Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Жизнь, война и судьба

Жизнь, война и судьба

Размышления после просмотра телесериала «Жизнь и судьба»
Татьяна Корсакова
24.10.2012
Жизнь, война и судьба

Этот фильм, заставивший даже телененавистников прильнуть к заброшенным экранам, как никакой иной расколол зрителей надвое - на две неравные части.

Магическим топором-колуном стала всего одна глава из великой книги Василия Гроссмана – первоосновы одноименного телевизионного сериала Сергея Урсуляка. В ней, напомню, происходит ночной разговор между оберштурмбаннфюрером СС Лиссом и попавшим в нацистский лагерь старым большевиком Михаилом Сидоровичем Мостовским, разговор, крайне неприятный для русского: он царапает совесть, заставляет невольно прислушиваться к рассуждениям врага, вспоминать собственные сомнения, время от времени посещавшие разум, и, в конце концов, – все же возмутиться недопустимым, по мнению героя, сопоставлением методик советского социализма и национал-социализма немецкого, ради чего Лисс, рижский немец по происхождению, ради проверки «некоторых своих мыслей» и вызвал к себе заключенного. Собственно, лишь благодаря высказанному несогласию Мостовского с доводами Лисса роман Гроссмана, видимо, и смог быть напечатан в СССР еще в 1988 году, когда Суслова, главного противника неоднозначного произведения, уже не было в живых, но наследников у него оставалось не мало.

Экранизации именно этой главы, «главной в романе», по мнению некоторых, часть зрителей ждала с особым вниманием и предвкушением. Но она там так и не появилась.

Сергей Урсуляк заявлял о принципиальном отказе от этой линии задолго до демонстрации «Жизни и судьбы» на телеканале «Россия 1» и своей концепции остался верен. Он показал в фильме главное по собственному мнению: почему в той страшной, кровавой, крепко и ненужно осложненной идеологией Великой Отечественной войне победил Советский Союз. Да потому, что бойцы сборной команды неуправляемого «управдома» Грекова, окруженные со всех сторон врагами и недоверием своих, грязные, завшивевшие, полуголодные, так по своей воле и не отдали дисциплинированной до одури немецкой армии территорию Родины, сузившейся для них до подъезда городского дома в Сталинграде. И потому, что упрямый, вечно думающий только по-своему еврейский гений-физик Виктор Штрум (великолепный Сергей Маковецкий) в связи со звонком лично ему Сталина и плодотворной беседой с Берия подавил в себе разнообразные несогласия и протесты и начал активно работать над главным делом жизни – созданием ядерного щита для той же самой, единственной на всех Родины, во имя которой погибли именитые и безымянные защитники Сталинграда. В фильме без малейшего пафоса раскрывается главная загадка той войны: как советский народ, изрядно поголодавший, скученно живущий, и, по мнению немецких стратегов, только и мечтающий сбросить с себя «большевистское иго», вдруг объединяется в нацию-монолит, которая не только выдавливает захватчика со своей земли, но и помогает освободиться от незваных гостей другим народам.

Большой и пестрый роман журналиста и писателя Василия Гроссмана, который далеко не весь, увы, вместился в рамки экрана, – как многонаселенный многоэтажный дом со светлыми мансардами, где окна открывают даль, располагающую к очень и не очень оптимистическим размышлениям, и страшными, будто глубь Лубянки, подвалами. Именно здесь, в подвалах сознания, слышит большевик Михаил Мостовской завораживающие своими дьявольскими сентенциями речи оберштурмбанфюрера Лисса, которые не пустил в свой фильм Урсуляк. Ничуть не выше нациста на этажах совести находится и попавшая в экранизацию жиличка перенаселенной коммунальной квартиры в Куйбышеве, которая написала донос на пожилую интеллигентную немку Клару Генриховну, уверенную в примате культуры над обыкновенным потреблением жизненных благ, ради лишних десяти метров жилплощади для себя и своих детей. Целая свора профессиональных доносчиков занимает здесь, в этом «доме», отдельное помещение, куда лучше не попадать нормальным людям с их ошибками, оговорками и заблуждениями, ибо имя доносчикам – гиены, коварные, трусливые и безжалостные.

А вот в фильме появляется мученик и узник своих убеждений комиссар Крымов (едва ли не лучшая из всех сыгранных ролей Александра Балуева), вот вовсе не победивший его соперник полковник Новиков (очень убедительный Евгений Дятлов), который в отчаянии от поступка любимой женщины пытается убить себя, вот Людмила Штрум (одна из главных красавиц современного российского кино Лика Нифонтова) с ее надеждой, материнскими заклинаниями и ужасным горем…

Кадры, когда Людмила накрывает на кладбище своей теплой шалью заснеженную, холодную могилу сына, становятся символом материнского, женского протеста против войны как таковой.

Потому что нет для нормальных женщин такого солдафонского понятия, как «живая сила противника»: и с той, и с другой стороны воюют отдельные, конкретными женщинами рожденные и выкормленные молодые люди, которых дома исступленно ждут матери.

Дочь Василия Гроссмана, переводчица Екатерина Короткова-Гроссман так характеризует своего отца: «Отец очень верил в добро. Я думаю, что у моего отца всегда был приоритет нравственности…». Режиссер Сергей Урсуляк вместе с не дождавшимся, к великому сожалению, демонстрации сериала сценаристом Эдуардом Володарским и всей съемочной группой оказался достоин, на мой взгляд, той же оценки.

В России давно не снимали такого фильма о войне и о политике, где всё максимально приближено к правде – от первого до последнего кадра. Тем не менее даже самое начало показа вызвало бурные споры на телепередаче Владимира Соловьева «Воскресный вечер». Пожилые известные люди, детства которых коснулась война, вдруг столкнулись на пятачке одной из главных неудобных тем романа Василия Гроссмана – теме нацистского и советского антисемитизма, их, так сказать, сравнительных характеристик. И мне понравилось, какую жесткую позицию занял здесь ведущий.

Диалог, участников которого мне называть не хотелось бы, прозвучал так:

- Не победил бы Сталин, а победил Гитлер – где бы были наши евреи?

- Нас бы не было.

- Да, но… Расстреляли антифашистский комитет, было дело врачей…

Тут и вмешался Владимир Соловьев, кстати, еврей по национальности и иудей по вероисповеданию. Он сказал:

- Еврейский народ был не самым пострадавшим во время Сталина.

И неуместная дискуссия мгновенно испарилась. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..