И брендам найдется замена
Западные аналитики чуть ли не ежедневно предрекают «крах» потребительского рынка в России. Потому что, дескать, с него массово уходят западные бренды и товары. А их якобы нечем заменить. Такие клише, мягко говоря, не соответствуют действительности.
На самом деле к настоящему времени остаются на российском рынке около трети западных компаний, работавших здесь до начала марта с.г. в сфере пищепрома, легпрома, фармацевтической отрасли, ряда других подотраслей химпрома.
Но стратегически более важно то, что в сфере текстильной и легкой промышленности — в рамках Евразийского экономического союза — ускоряются процессы импортозамещения по всей товарной цепочке: сырье-полуфабрикаты-готовая продукция. Об этом было заявлено в ходе международной «Российской Недели текстильной и легкой промышленности».
Отмечалось, например, что на российском рынке доля сырьевой, промежуточной (полуфабрикатной) и готовой продукции из стран вне ЕАЭС превышает в целом 60%. В том числе по тканям и обувным изделиям эта планка — не ниже 70%, по химическим волокнам — почти столько же. Но за счет ускоренного развития кооперационных проектов и взаиморасчетов в национальных валютах в рамках ЕАЭС, импортозависимость по этим видам продукции в РФ уже в 2023 году понизится, как минимум, на треть.
В ходе «Недели» экспонировалась разнообразная продукция 6-ти белорусских и 8 узбекистанских предприятий, наладивших производственное взаимодействие и регулярные взаимные поставки с российскими регионами и предприятиями-партнерами в РФ.
Так, по мнению главы текстильного концерна «Беллегпром» (Белоруссия) Татьяны Лугиной, белорусские предприятия — в том числе в кооперации с партнерами в РФ — способны за 2, максимум 3 года заместить не меньше трети объема продукции легпрома дальнего зарубежья на российском рынке. Прежде всего, это касается пряжи, тканей, химических волокон, трикотажных изделий.
При этом Т. Лугина уточнила, что объемы поставок в РФ товаров белорусского легпрома «растут ежегодно, причем этот рост ускорился с начала текущего года». На долю российского рынка приходится более 65% объема экспорта продукции текстиль- и легпрома Белоруссии. В стране насчитывается не меньше 2 тыс. предприятий этой отрасли и до половины из них имеют крепкие связи с Россией — производственные и торговые. И эти взаимосвязи всё более активно развиваются.
География взаимодействия легпрома обеих стран и без того весьма обширная. К примеру, делегация «Белегпрома» и минэкономразвития Амурской области договорились, во-первых, об увеличении поставок из Белоруссии домашнего текстиля, трикотажных и швейных изделий, в том числе детского ассортимента, во-вторых — о налаживании совместного производства продукции в 2022-23 годах.
А в Оренбурге достигнута договоренность о создании в 2022-23 гг. минской компанией «Моготекс», производящей особо прочные ткани и изделия из них, совместного с оренбургскими партнерами производства спецодежды и экипировки для нефтегазохимической промышленности. Екатерина Калегина, представитель законодательного собрания Оренбургской области, отметила в этой связи, что «ранее ткани со спецсвойствами поставляли из Китая, а сегодня, учитывая активизацию кооперационных связей Беларуси и России, мы уверены в партнерстве с белорусскими текстильными предприятиями на качественно новом уровне».
Развивается сотрудничество и с узбекским легпромом, имеющим статус страны-наблюдателя в ЕАЭС. Заметим, что доля поставок в РФ в объеме экспорта продукции узбекистанского легпрома, уже который год, не меньше 30%.
По данным Евразийской экономической комиссии (2022 г.), уже налаженные кооперационные цепочки между текстильщиками стран ЕАЭС и Узбекистана включают в целом свыше 450 производителей хлопчатобумажных пряжи, тканей и трикотажных полотен. При этом количество узбекских предприятий легпрома, имеющих кооперационные (торговые и технологические) связи с российскими предприятиями-партнерами, за последние два года увеличилось почти вдвое. А Гайрат Умаров, представитель компании Orange Textile Profi (г. Ташкент, производство пряжи, тканей, одежды), отметил, что торговые и технологические связи с партнерами в РФ существуют уже 8 лет. А в ближайшие годы эта компания сформирует общероссийскую сеть складов своей промежуточной (полуфабрикатной) и готовой продукции.
Г. Умаров отметил также, что компания готова работать по рублевым ценам. По мнению эксперта, такие возможности по взаиморасчетам с партнерами в РФ будут реализовываться и другими узбекскими компаниями.
В свою очередь, Александра Кашаева, ведущий специалист Group Impex Textile (GIP) из г.Наманган, поставляющая широкий ассортимент изделий из хлопка и смешанного текстильного сырья, пояснила автору, что, наряду с ростом поставок в РФ, в текущем году планируется открыть представительство и товарный склад компании в г. Иваново. Что касается взаиморасчетов с российскими партнерами, «стороны будут использовать ту валюту, которая будет удобна для взаиморасчетов обеим сторонам».
Схожие планы и у ташкентского холдинга Samo Crystal Color, выпускающего трикотажные полотна, пряжу, трикотаж, швейные изделия. Назар Эминджанов, представитель этой компании, уточнил автору, что на российском рынке эта компания работает уже более 25-ти лет. В 2021 году «экспорт в РФ существенно возрос, составив 80 фур продукции: в одной фуре содержалось 100 тыс. ед. изделий». Поставки в РФ, по словам Н. Эминджанова, будут и впредь увеличиваться.
Как заметил президент Союзлегпрома РФ Андрей Разбродин, «развитие торговых и технологических взаимосвязей с текстиль- и легпромом Белоруссии и Узбекистана ускоряет не только интеграцию в текстильной индустрии ЕАЭС, но и снижение импортозависимости от непредсказуемого дальнего зарубежья всё большего ассортимента сырьевой, промежуточной и готовой продукции нашей отрасли».
?>