Китай протягивает руку России
По итогам 2022 года Россия впервые вошла в десятку крупнейших торговых партнёров Поднебесной: товарооборот между Россией и КНР превысил $190 млрд (вырос почти на 30% по сравнению с 2021 годом). Как передаёт Reuters, в 2022 году Россия более чем в два раза увеличила железнодорожный экспорт сжиженных углеводородных газов, или сжиженного нефтяного газа, в Китай.
Положительное сальдо в торговле России с ближайшим соседом увеличилось почти в три раза – до $38 млрд. При сохранении такой динамики совместного сотрудничества, как заметил Владимир Путин на недавней встрече с Си Цзиньпином, два наших государства досрочно достигнут целей, намеченных на 2024 год: товарооборот двух стран превысит $200 млрд.
Сближение нашей страны с Китаем вызвало в западной прессе волну публикаций, разоблачающих скрытые намерения в отношениях с Россией. Западные аналитики вдруг обеспокоились тем, что Россия слишком доверилась Китаю, что, мол, торговый партнёр нас подчинит и тихой сапой захватит обезлюдившие территории. Непонятно только, почему все тридцать лет, когда зависимость России от Запада только нарастала, наши титулованные «доброжелатели» почему-то молчали, не замечая унизительные условия сотрудничества с нашей страной, выдвигаемые «цивилизованным миром»?
Проводимая Россией политика «разворота с Запада на Восток» слишком обеспокоила наших недоброжелателей. Своими оценками они хотят посеять недовольство и страх не только в России, но и за её пределами. Информационное агентство Reuters со ссылкой на исследование британского института RUSI сообщило о продолжении импорта в Россию необходимых для вооружений чипов в обход санкций и готовности крупнейшего китайского производителя SMIC значительно увеличить их производство, что якобы угрожает мировой безопасности.
В западной прессе можно прочесть, что китайская экономическая модель утратила свою эффективность, период расцвета этой страны остался в прошлом. В качестве основного аргумента приводится нынешний дефицит бюджета, составляющий более трети его доходов. Щедрые инвестиции в недвижимость привели к появлению городов-призраков с пустующими квартирами и скоростных железных дорог, по которым курсируют пустые поезда.
Недоброжелательный тон в адрес КНР министр иностранных дел РФ Сергей Лавров объяснил тем, что страны Запада пытаются активно внести разлад в отношения России и Китая.
Министр напомнил, что в Китае отношения с Россией оценивают не как альянс или союз, но как «что-то, что крепче союза во многих смыслах – отношения прагматичные, доверительные и взаимоуважительные, опирающееся на баланс интересов».
Китай, действительно, испытывает некоторые проблемы. Они связаны, в том числе и с жёсткими антиковидными ограничениями, которые уже, в значительной мере, смягчены. Тем не менее, надежда на скорое восстановление экономики остаётся. Мы помним, как в 2020 году ВВП Китая упал почти на 7%, а уже через год вырос на целых 18%. Компартия Китая внимательно следит за ситуацией и предпринимает меры, чтобы она не обострилась. Так, например, Центробанк КНР объявил о снижении ставки рефинансирования, что поддержит кредитование производства. Кстати, рост промышленности начал ускоряться с августа прошлого года. Растущая китайская экономика будет требовать всё больше энергоресурсов из России. Для нас это в данный момент выгодно. Доход от нефтегазового экспорта позволит получить необходимые финансовые ресурсы для модернизации и перестройки экономики.
Надо отдать должное нашему ближайшему соседу: не побоявшись угроз и санкций, Китай протянул руку России. Производители из Поднебесной спокойно сменили на нашем рынке ушедшие западные компании, особенно в области автопрома и энергетического сотрудничества.
С их помощью в рекордно короткие сроки удалось восстановить разорванные производственные цепочки, сохранить заводы и рабочие места.
В этом году вопреки внешним ограничениям со стороны Запада торговые связи между Россией и Китаем не только не пострадают, а, наоборот, укрепятся. Китай охотно закупает у нас нефть, природный газ и уголь, медь и медную руду, древесину, топливо и морепродукты во всё больших объёмах. В новом году восточный сосед готов импортировать больше нашей сельскохозяйственной продукции, товаров химической промышленности, электромеханических изделий. При совершении сделок вырастает доля расчётов в национальных валютах. И этого вопреки опасениям некоторых экспертов не стоит бояться: если оплата производится в равной доле в рублях и юанях, то ни о каких потерях от изменения курса валют не может быть и речи.
Результат экономического сближения двух стран мог быть ещё более значительным, если бы позволяла пропускная способность нашей транспортной инфраструктуры. По затратам на логистику (они сегодня занимают у нас 16%, в Европе – всего 7%) в условиях санкций Россия несёт колоссальные потери. Так что нам в первую очередь надо создавать целую систему транспортной инфраструктуры из Китая в Европу, Иран и Турцию, не забывая и про Арктический регион. Задача настолько важна для дальнейшего развития нашей страны, что по масштабам её сравнивают с Транссибом. Такие стратегические проекты ни в коем случае нельзя замораживать и, тем более, превращать в долгострой. Темп работ на этих направлениях должен быть ускорен. Без решения логистических проблем мы не можем чувствовать себя полноправным партнёром Китая.
В китайской прессе можно прочесть, что Россия – великое государство, но в то же время «экономический карлик». И это вполне справедливое замечание.
Недостаточное развитие экономики не позволяет нам пока заявить о себе как о сверхдержаве. Нужно ускоряться и развиваться. Для этого сегодня подходящий момент: Китай готов сотрудничать с Россией на взаимовыгодных условиях.
С помощью Китая при проведении грамотной промышленной политики мы могли бы создавать условия для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. На это должны работать совместные предприятия, ориентированные на китайский рынок. Наши ресурсы, научные открытия и новейшие технологии, до которых не доходят руки отечественного бизнеса, мы могли бы использовать в совместных российско-китайских проектах, оставив за собой право распоряжаться своими интеллектуальными наработками.
Экономические возможности Поднебесной и наши ресурсы помогут создать фундамент будущего многополярного мира. Активное взаимодействие российской и китайской экономик привлекает внимание других стран. Ещё совсем недавно США запрещали России сотрудничать с Ираном. Российские предприятия, банки боялись ослушаться американского гегемона. Много лет Иран упорно стучался на рынок России и Евразийского экономического союза, и только теперь с ведением «адских санкций» мы смогли привлечь Иран на свой рынок. В отличие от Европы, которая была заинтересована лишь в поставках недорогих российских ресурсов и сырья Иран покупает у России все виды продукции, в том числе высокотехнологичной. На иранских верфях будут строить крупнотоннажный флот, на российских – грузовой. Россия стала единственной страной в мире, которую Иран допустил к своим недрам. Мы готовы направить в Иран своих специалистов, а Тегеран – предоставить Москве льготное пользование морскими портами, помочь обойти западные ограничения. Совместных проектов так много, что эксперты называют альянс России, Ирана и КНР настоящим кошмаром для США.
На Западе не на шутку встревожились стремительным увеличением (в разы!) товарооборота нашей страны с Индией (она стала мировым лидером по импорту российских удобрений). Не дают покоя недружественным странам наши исследования и разработки программ в области мирного атома в Индонезии, Таиланде. И вот недавно стало известно о поставках шести новейших российских истребителей в Мьянму.
Всё больше стран рассматривают Россию, как идеальную площадку мировой транзитной империи. Ведь наша страна одновременно граничит и с Европой, и с Китаем и может дать короткий выход через порты Мурманска и Архангельска на США, а Ирану и Индии – на Европу.
Востоковеды утверждают, что национальную безопасность России на восточном направлении обеспечат высокие объёмы взаимной торговли. Должна быть поставлена цель в ближайшие пять лет войти в пятёрку крупнейших торговых партнёров Китая, а к 2032 году – в тройку, наряду с Японией и Южной Кореей.
Способствовать этому будет подключение Ковыктинского газового месторождения к Чаяндинскому, что позволит значительно нарастить экспорт в 2023 году. «Газпрому» важно заинтересовать Китай в подписании многолетнего контракта на экспорт газа по новому маршруту «Сила Сибири-2» через Монголию объёмом в 50 млрд кубометров в год. К нему в качестве сырьевой базы будут подключаться ещё и месторождения-спутники, в итоге появится третий центр газодобычи – Красноярский.
К 2030 году «Сила Сибири» и Дальневосточный проект «Сила Сибири-3» позволят выйти на прокачку до 88 млрд кубометров газа в год (более половины поставок на Запад в 2021 году). Запуск Ковыкты вместе с Чаяндой позволит газифицировать регионы Восточной Сибири, загрузить Амурский газохимический комплекс, где будут выпускать полимеры и полипропилен на экспорт.
На первом заседании нового Госсовета России председатель правительства Михаил Мишустин заявил, что за три года на реализацию Единого национального плана будет выделено более 39 трлн рублей. Освоение такой огромной суммы, по сути, означает переход России к плановой экономике «китайского» типа.
Следствием чего неизбежно станет сближение внутреннего уклада двух государств и укрепление стратегического союза Москвы с Пекином.
Китайская сторона готова не только поддержать трансформацию российской экономики, но и предложить свои инвестиции. Особый интерес у китайцев вызывает освоение Арктики, проекты по энергетике, оборонным технологиям, логистике, цифровизации экономики.
Так что расчеты западных аналитиков на то, что дальнейшее сближение России и Китая замедлится, а то и вовсе сойдет на «нет», не выдерживают критики. Расширение деловых связей, активное сотрудничество, прописанное в совместных проектах, обмен опытом помогут нам почерпнуть немало интересного и полезного для своей экономики, пересмотреть сложившиеся представления об уровне жизни нашего населения.
А в целом сближение России и Поднебесной – это очередной вызов однополярному миру.
?>