Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Блокада Белоруссии — себе дороже?

Блокада Белоруссии — себе дороже?

Брюссель и прибалты опасаются укрепления союза России и Белоруссии
Алексей Балиев
30.09.2020
Блокада Белоруссии — себе дороже?

Разнузданная кампания в Евросоюзе, особенно в Литве и Польше, против «лукашенковской» Белоруссии не спадает. Однако реальные экономические санкции против Минска никто вводить не торопится. Это обусловлено не только зависимостью той же Литвы от внешнеторгового транзита Белоруссии, что на днях признали сами литовские чиновники, но и, прежде всего, тем, что конкретные экономические санкции против Белоруссии укрепят союзнические взаимоотношения Москвы и Минска. Что, разумеется, не в интересах Запада.

Как известно, президент Белоруссии А.Лукашенко в середине сентября заявил о предстоящем закрытии границ республики в Литвой и Польшей ввиду их откровенного вмешательства во внутрибелорусские дела. И — о переводе внешнеторгового транзита Белоруссии на порты и другие транспортные артерии России. Почти сразу же литовский бизнес стал высказывать озабоченность такими решениями, ибо внешнеторговый транзит Белоруссии — это до четверти ежегодных доходов литовского госбюджета (и не менее 15% — латвийского). В том числе — свыше трети доходов литовского порта Клайпеда, поныне крупнейшего балтийского порта экс-СССР.

Естественно, при таком раскладе вводить конкретные экономически санкции против Минска — например, запретить тот же транзит — себе дороже. Потому соседи-оппоненты Лукашенко таких санкций и не вводят.

Причем в официальных реляциях Вильнюса уже сквозит если не паника, то, во всяком случае, тревога.

Как заявил 22 сентября министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич, в случае «закрытия Белоруссией границы Литва рассчитывает направить свои грузы через Латвию; также ведутся переговоры с коллегами с Украины и из Польши».
В то же время, по его данным, ситуация на границе Литвы и Беларуси сохраняется «нормальная: никаких препятствий или выросших очередей, по сравнению с обычным порядком, нет».

Тем не менее в Вильнюсе готовы перевести литовские грузы даже на Россию при закрытии Минском взаимной границы. Ибо в объеме внешнеторговых перевозок Литвы доля транзита через Белоруссию — не меньше 30%.

По словам литовского министра, они «проанализировали ситуацию перевозчиков, работающих на восточном рынке, особенно в направлении России. Обсуждали с коллегой из Латвии вопрос, чтобы пограничная пропускная способность инфраструктуры между Латвией и Россией была бы улучшена».

Схожая позиция, по аналогичным причинам, у министра экономики Литвы Римантаса Синкявичуса: «...В случае официального отказа Белоруссии от транзита грузов через Клайпеду, страны ЕС могут ввести против Минска ответные санкции. Но пока вводить их рано, и они должны применяться в отношении отдельных лиц, а не всей экономики Белоруссии».

По сути, литовский чиновник имеет в виду очевидные последствия таких санкций не столько для Белоруссии, сколько для Литвы. Что видно из его же пояснений, согласно которым порты России и Латвии обладают «достаточной пропускной способностью для обработки белорусских грузов. И таких портов немало».

Причем перевод этих грузов на Латвию и РФ «не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где таможенные процедуры (для Белоруссии А.Б.) не нужны».

Напомним, в этой связи, что российская сторона не единожды предлагала перевести белорусский транзит на порты и железные дороги Ленинградской области и, в целом, Северо-Запада РФ. А Минск требовал столь же низких транзитных расценок для своих грузов, как в странах Балтии. Но теперь радикально изменилась политическая ситуация для Белоруссии. Поэтому Минску, скорее всего, придется поступиться прибалтийскими транзитными льготами в пользу российских маршрутов. Хотя этот процесс технологически не быстрый.

Как полагает Николай Межевич, глава Ассоциации прибалтийских исследований (РФ), Белоруссия, ввиду политической обструкции со стороны Запада, «созрела» для переправки своих грузов через российские порты, но в технологическом плане «для этого потребуется определенное время».

Ситуация же способствует ускоренному решению этих вопросов — «хотя бы потому, что Литва открыто позиционирует себя как враг для Республики Беларусь». Тем не менее, по мнению эксперта, реальный перевод грузов на упомянутый российский регион возможен не раньше 2021 года. Поскольку нужны, «в первую очередь, определенные инвестиции в железную дорогу (к портам Северо-Запада РФ А.Б.) на российской и белорусской территориях».

Тем временем, по оценке белорусского эконоического эксперта Алексея Дзерманта (НАН Белоруссии), в Литве «опасаются, что альтернативой литовским могут быть латвийские порты тем более что Латвия более сдержана в политическом смысле в отношении к происходящему в Белоруссии». Так что и поэтому Вильнюс и, тем более, Рига, похоже, не склонны вводить экономические — по крайней мере, транзитные санкции против Минска.

Само собой разумеется, что решения Вильнюса или Риги об отмене или сохранении транзитных льгот для Белоруссии едва ли возможны без директив Евросоюза. Но так как эти льготы не отменяются, резонно предположить, что в ЕС не могут не опасаться, укрепления союзнических взаимоотношений Москвы и Минска. В том числе, за счет ухода белорусских грузов на российские коммуникации.

Кроме того, уход белорусских грузов из стран Балтии неизбежно повлечет за собой усугубление социально-экономического кризиса в Латвии, и особенно в Литве а это, разумеется, — новая «головная боль» для Брюсселя.

Ибо придется наращивать всевозможные дотации прибалтам, что, в свою очередь, может усилить недовольство в других восточноевропейских странах ЕС и без того недовольных своей ролью «обочины» в Евросоюзе (как показывают, например, текущие события в Болгарии).

Иными словами, ввести экономическую блокаду Белоруссии для ЕС сродни метафоре: видит око, да зуб неймёт…


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..