Бедность – за порог?
На Совете по стратегическому развитию и национальным проектам Президент Владимир Путин поручил правительству добиться роста реальной зарплаты, снижения уровня бедности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни и рождаемости уже в 2023 году.
И тут же один гарвардский профессор стал пугать мир грозящей России «невероятной бедностью». Выступая на форуме в Давосе, он заявил, что не доверяет российской экономической статистике, но при этом не привёл аргументов, хотя бы косвенно подтверждающих свои утверждения. Вспомнив о том, какой вред нанесли санкции Ирану, Северной Корее, Венесуэле, Кубе, он описал неприглядное будущее нашей страны, сравнив его с Южной Африкой времён апартеида. Изложив весь этот бред, он предложил думать о продлении санкций, а не об их отмене, даже «если боевые действия заканчиваются решающей победой Украины, но без изменения режима в России». Если бы с такими заявлениями выступил обычный учёный, то их вряд ли восприняли всерьёз. Но их произнёс сам бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф, и его слова разлетелись по миру, как зловещее предзнаменование, из которого следует, что с Россией ни в коем случае нельзя иметь дело.
В то же время по итогам 2022 года сам МВФ включил нашу страну в десятку сильных экономик мира, и это при всём шквале западных санкций. То есть крупнейшая финансовая организация мира, выступающая не на нашей стороне, признаёт успехи России, устойчивость её экономики и правильность решений властей в самый критический момент.
Выходит, и гарвардскому профессору стоило бы обратить на это хоть чуточку внимания, чтобы потом своим студентам не вешать, как говорится, лапшу на уши. Не говоря уже о том, что для объективной оценки не мешало бы подробнее изучить опыт недружественного государства. Но об этом речи не идёт. В моде нынче хаять Россию со всех западных трибун. В Еврокомиссии предупреждают, что последствия международных санкций против России будут более заметны не сейчас, а в долгосрочной перспективе, нельзя отрицать, что ставка Запада на крах российской экономики провалена. Идёт работа по исправлению ошибок, в своё время навязанных либералами. Создаются защитные меры на все случаи жизни с учётом того, что в любой момент от Запада можно ожидать любых провокаций, да и всего, что угодно.
Учёным ещё предстоит разгадать российский феномен, как в условиях боевых действий, при огромном санкционном давлении, которое не знала ни одна страна мира, за короткий срок удалось вывести экономику из-под удара, не обрушить бюджет, да ещё и не только сохранить, но и приумножить социальные гарантии.
Коллективный Запад никак не рассчитывал, что у России больше друзей, чем врагов. Есть они не только на Востоке, но и в самой Европе. Всё больше здравомыслящих людей начинают понимать, что «ничего из того, что нам наш противник предрекал, не произошло». А не произошло потому, что правительство РФ во главе с Михаилом Мишустиным вовремя сориентировалось, собралось и показало свою эффективность как во время борьбы с коронавирусом, так и в ходе СВО на Украине.
Премьеру удалось перестроить работу госаппарата с помощью жёстких регламентов и усиления контроля за исполнением поручений главы государства. Вице-премьерам поручено не только кураторство по отдельным отраслям, но и надзор за определёнными регионами, повышена ответственность губернаторов за конкретные показатели. А главное – сформирована вертикаль хозяйственной власти, позволяющая в срочном порядке решать возникающие проблемы и действовать в зависимости от меняющейся ситуации. Получив дополнительные полномочия, правительство РФ сформировало фонд поддержки промышленности, перенастроило институты развития, завязало на ключевые проекты бизнес и заставило его работать в интересах страны.
Для обеспечения военной операции всем необходимым создан Оперативный штаб, борьбой с завышением цен занялся Координационный совет. На пути принятия и исполнения решений исчезли препоны и бюрократические проволочки. В противовес чрезмерно жёсткой финансовой политике заработали механизмы поддержки российской экономики, впервые опробованные в период коронавируса.
Правительством Мишустина уже к середине марта 2022 года был сформирован первый пакет помощи экономике (100 инициатив на 1 трлн рублей), организована поддержка торговле со странами ЕАЭС, которая в результате выросла на десятки процентов.
Малые и средние предприятия смогли получить льготные кредиты (в отдельных случаях под 1% годовых) на рефинансирование старых долгов, сохранение трудового коллектива и расширение производства.
Финансовую поддержку предложили авиакомпаниям, которым запретили летать в Европу и США, а молодым предпринимателям раздали гранты до 500 тыс. рублей (причём эта сумма удваивалась, если они собирались развивать свой бизнес в Арктике). Десятки миллиардов рублей пошли на создание временных вакансий, повышение квалификации и переобучение рабочих. В результате удалось снизить безработицу до исторических минимумов, значительно выросло число самозанятых.
Да, расходы федерального бюджета увеличились на четверть, дефицит оставил в 3,3 трлн рублей (в других странах он во много раз выше). Но эти деньги пошли на дополнительную поддержку экономики и социальной сферы, вопреки опасениям либералов не разогнали инфляцию, а обеспечили мощный барьер разрушительным действиям Запада. За счёт поддержки экономики выросло производство компьютеров, электронных и оптических изделий, полупроводников, электровозов, кузнечно-прессовых машин, тракторов, подшипников, трансформаторов. Способствовал этому не только уход западных предпринимателей, но и прекращение импорта оборудования. Пока не все детали в машинах российские, но к этому всё идёт. Открываются десятки предприятий, призванных замещать закупки зарубежной техники и комплектующих.
А что касается поголовной бедности, то это, очередная утка, запущенная нашими противниками, чтобы сбить с толку народ и заставить мир поверить в поражение России. Спору нет, многим людям вдалеке от Москвы живётся нелегко. Мы до сих пор пожинаем сегодня плоды унизительного подхода к труду девяностых.
Тогда с приходом «рынка» стоимость труда занижалась сознательно, точно так же как сознательно у нас не развивали высокотехнологичные производства, которые создают высокую добавленную стоимость. Пережитки недавнего прошлого придётся исправлять. Но, как говорится, кто ищёт, тот всегда найдёт себе занятие, возможность пополнить свой доход. Многих выручает дистанционная работа, подработка, самозанятость, сдача квартиры в наём. На селе разводят скотину, вяжут носки и варежки, продают овощи соленья. сувениры. Кто-то уезжает на заработки вахтовиком. Конечно, всем хочется, чтобы хорошая работа была рядом, чтобы социальные лифты поднимали по служебной лестнице не только избранных, детей богатых и представителей власти, о которых недавно говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Чтобы повсюду можно было развернуться, открыть своё дело, чинить одежду и обувь, ремонтировать технику, строить дома, оказывать социальные услуги. Там, где этими вопросами занимается местная власть, люди не бедствуют.
Другое дело, что не всех устраивает небольшая зарплата, хочется обеспечить приличный доход, где бы ты не жил и чем бы не занимался. Социальные нормы у нас ещё далеки от идеала, но здравый смысл в них присутствует.
Малоимущим может считаться человек, имеющий одну машину (не уточняется какую), хоть новенький «Мерседес» или трактор, или маломерное судно, из разряда бедных его не исключат. Автотранспортные или мототранспортные средства, срок эксплуатации которых с года выпуска составляет более пяти лет при определении достатка семьи вообще не учитываются. Не возьмут налог с пенсионера, имеющего дачу на шести сотках (на Западе такой домик в деревне считается роскошью). В сельской местности у нас можно спокойно разводить 20 кур или страусов (экзотические птицы, кстати, тоже подлежат учёту), 10 кроликов или песцов и лисиц, трёх свиней, одну корову, и за это никто социальное пособие у вас не отнимет. Наши соотечественники из Латвии, например, не могут поверить, что у нас по социальной карте бесплатный проезд и на коммерческих, городских автобусах, метро и на электричке.
На небольшую трудовую пенсию, которую выплачивают большинству россиян, многие умудряются прожить целый месяц. Они не покупают, , конечно, деликатесы. Да люди старшего поколения и привыкли довольствоваться малым. Но когда один сосед рассказывает другому, что его сын простой рабочий на бетонном заводе в Финляндии получает чистыми по три и более тысяч евро в месяц, а его жене, медсестре в доме престарелых (после всех вычетов налогов и страховок) выплачивают две тысячи евро, то ничего, кроме зависти это не вызывает. Если простой рабочий в Финляндии живёт с семьей в частном доме на участке 30 соток и платит за ЖКХ всего 5-6% от дохода, то что же говорить об уровне жизни наших простых граждан?
Правительство постоянно повышает минималку, чтобы от неё могли плясать все выплаты и расчёты прожиточного минимума. На одну минимальную зарплату в 16 242 рубля (а после вычета 13% остаётся и того меньше – 14 130 рублей) не разгуляешься.
К тому же в эту, по нынешним меркам, мизерную сумму, работодатель норовит включать не только базовый оклад, но и дополнительные выплаты. Например, надбавки за труд в зависимости от квалификации сотрудника, стимулирующие премии, доплаты и вознаграждения, в том числе за работу в особых условиях. Несправедливо? Конечно. Но когда депутаты партии «Справедливая Россия – За правду» предложили считать размер минимального оклада в размере МРОТ без учета премий и надбавок (кстати, такого же подхода придерживается и Конституционный суд РФ), их предложение не прошло.
Депутат Госдумы Андрей Кузнецов подсчитал, что зарплату меньше МРОТ сегодня получают примерно 700 тысяч граждан. Особенно часто это происходит в организациях реального сектора экономики и, как ни странно, в бюджетной сфере и на госслужбе. Но в условиях рынка налоговая не может заставить работодателя платить больше узаконенной минималки.
Если резко повысить МРОТ до 20 или 30 тысяч рублей, как предлагают депутаты от ЛДПР, то поплывёт вся система социальной защиты и государство может не справиться с финансированием. На медицину, льготы, социальные пособия и прочие выплаты в прошлом году государство израсходовало около четырёх триллионов рублей, в этом цифра будет ещё больше. Треть расходов бюджета, и даже больше, уходит на социалку.
Институт экономики и финансов Государственного университета управления насчитал более 350 мер социальной защиты, которые с учётом региональных и муниципальных доплат и выплат составляют более 30 тысяч. При этом треть россиян, как свидетельствуют социологические опросы, не обращаются за помощью, поскольку о ней не слышали.
Мало кому придёт в голову собирать кассовые чеки за лекарства, медицинские услуги, чтобы потом через налоговую вернуть часть средств. Хотя закон позволяет всем без исключения гражданам получать социальный налоговый вычет за совокупные траты на лечение и приобретение медикаментов на сумму до 120 тыс. рублей в год, в том числе и по расходам на приобретение добровольного медицинского страхования. Далеко не все пенсионеры знают, что, попав в трудную ситуацию, могут получить деньги в соцзащшите. Невостребованные льготы зависают на бюджетных счетах. Ни отменить, ни перенести эти деньги в другие статьи расходов невозможно.
Конечно, мало кто живёт на один МРОТ. Почти у половины опрошенных социологами россиян, как говорится в исследовании банка «Открытие» и компании «Росгосстрах», в 2022 году появились новые источники дохода, чаще всего это подработка или проценты от банковского вклада или накопительного счета. В то же время долги граждан за ЖКУ за прошлый год рекордно выросли и достигли 804,5 млрд рублей.
Всё познаётся в сравнении. Гражданам стран Балтии, которые называли «витриной Советского Союза», теперь приходится ездить к батьке Лукашенко за бензином, гречкой и постным маслом. При вступлении в ЕС прибалтов заставили закрыть Игналинскую АЭС, разрушить промпроизводство, угробить науку. Фермерство на хуторах и IT-сектор, дешёвый туризм с секс-услугами погоды не делают. Ни о каком развитии экономик стран Балтии, погрузившихся в долги, речи не идёт.
Основную и наиболее сложную экономическую задачу на ближайшую перспективу доцент Института экономики и финансов Государственного университета управления Артем Савостицкий видит в приближении номинального прожиточного минимума к реальной величине. Одной из таких мер можно считать увеличение вдвое (больше 31 тыс. рублей) пособия по уходу за ребенком до 1,5 года для женщин-военнослужащих.
Государство на этом не остановится.
В 2023 году только на индексацию пенсий и МРОТ потребуется триллион рублей. Ещё одна приятная новость: пять регионов вплотную подключились к пилотному проекту по уходу за больными на дому. Если система долговременного ухода охватит всю страну, то могут появиться около 500 тыс. новых рабочих мест. Правда, на подготовку персонала и разработку необходимых процедур придётся потратить 17 млрд рублей, но эти деньги у государства найдутся. Хорошо, что уже действует беззаявительный порядок поддержки семей с детьми до 18 лет, с 2022 года в таком порядке назначаются страховые и социальные пенсии по инвалидности. Вектор задан правильный.
Цель по сбережению народонаселения, поставленная главой государства, требует более ощутимых результатов. Следующим шагом должен стать переход от применения точечных мер поддержки к устойчивой социально ориентированной экономической модели.
Если с этой задачей правительство справится, то нам будут завидовать не только эстонцы и латыши, но и жители стран так называемого цивилизованного мира, пытающиеся отодвинуть нашу страну на задворки истории. Они поймут, как сильно заблуждались, недооценив Россию.
?>