Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 июня 2024
«Евросвиной» иск

«Евросвиной» иск

Как Евросоюз пытается с нас 1,39 млрд евро взять
Леонид Шипилов
11.01.2018
«Евросвиной» иск

Евросоюз предъявил России и ВТО новый иск по возмещению ущерба от эмбарго на ввоз свиноводческих продуктов из стран ЕС, введенного Москвой в августе 2014 года. В числе претензий и живое поголовье, на ввоз которого российское эмбарго вводилось в 2014 и 2017 гг. Сумма «евросвиного» иска составляет 1,39 млрд евро. Брюссель требует также ежегодного увеличения компенсационных выплат на 15%. Иск этот уже передан в Арбитражный суд ВТО.

Проблемы ЕС можно понять: с 1990-го по 2012 г. доля российского рынка в общем объеме экспорта живых свиней и продуктов свиноводства, по евросоюзовским данным, выросла с 14% до 55%. Причем для Нидерландов, Дании и Германии этот показатель увеличился минимум вчетверо – до 60-65%. К 2013 г. на долю ЕС приходилось свыше 60% совокупного объема российского импорта аналогичной продукции. Были заключены долгосрочные соглашения не только с профильными российскими ведомствами, но и с торговыми сетями в РФ, собственниками подавляющего большинство которых, заметим, были и остаются иностранные компании. Причем эти сети зачастую завышают цены не на импортную, а на отечественную продукцию.

Причем до 60% объема поставок из ЕС свинины и продуктов ее переработки приходилось на глубоко замороженную продукцию 10-ти, а то и 20-летнего хранения. Сбыт такой продукции в странах ЕС либо запрещен, либо осуществляется по бросовым (заниженным) ценам.

В основном по таким же ценам эта продукция поставлялась в РФ, что, естественно, снижало конкурентоспособность продуктов российского свиноводства. По мнению экспертов, низкие экспортные цены на свиноводческие продукты, ввозимые в РФ из ЕС, наряду с ростом этих поставок вынудили российских производителей в 1999-2010 гг. сократить объемы переработки отечественного сырья примерно на 20%, что, в свою очередь, отрицательно влияло на динамику поголовья в отечественном свиноводстве.

Ситуация стала меняться в 2011-2013 гг., когда увеличились прямые и косвенные госсубсидии в эту отрасль АПК, в том числе непосредственно в свиноводство. Вдобавок с того же периода обозначился рост внутреннего потребления именно российских свинины и продуктов ее переработки. Напомню также, что Россия ввела не т.н. политический запрет на ввоз живых свиней из ЕС еще весной 2014 года. Именно тогда были зафиксированы случаи африканской чумы в этом сегменте животноводства Польши, Литвы и ряда других стран ЕС, что и было опротестовано Евросоюзом в ВТО.

Россельхознадзор по требованию ВТО с 6 декабря 2017 г. отменил этот запрет. Но осенью 2017 года Москва ввела и поныне действующее эмбарго на импорт свиных субпродуктов (большинство из них не были включены в августе 2014 г. в ответные продовольственные санкции России) и свиного поголовья из стран-участниц антироссийских санкций.

Между тем при вступлении России в ВТО последняя ввиду весьма влиятельного в ней голоса Евросоюза добилась от Москвы льготного режима в импорте свинины. До второй половины августа 2012 г., т.е. до вступления РФ в ВТО, пошлина на импорт свинины составляла 15% от таможенной стоимости ввозимого объема, после чего была аннулирована (0%). А импортная пошлина на живых свиней до и после вступления РФ в ВТО составила, соответственно, 40% и 5%.

Так что ВТО была и остаётся инструментом продвижения в РФ импорта этой продукции. Да и не только этой, судя по предписанным Москве импортным пошлинам в рамках ВТО. Вполне очевидно, что «свиной» иск ЕС к России привязан к тому обстоятельству, что РФ, дескать, не выполняет условий её членства в ВТО, так как ввела эмбарго на ввоз не только продуктов свиноводства и свинопоголовья, но и другой сельхозпродукции из стран - участниц антироссийских санкций. Поэтому контекст иска Брюсселя к Москве обусловлен не только проблемами «евросвиноводства».

С одной стороны, разбирательство по означенному иску Евросоюза к РФ – дело отнюдь не скоротечное, судя по регламентам ВТО, её Арбитражного суда и по практике рассмотрения там торговых конфликтов. Но, с другой, ВТО остаётся структурой, где решающе влияние имеют США и ЕС.

С учетом же усиливающегося как экономического, так и военно-политического прессинга почти всех стран Запада на РФ резонно предположить, что рассмотрение данного иска наверняка будет ускорено, а варианты решения вряд ли будут в нашу пользу.

Однако даже при негативном для Москвы разрешении данного конфликта выход России из ВТО пока исключается, что на днях подтвердило Минэкономразвития РФ. В заявлении ведомства отмечено, в частности: «С учетом того, что членство России в ВТО предоставляет предсказуемую и транспарентную правовую среду на внешних рынках, в условиях диверсификации российского экспорта вопрос выхода России из ВТО в настоящее время компетентными российскими органами не рассматривается».

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
17.06.2024
Максим Столетов
Среди солдат ВСУ в Херсоне и области вспыхнула эпидемия брюшного тифа
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.