Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Опасные маневры

Опасные маневры

Налоговая реформа в нефтегазовой отрасли может привести к социальному взрыву
Максим Зарезин
28.09.2016
 Опасные маневры

Задумывается эта реформа, прежде всего, в интересах бюджета. Размер экспортной пошлины привязан к мировым ценам на углеводороды. В условиях их низкого уровня поступления в казну сокращаются пугающими темпами. Если физический объем экспорта российской нефти по итогам первого полугодия вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 127,8 млн тонн, то за это же время доходы России от экспорта нефти сократились на 30% – до 39,3 млрд долларов.

К числу важных новшеств, которые ожидают отечественную экономику в будущем году, необходимо отнести т.н. налоговый маневр. В настоящее время российские компании, добывающие природные ресурсы и экспортирующие их за рубеж, платят экспортную пошлину плюс налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр предполагает сокращение до 30% в 2017 г. с нынешних 42% экспортной пошлины и последующее ее обнуление в 2018 г. с переносом фискальной нагрузки сырьевого сектора на НДПИ, ставка которого, по одному из вариантов, в будущем году вырастет для нефти до 919 руб. за тонну с нынешних 857 рублей.

Что же касается НДПИ, то для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. А с количеством у нас полный порядок. В августе этого года объемы добычи нефти в России превысили 11 млн баррелей в сутки - максимальный показатель за последние 25 лет. Этот рекорд лишь немного уступает абсолютному максимуму СССР, который был достигнут в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки, причем с учетом данных Азербайджана и трех среднеазиатских республик.

Налоговый маневр может быть дополнен налогом на добавленный доход (НДД), которым облагаются не объемы добычи и экспорта нефти, а денежный поток каждого добычного проекта. Законопроект о переходе на НДД (при сохранении НДПИ) в нефтяной отрасли должен вступить в силу с 2017 года, а начать применяться с 2018 года, как следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. По подсчетам Минфина внедрение этих новаций и отмена экспортных пошлин на нефть может принести бюджету около 600 млрд рублей дополнительных доходов.

Все бы ничего, только у налогового маневра есть одно очень неприятное последствие. Экспортная пошлина формирует разницу между внутренними и внешними ценами на углеводороды. Снижение пошлины, тем паче ее ликвидация приведет к нивелированию цен.

Данную проблему в 2012 году обстоятельно проанализировали специалисты Института экономической политики им. Гайдара, которые в принципе ратуя за налоговый маневр, вынуждены были сделать весьма красноречивое признание: «Основная проблема такой реформы заключается в том, что неизбежный при отмене экспортных пошлин рост внутренних цен на нефтепродукты может негативно отразиться на экономическом росте, оказать негативное влияние на благосостояние потребителей, привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности в обществе».

В соответствующих ведомствах, безусловно, наслышаны об этих рисках, потому по поводу реформы и вариантов ее реализации продолжается оживленная дискуссия. На днях А. Дворкович отметил, что правительство продолжает обсуждать объемы, и механизмы повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль на 2017-2019 годы: «Мы обсуждаем три основных вопроса. Первое – завершение налогового маневра, здесь есть общая готовность это делать, то есть экспортная пошлина должна снизиться до 30%, должен подняться НДПИ. Вторая часть – это то, что касается планов правительства мобилизовать чуть больше доходов от нефтяного сектора, это мы пока обсуждаем, как это сделать, в каком объеме, в каком соотношении к налогу на добычу полезных ископаемых и акцизов».

Про акцизы стоит упомянуть отдельно. В 2017 году планируется сокращение ставки акцизов на топливо, в частности акциз на бензин должен уменьшится с действующей ставки 10,13 тыс рублей до 7,43 тыс рублей за тонну. Однако недавно стало известно, что в правительстве обсуждается схема, которая подразумевает более скромное повышение ставок НДПИ за счет сохранения или даже повышения акцизов. Этот вариант продавливают нефтяники под предлогом необходимости сохранения инвестиционных программ добывающих компаний.

Таким образом, за счет повышения цен на топливо они рассчитывают рост налоговой нагрузки на отрасль частично переложить на потребителей.

Опрошенные РИА Новости аналитики подсчитали, что если государство примет решение о сборе дополнительных средств в бюджет только за счет роста акцизов на топливо, они вырастут в среднем на 18% и составят дополнительно 1,4-1,6 рубля за литр бензина, 0,7-0,8 рубля за литр дизеля, что может привести к пропорциональному росту цен.

Получается, что налоговый маневр может спровоцировать двойной удар по частному потребителю и экономическим субъектам: за счет роста внутренних цен на топливо и за счет роста акцизов, который опять же повлечет за собой рост цен. Если первое – неизбежное следствие отмены экспортных пошлин, то второе результат лоббистских усилий нефтяных корпораций. И это в данной ситуации самое тревожное, поскольку на всевозможных правительственных совещаниях интересы потребителей, похоже, никто не представляет.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.