Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 мая 2024
Антироссийские санкции: бумеранг

Антироссийские санкции: бумеранг

Порты прибалтийских стран оказались на грани закрытия
Алексей Чичкин
11.10.2023
Антироссийские санкции: бумеранг

Уход российских и белорусских товаров внешней торговли из прибалтийских портов в порты РФ привёл к катастрофическому падению загрузки терминалов Эстонии, Латвии и Литвы, следовательно — и доходов.


Латвийские и эстонские власти, например, уже вынуждены были объявить о продаже большей части портовых терминалов, то же планирует сделать и Литва. Таким образом, очевидно, что недружественная политика Таллинна, Риги и Вильнюса в отношении России и Белоруссии возвращается к ним финансово-экономическим бумерангом.

Достаточно сказать, что, по данным транспортных администраций стран Прибалтики, за январь-сентябрь грузооборот литовской Клайпеды, латвийских Вентспилса, Риги и Лиепаи упал не менее чем на 20%. А в портах Эстонии снижение достигло почти трети.

Между тем доля от этого транзита в предыдущие десятилетия достигала свыше 20%, а это почти треть в доходах госбюджета Эстонии, Латвии и Литвы. Ничего удивительного. Именно к портам этих республик были проведены из РСФСР, в основном через Белоруссию, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, железные дороги с высокой пропускной способностью. Были построены в 1970-х-середине 1980-х крупные экспортные терминалы для нефти, нефтепродуктов, угля, химудобрений, зерновых и пр. грузов.

С начала 2010-х транзит грузов из РФ через страны Прибалтики стал сокращаться особенно резко, хотя этот процесс стартовал еще в начале 2000-х гг. Россия вынуждена была создать свои порты и соответствующую инфраструктуру в Ленинградской, Калининградской и Мурманской обл.

В то же время Таллинн, Рига и Вильнюс пытаются вернуть грузы России и Белоруссии, намекая на ослабление санкций, в частности, снижением тарифов на перевозку грузов по железным дорогам, по трубопроводам к прибалтийским портам. В июне-августе с.г. в Латвии был даже проведен опрос о целесообразности участия в санкциях коллективного Запада против России и Белоруссии. Большинство политиков и экспертов высказались «против». И «за» возобновление транспортных связей с РФ и Белоруссией или хотя бы с Белоруссией. Иначе, по их мнению, латвийскую экономику ждёт коллапс.

Например, депутат из фракции «Национального объединения» в Сейме Александр Кирштейнс выразил уверенность в том, что железнодорожный транзит с РФ и Белоруссией, как минимум с Белоруссией, надо восстанавливать, поскольку «другого коридора и, собственно говоря, выхода нет». Аналогичное мнение высказал Виктор Валайнис, глава фракции «Союза крестьян и зеленых» в Сейме. Однако эти и подобные выводы политиков игнорируются латвийскими властями.

Их маниакальная русофобия и поддакивание старшим «товарищам» в НАТО, Евросоюзе — главное, если не единственное, содержание политики в отношении России и Белоруссии. И каков результат?

Плачевный. В прибалтийских странах, по мнению российского эксперта по вопросам внешнеэкономической политики Андрея Локтионова, «прекрасно сознают причины нынешнего упадка портовой и в целом транзитной отрасли. Тот же департамент статистики Эстонии теперь открыто признаёт, что перевозки грузов по железной дороге и их перевалка в портах по-прежнему сокращаются. Но о том, чтобы хоть на йоту изменить антироссийский политический курс, даже речи не идет. И не только в Эстонии».

Похожие оценки дает министр сообщений Литвы Талис Линкайтис: «Я чётко вижу угрожающую тенденцию по ускоренному снижению грузооборота с Россией». Она, по словам чиновника, долговременная, общая, которая «началась с 2000-х, поскольку Россия отстраивает и развивает свои порты». Министр заявил, что кризис не стал неожиданностью, но к нему Литва и другие страны Прибалтики, дескать, не подготовились.

Вообще это абсурд, когда чиновники и политики надеются на то, что их враждебная политика в отношении России может компенсироваться низкими тарифами на транзит и т.п. мерами.

Так что вполне можно согласиться с оценкой Артема Тузова, исполнительного директора департамента рынка капиталов инвестиционной компании «Универ НИВЕР Капитал» (РФ): «Прибалтийские страны с особым цинизмом относятся и к собственной портовой инфраструктуре: они, кроме всего прочего, закрыли свои порты для грузов из России и Белоруссии». А Литва, отмечает А. Тузов, добилась еще и того, что оказалась «вычеркнута Китаем из Таможенного реестра» (в связи с установлением Литвой в 2021 г. дипотношений с Тайванем. – А.Ч.). В результате грузы, которые раньше традиционно шли в порты прибалтийских стран, «теперь идут и будут идти в порты Ленинградской области и других регионов российского Северо-Запада».

Таким образом, ставка прибалтов на то, что Россия с Белоруссией будут зависеть от транзита через их страны и по-прежнему пополнять их госбюджеты, как говорится, не сработала. Действительно: кто сеет ветер, тот всегда пожнет бурю. 


P.S. По последним данным «Росморречфлота», перевалка внешнеторговых грузов РФ через порты прибалтийских стран за январь-июль с.г. сократилась почти на 40% Через порты Финляндии падение превысило 50%. Сокращенные транзитные объемы были направлены на порты Северо-Западного региона РФ. Порты прибалтийских стран и Финляндии практически полностью лишились российского внешнеторгового транзита.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

И.Якут
13.10.2023 10:35
Вспоминается сатира Задорнова: "ну, тупые-е-е..." Терпение России воспринимается как слабость. Между тем, идет игра в долгую. И прощать тупых никто не собирается. Им надо готовиться к худшему - удавка затягивается.

Эксклюзив
20.05.2024
Валерий Мацевич
Украинская «элита» озабочена одним — как бы подороже продать активы страны
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.