Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Возвращаемся в арабский мир?

Возвращаемся в арабский мир?

Послесловие к визиту президента Египта Аль-Сиси в Россию
Владимир Дергачёв
20.08.2014
Возвращаемся в арабский мир?

Новая встреча Владимира Путина с египетским коллегой Абдель Фаттахом ас-Сиси, состоявшаяся в Сочи, если и не вызвала ажиотаж в политических и деловых кругах двух стран, то уж точно вселила надежду в умы и сердца тех востоковедов, да и просто специалистов в области внешнеэкономической деятельности, которые давно подчёркивают необходимость использования невостребованного потенциала сотрудничества с нашими ближневосточными партнёрами.

В своё время СССР активно налаживал взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с этим регионом - кроме оружия поставлялись металлоизделия, древесина, машины и оборудование (строительное, сельскохозяйственное, буровое), продукты органической и неорганической химии, фармацевтики, древесина и т.д., велось масштабное капитальное строительство. К сожалению, минувшее десятилетие стало свидетелем постепенного ослабления наших деловых контактов - рвались партнёрские связи, падали объёмы товарооборота, постeпенно уходили в прошлое инвестиционные проекты. Арабские страны стали испытывать серьёзное разочарование в России не только как в деловом, но и политическом партнёре.

Сегодня арабские страны, несмотря на определённый скачок в развитии отношений с Россией в 2000-е гг., по-прежнему не стали её приоритетным партнером. Их доля во внешней торговле РФ составляет не более 2-3%; в 2011 г. российско-арабский товарооборот даже вырос на 38%, но в 2012 г. темпы его роста несколько снизились, не в последнюю очередь – из-за известных событий «арабской весны».

 Надо отметить, что развернувшиеся в регионе революционные события не привели к радикальным изменениям уровня и подходов к нашим двусторонним отношениям. Однако пострадали масштабы взаимодействия с теми из арабских стран, где идёт или шла гражданская война, а ситуация здесь по-прежнему не отличается политической стабильностью. Так, только в Ливии, с которой в 2010 г. был заключён внушительный пакет соглашений, потери РФ от нереализованных контрактов составили более 4 млрд. долл. (поставки в рамках военно-технического сотрудничества - ВТС - около 2 млрд долл., и более 2-х млрд. – контракт с РЖД, заключённый ещё в 2008 г.). Что касается торгово-экономического сотрудничества с Сирией, в экономику которой РФ вложила около 20 млрд долл., оно блокируется противостоянием правительственного режима с оппозицией, хотя сдвиги есть. Для полноты картины отметим политический и экономический кризис в Йемене, который привёл к приостановке реализации подписанных контрактов. 

На этом фоне выгодно смотрится Египет, где Россия вплоть до революции 25 января 2011 года, несмотря на высокий уровень активности США и европейских стран, достаточно успешно отстаивала свои позиции в сфере энергетики, поставок зерна, туризма, автопрома. Готовилось подписание контрактов на модернизацию исследовательского реактора в г. Иншаса, предполагалось создание совместной промышленной зоны и развитие газового комплекса страны, строительство первого блока АЭС. Однако в дальнейшем неумение прогнозировать ситуацию и договариваться с новыми властями (речь идёт о «Братьях-мусульманах», которые целый год находились у кормила власти и которых мы в своё время признали террористической организацией), привели к ограничению возможностей сотрудничества.

Но не всё вечно под мусульманской луной. И об этом свидетельствует активность зачастившего в Россию недавно избранного президента Египта Аль-Сиси, который, похоже, постарался заручиться поддержкой российского лидера ещё на этапе своей предвыборной кампании, а теперь прибыл на встречу уже в качестве полномочного представителя своей страны. Безусловно, взаимодействие в сфере ВТС, аграрном секторе, промышленном производстве исключительно интересно и взаимообусловлено бушующими вокруг наших стран «цунами», а также политической интригой, которую искусно плетут египтяне, не отказывающиеся одновременно от саудовских кредитов и прислушивающиеся к сигналам от американских политиков.

Но будем прагматиками: данный визит для нас сегодня – едва ли не знаковый и, пожалуй, первый такого уровня после начатой против нас санкционной истерии, на которую мы наконец-то начали эффективно реагировать.

По моему мнению – мнению арабиста, долгое время проработавшего в Египте и других странах арабского Востока и ставшего свидетелем многих поворотных моментов как в их истории, так и в экономической политике – сейчас исключительно важно не наделать тех же самых ошибок, которые отравляли атмосферу нашего взаимодействия в недалёком прошлом.

Примеров тому – множество: пресса советских времён без устали писала о крупных достижениях в этих странах, умалчивая не только о том, какой ценой давались эти успехи нам, но главное – экономической целесообразности подобных проектов для самих египтян. Уходящее поколение технарей советского времени, настоящих профессионалов своего дела создало мощные индустриальные комплексы, поражавшие воображение полётом мысли, характерной для ушедшей в прошлое державы. При нашем участии были созданы «монстры» тяжёлой промышленности и энергетики: Хелуанский металлургический комбинат (ХМК), Асуанская ГЭС, Египетский алюминиевый завод в г. Наг-Хаммади (ЕАЗ).

В те времена идеологам бывшего Госкомитета экономических связей с зарубежными странами (ГКЭС) СССР удавалось «продвигать» наши подходы по созданию крупных промышленных, энергетических и прочих комплексов, относимых согласно тогдашней терминологии, к отраслям промышленности группы «А» - Эль-Хаджарский металлургический завод и ТЭС "Жижель" в Алжире, гидрокомплекс "Сиди Эль-Беррак" в Тунисе, Евфратская ГЭС в Сирии, гидротехнический комплекс в Марокко и другие. Да и после развала СССР предпринимались попытки наладить двусторонние контакты на новой, как тогда модно было говорить, «деидеологизированной» основе. Вспоминается визит премьера В.С. Черномырдина в страны Персидского залива в 90-е годы, в ходе которого рассматривались новые возможности нашего взаимодействия, для обеспечения которого подготовили развёрнутый перечень «необходимых мероприятий»: проведение выставок, двусторонних комиссий, налаживание информационного обмена и т.д. Увы, почти ничего из намеченного не выполнено, хотя какие-то усилия по активизации сотрудничества всё–таки прилагались. Буквально каждый год готовились «Концепции» развития двустороннего и многостороннего сотрудничества с арабским Востоком, сменявшиеся «Стратегиями», постоянно переформатировалось тогдашнее Министерство внешних экономических связей, раздавались поручения, анализировались проекты, но итог оказался весьма скромным. Новоявленные российские бизнесмены с опаской смотрели на рынки этих стран, памятуя о прежних временах и ожидая государственной поддержки. Так и не дождались.

И всё-таки оптимистичный подход в сочетании с анализом ошибок может принести больше положительных результатов, чем простое брюзжание, даже если оно и небезосновательно.

Наверное, стоит посмотреть на весь арабский мир более широком взглядом, изучить опыт тех же американских и западноевропейских корпораций, успешно продолжающих работать на этих рынках, несмотря на все негативные последствия «арабской весны», которые, кстати, пока сложно оценить в полном объёме.

Так, чтобы не быть голословным, приведу пример переориентации многих мировых ритейлеров на страны Персидского залива, где после «арабской весны» объёмы продаж даже выросли.

Способствуют этому росту и упор, сделанный последними на страны с более устойчивым политико-экономическим климатом, а также личные связи, которые завязываются между выпускниками западных колледжей и представителями стран «третьего мира» ещё в период обучения. Многие из них потом оказываются в составе Советов директоров, управляющих компаний и т.д., а отсюда – формирование той самой «личной унии», о которой писал ещё К. Маркс. Ясное дело – при таких обстоятельствах делать нашим соотечественникам здесь особенно нечего, а если они и проводят успешные предварительные переговоры с подписанием соглашений о намерениях, то буквально на следующий день в тех же офисах оказываются президенты фирм, генеральные директоры и т.д. западных фирм, буквально из-под носа перехватывающие инициативу у россиян. А ведь когда-то на весь мир «гремел» Университет дружбы народов (теперь РУДН ), чьи выпускники, поднявшись до высших эшелонов властных структур, определяли не только общие направления внешней политики своих стран, но и вполне конкретно влияли на принятие решений по всем предлагаемым нами направлениям и объектам.

Отрицательную роль, к сожалению, сыграла и передача МИДу России полномочий по формализации и регулированию всех аспектов внешнеэкономической деятельности, сопровождающаяся многочисленными провалами на этом поприще из-за отсутствия специалистов необходимого профиля.

Не многим лучше ситуация и сегодня – по признанию сотрудников единственного остающегося действительным «законодателем мод» в этой области органа – Министерства экономического развития – никакой стратегии развития отношений с данной группой стран более не существует, концепции не востребованы, государственные кредиты не предусмотрены.

В немногочисленные российские торговые миссии, сохранившиеся в отдельных странах, регулярно приходят запросы на поставку российских товаров, оборудования, разработку новых проектов и технологий. Однако по большей части идеи и предложения остаются нереализованными, т.к. существовавшая во времена СССР система поставок нашей продукции, а также строительства промышленных объектов через внешнеторговые объединения сломана, а новая не сложилась из-за отсутствия структуры, которая взяла бы на себя функции проводника российских интересов в этом регионе или занималась бы маркетингом в широком понимании этого термина.

Создаются новые организации – различного рода центры, ассоциации, партнёрства, но результаты их работы далеки от желаемых.

Регулярно проводятся заседания двусторонних советов Российско– Арабского делового совета (создан в 2003 г., объединяет представителей деловых кругов России и арабских стран), где обсуждаются новые направления и подходы, однако до их практической реализации дело доходит исключительно редко. Те же проблемы характерны для деятельности Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству – их работе присуща нерегулярность, а принимаемые решения и рекомендации выполняются далеко не всегда и не в полной мере.

Представляется, что дальнейшее развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества будет связано со стабилизацией ситуации в арабском мире, формированием адекватных и дееспособных правительств, проведением социально-экономических реформ, являющихся важным гарантом управляемости государством, решением внутренних проблем (занятости, распределения национального богатства, обеспечения прав собственности, ликвидации разрыва в уровнях доходов). Другое важнейшее условие - расширение сферы деятельности частного сектора, при котором основным рентополучателем будут не государственные и афилированные с ним структуры, пользующиеся наличием личных связей и интересов, а широкий круг агентов экономической деятельности.

К этому стоит добавить давно назревшую необходимость изменения «российских мерок», типичных для деятельности бизнеса внутри нашей страны и автоматически переносимых на подходы к отношениям с зарубежными партнёрами.

Такие изменения целесообразно апробировать хотя бы на региональном уровне.

Сегодня среди перспективных проектов сотрудничества – железнодорожное и портовое строительство (Тунис, Судан, Йемен, Марокко, в будущем, возможно, Сирия и Ирак), нефтяная промышленность (поисково-разведочное и эксплуатационное бурение), строительство объектов инфраструктуры, развитие социальной сферы, электроэнергетики, коммунального хозяйства, жилищное строительство, транспорт, телекоммуникации, некоторые под-отрасли обрабатывающей промышленности. Именно здесь видится широкое поле для широкомасштабного взаимодействия с теми же «нефтеносными шейхами». Причём регион Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн) может рассматриваться скорее в качестве рынка для возможного экспорта российских товаров, о чём говорили, например, сами эмиратцы во время XVIII Петербургского международного экономического форума, проходившего в этом году. Данные страны обладают наиболее значительным потенциалом для устойчивого роста, что делает их одними из наиболее перспективных в мире.

Сохраняется интерес в этих государствах к нашим технологиям, в частности, к автодорожной технике, к строительству железных дорог, к сотрудничеству в области инноваций, в геологоразведке, к взаимодействию в нефтяной сфере.

С Марокко в 2002 г. подписана Декларация о стратегическом партнёрстве, а затем и Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства и рыбного хозяйства (в котором участвует и Мавритания), Роскосмос подписал меморандумы о взаимопонимании с профильными ведомствами Алжира, Египта, Марокко и Саудовской Аравии о сотрудничестве в области использования космического пространства в мирных целях. Результат - с 2000 года российскими ракетоносителями выведено на земную орбиту несколько спутников: саудовских, марокканских, алжирских, а недавно и египетский. Перспективным направлением развития бизнес-связей является взаимодействие по линии торгово-промышленных палат и союзов предпринимателей, предпринимаются шаги по налаживанию связей по линии отдельных российских регионов, многие из которых уже сотрудничают или проявляют интерес к развитию двусторонних контактов.

Вновь заговорили о строительстве АЭС в Египте и создании совместной с нами свободной таможенной зоны (ранее речь велась только о промышленной зоне), реанимируем ВТС, поставляем военную технику в Ирак, простили большую часть долгов советского периода Иордании, Сирии и Ираку, пытаемся обеспечить политическую поддержку нашему присутствию в регионе. Можно привести примеры наиболее значимых двусторонних политических контактов на высшем уровне, имевших место в последние годы – визиты президента России В. Путина в Катар, Королевство Саудовская Аравия и Иорданию (февраль 2007 г.), в ОАЭ (сентябрь того же года) и ответные вояжи, в частности, поездки президента Ливана Мишеля Сулеймана (2013 г.) и сирийского лидера Б. Асада в Россию (последний посетил нашу страну целых три раза!). Ранее в Египте побывал с официальным визитом и Д. Медведев (2009 г.), а в 2012 году с наследным принцем Абу Даби Мухаммедом Аль Нахайяном встретился наш нынешний президент.

Но не все двусторонние контакты заканчиваются одинаково успешно: так, за визитом бывшего лидера ливийской революции М. Каддафи не последовало подписание обещанных контрактов, а приезд в Москву руководителя спецслужб Саудовской Аравии принца Бандара Бин Султана в декабре 2013 года и сегодня не поддаётся однозначной оценке и вызывает множество вопросов. Так что пока можно говорить только о встречах нашего президента с Б. Асадом и президентом АРЕ Аль-Сиси как происходящих на регулярной основе, что хотя и говорит о высоком уровне взаимной заинтересованности, но с точки зрения широты географического охвата пока явно недостаточно.

Конкретного рецепта – как строить отношения сегодня не существует: слишком разные страны, слишком часто и быстро меняется ситуация, много накопилось проблем и взаимных претензий, невыполненных обязательств и несбывшихся надежд, просто межличностных, а порой и межгосударственных конфликтов (вспомним избиение нашего посла в аэропорту в Катаре). Но однажды начатое стоит продолжать, а для этого надо повнимательнее посмотреть друг на друга, попытаться вернуть нашим отношениям былую доверительность, понять суть произошедших в наших странах перемен, оценить степень взаимной заинтересованности и определить новые реперные точки.

Главное – не стремиться к сиюминутной выгоде; важнее большая открытость, постоянство контактов (не только на официальном уровне), наконец, просто доброжелательность.

Уверен – именно в этом случае дело сдвинется с мёртвой точки, ведь общего у нас по-прежнему так много! И Египет может стать на этом пути если не журавлём в небе (и даже не первой ласточкой), то уж синицей в руке наверняка...

Владимир Дергачёв - арабист-востоковед, кандидат экономических наук

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.