Европа паникует
«Европа готовится к Трампу: самый страшный экономический кошмар стал реальностью» — под таким заголовком ведущая газета США New York Times напечатала статью, посвященную тому, чем может обернуться для стран «старого континента» его приход к власти.
Соединенные Штаты являются крупнейшим торговым партнером Европейского союза и Великобритании, экономика которых может действительно оказаться под угрозой из-за политики избранного президента.
«Перспективы развития экономики Европы, — пишет NYT, — оказались неутешительными. На прошлой неделе — после президентских выборов Дональда Трампа — ситуация ухудшилась. Ожидается, что глубокая неопределенность относительно политики администрации Трампа в сфере торговли, технологий, Украины, изменения климата и т. д. охладит инвестиции и затормозит рост. Начало возможной тарифной войны со стороны США, крупнейшего торгового партнера и ближайшего союзника Европейского союза и Великобритании, ударит по таким крупным отраслям, как автомобилестроение, фармацевтика и машиностроение. А необходимость увеличения военных расходов из-за сомнений относительно гарантий Америки в Европе еще больше обременит национальные бюджеты и увеличит дефицит», — отмечает NYT. Она также напоминает, что «более конфронтационная позиция избранного президента по отношению к Китаю может заставить Европу выбрать сторону или столкнуться с возмездием».
«Самый страшный экономический кошмар Европы стал явью», — заявил Карстен Бжески, главный экономист голландского банка ING. Он предупредил, что развитие событий может ввергнуть еврозону в «полномасштабную рецессию» в следующем году.
В ЕС, пишет, в свою очередь, агентство Bloomberg, боятся возвращения США к политике изоляционизма, которая похожа на риторику сегодняшних республиканцев и ведет к прекращению финансирования Европы.
А бывший европейский дипломат Стивен Эвертс, который теперь занимает должность директора Института исследований безопасности ЕС, в интервью изданию назвал перспективу возвращения Трампа «пугающей».
«Учитывая огромную роль, которую Соединенные Штаты играют в европейской безопасности, нам теперь придется еще раз подумать о том, что это значит для нашей собственной политики, для европейской обороны и для Украины», — пояснил он.
И отметил, что для жителей Европы, последняя часть этой истории сегодня выглядит такой же актуальной. Как бы они ни старались держать при себе провокационные мнения относительно внутренних дел Соединенных Штатов.
«Все-таки мы граждане других государств, — заметил он — ставки кажутся настолько высокими, что мы попросту не можем молчать. Нас пугает не только сам Трамп. Нас пугает то, что именно высокий уровень поддержки Трампа среди избирателей-республиканцев говорит о настроениях значительной доли американского народа».
И эта тревога не напрасна.
Уже при первых известиях о том, что 47-м президентом Америки будет Дональд Трамп, евро упал на 1,7%. Это стало самым резким однодневным падением европейской валюты после снижения ее котировок в марте 2020 года, вызванного пандемией Covid-19. Тогда инвесторы также в панике обратились к доллару.
Да и сам Трамп уже пригрозил ввести единые тарифы в размере от 10 до 20 процентов для всех торговых партнёров. Он предложил ввести особый режим для главного геополитического соперника Америки — Китая — с тарифами до 60 процентов. Как считает Немецкий экономический институт (IW), новая торговая война США с Европой может обойтись Германии в 180 миллиардов евро за четыре года пребывания Трампа у власти, в результате чего крупнейшая экономика Европы и традиционный двигатель ее роста сократятся на 1,5 процента по сравнению с тем, что было бы в противном случае.
Как известно, кризис в ЕС развивается уже давно. Об этом свидетельствуют и результаты последних выборов в Европарламент, принесшие крупный успех евроскептикам. Это происходит из-за того, что жизненный уровень многих европейцев падает. Еще в прошлом году, отмечает экономический портал Caliber.az, 46% респондентов при опросе сообщили, что их уровень жизни снизился, 39% ожидали его дальнейшего снижения. А в трех странах ЕС о снижении жизненного уровня сообщило уже большинство граждан. «Чемпионом» тут был Кипр с 70% тех, кому жить стало хуже. Но и Франция не сильно отстала — 62% французов считает, что уровень их жизни падает. На 3-м месте — Португалия с 57% почувствовавших ухудшение своей жизни.
В то же время служба «Евробарометра» сообщала, что более половины опрошенных считают, что дела Евросоюза идут «не в том направлении». Количество позитивно настроенных по отношению к ЕС сократилось с 52% процентов в середине 2023 года до 47% к его концу. При этом 64% опрошенных были недовольны действиями своих правительств и мерами по борьбе с кризисом стоимости жизни. По росту ВВП Евросоюз сильно отставал и от Китая, и от США. Не стала лучше ситуация и в этом году.
Уже в первом квартале 2024 года внутренний государственный долг стран ЕС продолжал увеличиваться и вырос до 82% ВВП в среднем по Евросоюзу. Но та же Франция опережает средние показатели по Европе.
Как считают экономисты, основными причинами проблем ЕС являются конкуренция со стороны Китая и США, высокие цены на энергоносители, отставание в цифровых технологиях, сильная бюрократизация, старение населения и многое другое.
Самые тяжелые испытания, как отмечают обозреватели, ждут две крупнейшие экономики Европы – Францию и Германию. Для Германии неприятности уже начались. В тот же день, когда было объявлено о победе Трампа, канцлер Германии Олаф Шольц, уволив министра финансов, фактически распустил свое коалиционное правительство из-за глубоких разногласий по поводу приоритетов расходов и дефицита. А Volkswagen, крупнейший автопроизводитель континента и крупнейший работодатель Германии, недавно объявил, что, вероятно, закроет заводы и уволит рабочих. Конкуренция со стороны китайских электромобилей уже откусила кусок от продаж сектора за рубежом и в Европе. Тарифы «око за око» между Соединенными Штатами и Европейским союзом еще больше ухудшат перспективы автомобильной промышленности. А ведь США являются крупнейшим рынком для автомобилей, экспортируемых из Германии, на долю которых приходится почти 13 процентов из 3,1 миллиона автомобилей, проданных за рубежом в 2023 году.
«Для Германии, — указывает NYT, — которая уже переживает второй год рецессии, экономические проблемы, вызванные очередной администрацией Трампа, особенно острые. Ее экономика рухнула после того, как Россия вторглась в Украину, а поток дешевого российского газа — ключевой ингредиент промышленного успеха страны — прекратился».
Охваченная страхом в связи со «вторым пришествием» Трампа, Европа еще пыжится и пытается сопротивляться. Необходимость скоординированного ответа ЕС стала главной темой саммита в Будапеште на прошлой неделе.
«Ощущение срочности сейчас сильнее, чем неделю назад», — сказал Марио Драги, бывший премьер-министр Италии, недавно составивший для ЕС по заказу Брюсселя доклад о конкурентоспособности Европы. Он призвал увеличить ежегодные государственные инвестиции на 900 миллиардов долларов, чтобы позволить Европе переломить стагнацию экономики и лучше конкурировать с Соединенными Штатами и Китаем. По его словам, сейчас важнее удвоить усилия по объединению экономик блока единым рынком капитала и выпуском общих долговых обязательств, хотя эти предложения и вызывают разногласия.
«Не спрашивайте, что США могут сделать для вас, спросите, что Европа должна сделать для себя», — заявила в свою очередь на встрече в Будапеште премьер-министр Италии Джорджия Мелони. «Европа должна найти баланс. Мы знаем, что нам нужно сделать».
Знают-то, может, и знают, но вот смогут ли?
По итогам встречи европейские лидеры приняли декларацию, в которой обещали повысить конкурентоспособность стран «старого континента». Однако в США сомневаются, что Европа в состоянии это сделать.
«Вопрос о том, — отмечает NYT, — сможет ли Европейский союз превратить эти настроения в реальность, остается без ответа, учитывая растущую политическую раздробленность в Европе и рост правых партий, которые скептически относятся к предоставлению Брюсселю большей власти».
Но дело, конечно, не только в этом. Дело в том, что в связи с бурным ростом экономик стран Азии и Востока Европа безнадежно отстает и уже перестает играть роль «технологического локомотива». Положение усугубляет еще и бездумное расходование средств на поддержку безнадежно проигрывающей на поле боя Украины и самоубийственный отказ Брюсселя от дешевых энергоносителей из России. А приход к власти в США Дональда Трампа, который намерен добиваться усиления Америки за счет своих партнеров, вообще ставит Европу в безвыходное положение.