Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Протоиерей Артемий Владимиров: "Червоточину надо искать прежде всего в себе самом "

Протоиерей Артемий Владимиров: "Червоточину надо искать прежде всего в себе самом "

Беседа с настоятелем московского храма Всех святых в Красном селе
20.03.2012
Протоиерей Артемий Владимиров: "Червоточину надо искать прежде всего в себе самом "

Батюшка, человек чувствует, что происходит нечто, с чем он сам не в состоянии справиться. И неизвестность тревожит - люди не оправились еще от последствий одного финансового кризиса, а на их головы уже прочат следующий. Как тут быть?

Постоянная тревога, ожидание неприятностей, многочисленные страхи, срывы по малейшему поводу, а то и без повода, конечно, подтачивают, как червь, организм. Все это накладывает печать даже на внешний облик. Нередко мы замечаем взгляд напряженный, как будто источающий электричество.

Кризис внешний способствует развитию кризиса внутреннего, духовного. А потому так необходимо найти точку опоры! Определенным убежищем может стать дружная, сплоченная семья. От политических и социальных бурь, от драм и потрясений, которыми изобилует окружающая нас действительность, так хорошо укрыться в гнездышке с обустроенным бытом, возвращаться после трудного дня туда, где тебя любят и ждут.

Однако сколь хрупким оказывается порой и этот мирок. Кому-кому, а нам, священнослужителям, доподлинно известно, как в одночасье могут разрушиться стены, возводимые в течение долгих лет: человеческая природа переменчива! Того, кто идет по жизни, уповая лишь на собственные силы, поджидает подчас горькое разочарование.

Основанием, фундаментом, на котором можно строить земное, и есть несущая конструкция веры, вертикаль духа. И, заметим, речь идет не об абстрактной вере, некой туманной духовности. Я разумею зрячую, горячую веру во Христа Искупителя, сокрушившего смерть и победившего ее воскресением. Только Спаситель может даровать подлинное сознание своей слабости, соединенное с всецелым упованием на помощь Божью. Только в такой вере можно почерпнуть силы для борьбы со своими бедами. И нынешним всесторонним кризисом – в том числе. Трудно противостоять ему, опираясь лишь на свои человеческие ресурсы. А с помощью Божьей – все по плечу.

Лишь живая вера делает человека причастным той питающей душу божественной энергии, которая именуется Божьей благодатью. Она струится в сердце того, кто не только декларирует, но исполняет евангельские заповеди. Сила Божия дарует ему силы с достоинством переносить самые трудные испытания. Верующие ведают нравственные причины земных скорбей и понимают, к Кому должно обращаться за помощью.

По вашим наблюдениям, больше ли людей стало приходить в храмы в последнее время?

Отсутствие стабильности, порожденное всеобщим кризисом, заставляет многих задуматься, - насколько они самодостаточны, зависимы от внешних обстоятельств. А претерпевший удары судьбы поневоле начинает разуметь значение мудрой русской пословицы: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

Большинство в первый раз приходят в Божий храм не просить о своей душе. Покаяние – это уже более глубокая духовная фаза и высокая ступень сознания. Поначалу они ставят свечу святителю Николаю, чтоб благополучно прошли деловые переговоры, чтобы выплатить кредит или выпутаться из каких-то форс-мажорных обстоятельств.

Но и здесь – Божия премудрость! Рыбаков Христос привлек к Себе невиданным уловом. Звездочетов и астрономов – явлением чудесной звезды. Божий Промысл обращает ко благу человека все его неустройства и беды. Лишь бы душа искала духовную точку опоры и нравственный смысл бытия. Как сказал всем известный афонский старец Паисий, «нынешний мир нуждается в ураганном ветре, чтобы очиститься от скверны и грязи».

– Но как сохранить нравственность в обществе, пронизанном лицемерием, страстью к наживе, эгоизмом?

– Христианство существует более двух тысяч лет, и все это время взывает к человеческой совести. С грустью слышишь расхожую фразу: «С волками жить – по-волчьи выть». Безусловно, у каждого из нас есть свои внутренние, неписанные, негласные правила поведения. Выбранные тобой приоритеты, намерения и деяния однозначно свидетельствуют - «наш ли ты или от супостатов наших». Подлинный христианин или лицемер и приспособленец…

Моя принадлежность к ученикам Христовым несомненна, если полученное мной с детских лет воспитание говорит мне, что чужая, не принадлежащая мне вещь – плод абсолютно запретный… Если даже в помыслах я принадлежу только своей супруге, которой навеки обещал любовь и верность…

Но если для меня сущий пустяк – оговорить конкурента; если я «всегда готов», воспользовавшись временной слабостью экономического партнера, отобрать его «активы»; если я не чувствую себя обязанным отдавать долг только потому, что ссудивший мне определенную сумму по деликатности об этом не напоминает – то я человек мира сего. Тот самый лукавый и лицемерный раб, который, по Евангелию, в свое время будет «бит много». И это потому, что знал волю Господина своего, но не исполнял ее.

Приметим, что мы и сами различаем людей по их качествам. Слову одного доверять совершенно невозможно. Он действует только с позиции наглой силы. Старается скрыть свою подлинную личину за умелой фразеологией. Однако не замедлит воспользоваться моментом, чтобы нанести удар в спину. Нормальный человек, конечно, будет избегать общения с таковым. Наше сердце тотчас, как красная лампочка, зажжется: опасность, доверяться нельзя!

Мы интуитивно тянемся к светлым людям. Общение с ними подлинный праздник в наши «окаянные дни».

Кроткие наследуют Царство Небесное, говорится в Священном Писании. Господь – с теми, кто живет по совести. Он ведет их и защищает. И наши личные проблемы – это в большей степени следствие наших грехов, а не результат мирового финансового кризиса. Что делать? Переступить порог храма, раскрыть язвы совести в таинстве покаяния и начать выстраивать свою жизнь в согласии с евангельскими заповедями. Верую: Господь не оставит.

– А кто-то думает - надо разделять нравственность домашнюю и нравственность публичную. Иначе ни карьеры не сделаешь, ни материального достатка не добьешься. Есть ли здесь золотая середина?

– Вспоминается прекрасная английская пословица: «Charity begins at home» (Подлинное милосердие начинается с собственного дома). Она опрокидывает предложенный вами расхожий тезис. У тебя в семье тишь, гладь и Божья благодать. Ты доброжелателен, заботлив, тактичен, деликатен с домочадцами. Значит, всегда сумеешь перенести этот опыт и во внешний круг своего общения. И, напротив, если с коллегами ты ведешь себя безупречно, а дома – суровый "дядька Черномор" либо «хозяйка медной горы», которая всех держит «под каблуком», то ценность твоих так называемых деловых качеств весьма сомнительна…

Любовь – это солнечный свет, который светит всем. Он либо есть, либо его нет. Отметим при этом, что одним образом супруги любят свою половинку, другим – выражают почтение к начальнику, и, наконец, совершенно иначе христианская любовь проявляется во взаимоотношениях с равными по рангу сослуживцами, которые нуждаются в моральной поддержке и в деятельной помощи в трудный для них час.

– Чем чреват двойной стандарт поведения с позиции Церкви?

– Двойных стандартов подлинные христиане стараются избегать. Разве были бы на земле кризисы, если бы мы все стремились к Царствию Христовой правды? Мир же подчас тянет, увы, в прямо противоположную сторону. Не потому ли Господь и вразумляет нас?

Сегодня немало людей, о которых говорят как о баловнях фортуны, счастливчиках. Им улыбаются звезды. Они умеют «делать деньги»… Однако после общения с таковыми человек зачастую ощущает смутную скорбь. В собеседнике не чувствуешь живой души. Той, которая рождена, по мысли гениального Пушкина, «мыслить и страдать» и «чувства добрые» пробуждать… Внезапно осознаешь: у этого внешне благополучного человека разрушено ядро личности. Он вращается вокруг оси собственного эгоизма, наивно полагая, что вся Галактика вращается вокруг него.

Такие люди привыкли видеть в окружающих лишь средство достижения своих корыстных целей и удовлетворения собственных амбиций. Самое страшное, что своим детям (по закону сообщающихся сосудов) они не могут передать ничего, кроме бациллы разрушения.

Как мне представляется, в нашем Отечестве есть на сегодняшний день только две «партии»: партия созидателей и партия разрушителей. Что лежит в основе выбора? Думаю, это зависит только от убеждений человека - либо нравственных, либо безнравственных. И, конечно же, еще от тех средств, которые он считает для себя допустимыми для достижения поставленной цели. Подлинное естество не спрячешь ни за какой фразеологией.

Духовная жизнь и вечная смерть – вот две дороги, открытые Богом человеку. Ориентир – заповеди Господни. Отец Небесный сотворил человека царственно свободным. Каждый из нас – это своего рода "суверенное государство». Личность, а вовсе не бездушный и бессовестный «винтик государственного механизма». Но свобода открывает два различных пути: человек может стремиться к святости и богоподобию, а может осознанно уклониться в бездну греха. Каждый делает свой выбор сам.

– Как вести себя, когда ты стараешься делать добрые дела, но окружающие этим явно пользуются, а то и вовсе отвечают неприкрытой злобой?

– В Евангелии есть ответ и на этот вопрос. «Остерегайтесь людей», – говорит Христос. Вслушаемся в эти слова. Они означают, что мы должны чувствовать и понимать человека, который вступает в общение с нами. Нам вменяется в обязанность разбираться в его подлинных намерениях. Мы должны быть людьми не только доброжелательными, но и проницательными. «Будьте мудры, как змеи, – учит Спаситель, – и чисты, как голуби».

В русских пословицах, порожденных христианским самосознанием народа, мы найдем подчас парадоксальные советы. «Всех люби – от всех беги». Что это значит? Я должен идти дорогой жизни с улыбкой. Но при этом вовремя от иных удаляться, чтобы не подставить под удар «беззащитные места» своей души. Согласитесь: совершенно несправедливо и так обидно быть жертвой, заложником какой-то чужой беспринципной режиссуры, относится ли она к области политической или экономической.

Творить добро нужно умеючи. Это подлинное искусство – попадать в десятку, в цель. Необходимо реально представлять себе поле благой деятельности. И прежде, чем что-то предпринять, надо тщательно взвесить собственные возможности. Важно, чтобы те, кому мы благодетельствуем, не перекладывали на нас тяжести, которые они вполне могут нести сами. А ведь иные готовы нас выжать, как лимон. Как полезно помнить, что силы наши не безграничны. Ты – не архангел Михаил, который везде и всюду поспевает.

Творить добро нужно с толком, провидя его конечный результат. Итог, спору нет, заключается, конечно, не в развращении людей, апатично, пассивно ждущих от вас подачки, но не желающих палец о палец ударить для собственного блага. Добро – в том, чтобы дать собрату импульс доброй энергии, уберечь его от отчаяния и озлобления. Так важно дать человеку возможность побороться за свое счастье, чтобы он знал, что где-то рядом есть тот, кто поддержит его в тяжелую минуту…

Если ты идешь стезей доброделания и при этом терпишь гонения от завзятых служителей зла, нимало не смущайся! Евангелие свидетельствует: коль скоро ты пострадал как христианин – благодари Господа за такую участь, ибо Дух славы почивает на тебе. Но признаемся: это – высокая мера!

– По мнению психологов, если человек почувствует себя выбитым из колеи, то это может подвигнуть его к решительным действиям, чтобы изменить свою судьбу. Христианство же учит смиренно принять скорбь, ибо ее ниспослал Бог с какой-то только Ему ведомой целью. Так смиряться или все же сопротивляться?

– Падения, которые мы испытываем, бывают вызваны совершенно разными обстоятельствами. Если человек напоролся на то, как говорится, за что боролся, так ему легко сделать правильные выводы из происшедшего. Будем анализировать причины и следствия – и тогда мир вокруг нас наполнится смыслом, уже не будет представляться чередой нелепых случайностей и совпадений.

Представьте себе: большой начальник маленького предприятия впал в головокружение от успехов и перестал держать сотрудников за людей. Для него они – рабочие лошадки. Конечно, Боженька через какое-то время покажет ему «где раки зимуют». Первый же инсульт может заставить чудака понять, что счастье не в дурных деньгах, а в добрых взаимоотношениях.

Христианство учит нас прежде всего искать червоточину в себе самом. Но оно же учит никогда не отчаиваться, не складывать руки. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», – в этих словах мы черпаем из Евангелия призыв к бодрости, динамике, активности. Бог никогда не оставит усердного труженика без Своей поддержки.

– А что делать бизнесмену, понимающему, что нехорошо давать взятки, чтобы добиться привилегий для своей фирмы. Но также понимающему, что в противном случае он не сможет платить рабочим достойную зарплату, не будет в состоянии заниматься благотворительностью. Не допустима ли в такой ситуации ложь во спасение?

– В этом случае надо различать мудрость и лукавство. Лукавство ставит перед собой цель небезупречную и избирает для ее достижения безнравственные средства. Мудрость же преследует цель благую. Прежде всего – спасение души как жертвователя, так и облагодетельствованного им. Благодеяние пойдет на пользу лишь тогда, когда оказывается из средств, заработанных честным предпринимательским трудом.

Не спешите поддакивать предпринимателю, который станет вам жаловаться, что не может вести дела «по совести». Речь идет даже не о взятках, а о почти официально принятых бонусах для повышения тонуса начальственной организации. Вести дело совершенно чисто в мутной среде невозможно. Однако степень прозрачности атмосферы зависит во многом от стиля работы предпринимателя. Как пел русский бард Игорь Тальков: «Мир есть только отраженье наших чувств и наших глаз»…

Достоин уважения бизнесмен, который и в навязываемых ему обстоятельствах строит свою деятельность так, чтобы никому не навредить. Однако если ты раздаешь зарплату в конвертах и не платишь за нее налоги, то последствия все же легко поддаются прогнозу. Не будем забывать вещую пословицу нашего народа: «На Бога надейся, а сам - не плошай»…

– И все же - как христианину противостоять трудностям в наше кризисное время?

– Все мы живем в турбулентном мире и не ведаем, что «день грядущий нам готовит»… Помните начало нашего разговора о точке опоры? Осмысленная вера в Спасителя и Его Церковь – залог сохранения и умножения витальных сил человека, внутренней бодрости, динамики души. Что делает ее прекрасной? Светлая улыбка, отзывчивое сердце, приветливость и радушие, умение находить общий язык со всеми. И удача сама улыбнется.

Многие отечественные писатели и мыслители подмечали, что без веры в Живого Бога жить нельзя. Тем более – сегодня, когда мир агрессивен, циничен, лукав, как никогда.

Не могу не посоветовать прибегать к «духовно-нравственной терапии» – чаще участвовать в церковных таинствах. Когда мы с молитвой преодолеваем большие и малые препятствия, вырастающие на пути, то начинаем реально ощущать присутствие в нашей жизни Бога. Опытно познаем поддержку милостивой десницы Христовой. Будем доверяться Ему и в счастье, и в беде. И в достатке, и в бедности, которая никогда не была на Руси пороком.

Как говорили наши прабабушки, завтрашний день позаботится о себе сам. Приложим все силы, чтобы достойно завершить день сегодняшний…

Беседу вел Владимир Киселев   

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.