужих экономик, снижает доступность кредитов в тех сферах, где отдача от вложений быстра, но от которых страна не выигрывает.
Точечная поддержка проектов по импортозамещению, реального сектора экономики и сельского хозяйства позволяет направить деньги на развитие необходимых стране секторов экономики. Финансируя производства напрямую из бюджета путём продажи облигаций федерального займа (ОФЗ) или из средств ФНБ, правительство наращивает производственный потенциал страны.
Нельзя сказать, что малый, и средний бизнес (МСП) не получает поддержку от правительства. Несмотря на рост ключевой ставки, кредиты МСП выдаются под 7,5%- 9%, но не всем подряд, а на развитие тех направлений, что нам действительно необходимы. Для всех остальных поддержка тоже есть, кредиты под 16%-17,5%, плюс 500 млн рублей в качестве компенсации расходов на использование СБП.
Точечные инвестиции правительства в нужные сферы приведут к возникновению новых производств, которые дадут высококачественный, если можно так выразиться, прирост ВВП, ведь те товары, что будут производиться на этих предприятиях, будут продаваться не только в России, вытесняя импорт, но и за рубежом, что приведёт к увеличению доли несырьевого экспорта, увеличению валютных поступлений в страну, а следовательно – увеличению ненефтегазовых доходов, которые более стабильны и надёжны для экономики. Для поддержки экономики у правительства есть значительные средства, накопленные в ФНБ.
Все, что запланировано в бюджете, включая реализацию национальных целей развития, будет выполнено независимо от внешних условий и факторов. И ключевая ставка Центробанка помешать этому не сможет.
Как бы трудно не пришлось, какие бы поправки в федеральный бюджет не вносились, а от мегапроектов, связанных с авиацией, медициной дизельных двигателей, станков, химической, электронной и радиоэлектронной продукции, включая оборудование критической информационной инфраструктуры, а также беспилотных авиационных систем и производства сжиженного природного газа, наиболее востребованных медицинских изделий и лекарственных препаратов и других очень важных направлений, основанных исключительно на отечественных разработках, власть не отказывается. Как и от социальной поддержки граждан, финансового обеспечения обороны и безопасности государства, поддержки семей участников СВО, обеспечения технологического лидерства страны.