Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Оптимизация по-московски

Оптимизация по-московски

Сердитые заметки столичного автомобилиста
Владимир Дергачёв
15.01.2015
Оптимизация по-московски

Казалось бы, как здорово - дан новый толчок расширению пешеходных зон, реконструкции городских парков, впервые появились велосипедные дорожки и «выделенки», что должно способствовать комфортному и беспрепятственному передвижению москвичей и гостей столицы. И всё это, конечно же, по желанию и согласованию с жителями города, при их непосредственном и деятельном участии...

Что ж, давайте разбираться. Заглянем для начала в парк скульптур «Музеон», что на Крымской набережной. Когда-то, в 60-е годы, здесь был пустырь с одиночными постройками – бараками, сараями и прочими ветхими строениями, наводившими тоску и уныние. В начале 90-х годов на их месте начал образовываться неповторимый парковый комплекс, окончательно сформировавшийся в 1992 году благодаря усилиям художников-энтузиастов и при поддержке тогдашнего Правительства Москвы. После августовского путча сюда были свезены скульптуры бывших советских государственных деятелей, гармонично дополненные в дальнейшем разбросанными по всей территории фигурами сказочных персонажей, учёных, писателей и просто инсталляциями современных архитекторов. Теплую и уютную атмосферу парка создавали цветочный уголок, вьющиеся среди деревьев дорожки, присыпанные кирпичной крошкой, искусственные водные каналы и «азиатский уголок» с драконами, кафетериями, детскими горками. Но вот полтора года назад началась реконструкция – парку, как оказалось, требуется «мощная хирургическая операция», что должно сделать его «более европейским и привлекательным».

На днях вновь я посетил сей дивный уголок, где провёл часть своего детства. Поначалу показалось, что попал в Бэттери парк, что на Манхэттене: кругом камень, тротуарная плитка, длинная «тюбинговая» горка, вздымающиеся волнами лавки, среди которых бродят одинокие посетители.

Дополняют новую конфигурацию причудливые «техно»-фонари (прошу простить, если неправильно идентифицировал) – в общем, стиль «кристаллизованных лугов и степей», или new perennial, как утверждают сотворившие это чудо ландшафтные архитекторы. От былого ощущения спокойствия и тепла не осталось и следа, причём парк вырос до самой набережной Москва-реки, поглотив всё парковочное пространство (когда-то здесь без проблем можно было оставить машину). Теперь парковка ограничена узким пространством между фасадом Центрального дома художника и Крымским мостом, и найти место на небольшой стоянке практически невозможно ни в будний, ни в выходной день. Так и хочется спросить: на чей вкус это подражание и каков смысл подобных реконструкций? Есть здесь и павильон (называется Electra) c электро-велосипедами, правда, за окном - зима.

Так мы плавно переходим к велосипедным дорожкам. Наверное, имело бы смысл их создание в таком количестве, располагайся Москва ну хотя бы чуть-чуть южнее. Но наша столица – город северный, больше половины года для велопробегов малопригодный, да и культура пользования велосипедами пока оставляет желать лучшего (прогуляйтесь в летний день по ЦПКиО им. Горького). И уж совсем странно видеть велодорожки на некоторых улицах столицы, начинающиеся ниоткуда и ведущие в никуда. Возможно проект имел бы смысл в том же Амстердаме, где угнанные велосипеды даже не ищут – здесь массовое пользование круглогодично, благо климат иной, а потому и другое отношение, иной менталитет.

Ещё одна новация – пешеходные зоны, количество которых увеличивается не по дням, а по часам.

Уже частично ликвидировано движение на улицах Покровка и Маросейка, аналогичная зона на Пятницкой должна пересечь существующую пешеходную зону Замоскворечья, освобождены от машин площадь Революции и Триумфальная, несмотря на множество возражений автомобилистов, которые теперь вынуждены совершать невероятные маневры при выборе направления движения, что перегружает и без того интенсивные транспортные потоки в центре города. Всё это – в дополнение к прежним семи крупным пешеходным маршрутам, запущенным в прошлом году. Плюс к тридцати в различных округах. Конечно, пешие прогулки полезны, но почему-то власти Москвы забыли, что город наш – деловой центр всей без преувеличения России, куда ездят не только для прогулок и не на курорт всероссийского масштаба. Должно же быть гармоничное сочетание интересов пешеходов и автомобилистов, Но вот последняя информация газеты Metro: в ближайшие три года в Москве построят 400 новых зон общей длинною в 600 км!

А теперь о наболевшем у многих - парковках и выделенных полосах, пробках и эвакуаторах. Начнем с сайта «Московский паркинг», где в преамбуле говорится: на первом месте – удобство пешехода. Согласен, но не полностью – есть ещё и автомобилисты, в которых эти пешеходы зачастую и превращаются. Но главное: «припаркованаая машина простаивает, не совершая никакой полезной работы»! Замечательное утверждение, не правда ли - таким же образом, следуя предлагаемой логике, можно оценить простой станочного парка в ночную смену или пустующие концертные залы в утренние и дневные часы. А уж консерватории, спортивные залы, зоопарки, стадионы и многое ещё чего!

Звучащие одновременно призывы к пересадке на общественный транспорт почему-то сопровождаются увеличением интервалов движения поездов метрополитена в дневные часы, а появление новых перехватывающих парковок – требованиями проезда на том же метро не менее двух раз в сутки.

А если удобнее воспользоваться наземным транспортом, как быть тогда: оплачивать «бесплатную» стоянку?

Отдельная тема – «выделенки», которые якобы стимулируют пересадку москвичей на общественный транспорт и увеличивают скорость движения (вместе с расчисткой улиц от неправильно запаркованных машин) на целых 12%! Во-первых, неясно как рассчитывалась эта цифра (оценка интенсивности движения в городе Яндексом в будние дни редко когда опускается ниже 5 баллов). Во-вторых, проезжающие мимо нас полупустые автобусы, регулярность движения которых по-прежнему оставляет желать лучшего, вызывают вполне понятные чувства у автомобилистов, уже хорошо изучивших расположение камер на дорогах и уповающих на отсутствие патрульных машин в «конце пути».

В этой связи хочется вспомнить 70-е годы, когда с завидной регулярностью можно было слышать множество заверений от тогдашнего ГАИ о скором появлении в городе полос с т.н. «зелёной волной», где работа светофоров будет контролироваться с помощью шумо-уловителей, давая преимущество движению транспорта по наиболее загруженным направлениям. Увы, благие пожелания таковыми и остались – денег нет, стоимость «уловителей» показалась кому-то чрезмерной.

Зато на камеры деньги нашлись сразу – видимо, коммерческие интересы опять взяли вверх. Причём ими уже оборудованы не только выделенные полосы, а даже несколько десятков автобусов.

По заявлению работников ГИБДД, основная задача инспекции – контроль (!), который поставлен во главу угла, несмотря на прозвучавшее несколько лет назад заявление президента В.В. Путина о необходимости помогать и организовывать движение.

Кстати, так и поставлена работа и во всех зарубежных странах, где довелось побывать, но у нас опять – особое видение.

Безусловно, исполнять карательные функции и гоняться за автовладельцами с целью сбора штрафов не только гораздо проще, но и выгоднее. Страдают, правда, от такого подхода не только владельцы машин, но и интересы всего общества – ведь потери от сохраняющихся и растущих многокилометровых пробок колоссальны. А чем подобный «контроль» оборачивается для наших кошельков – всем хорошо известно.

И уж совсем безобразно выглядит деятельность зарвавшихся эвакуаторщиков («крокодилов», по меткому определению нашего сметливого народа).

Задача расчистки улиц давно превратилась в многомиллионный бизнес, а их хамское поведение вызывает возмущение даже у пешеходов, ради которых, вроде бы, и была создана служба.

Лично наблюдал, как «питомцы» г-на Ликсутова (заместителя мэра Москвы по транспорту) забирали никому не мешающие машины только потому, что стояли они не по правилам – под углом к тротуару (!), а не параллельно. Особенно внимательным надо быть по выходным дням, когда «зелёные рептилии» рыщут по всему городу в поисках нарушителей: «цепляют» машины в местах вовсе неожиданных, ссылаясь на далеко висящие знаки запрета и отсутствие «сквозных» выездов из дворов (только они отменяют запрет, и никто другой). Вот только как определить наличие этого «сквозного» - ходить по всем закоулкам?

Хотелось бы узнать у г-на Ликсутова: способствует ли такой подход ускорению движения транспорта в Москве, и заодно рассказать ему, как отзываются о его инициативах жители Центрального округа, вынужденные пребывать в постоянном напряжении и регулярно ходить доказывать наличие у них резидентских разрешений, оспаривая незаконно выписанные штрафы (по последним данным, их количество уже превысило 20 тыс., а выписать резидентское разрешение стало почти невозможно).

Увы, подход московских властей к решению транспортной проблемы в сочетании со всеми вышеупомянутыми «новациями» ведёт лишь к их обострению.

Об этом говорили москвичи-автолюбители на последнем митинге, прошедшем в декабре на Суворовской площади.

Возмущение вызвали и новые планы сделать платным въезд в Москву, что сразу вызовет цепную реакцию по всей стране, а также приведёт к новому перераспределению транспортных потоков в самом городе (сметливость нашего народа всем хорошо известна), и запредельные цены на парковку, и запрет на въезд в отдельные районы города «пикапам» (для машин типа Pathfinder и аналогичных). А недавно узнал, что автоштрафы по 16 статьям административного кодекса хотят отдать в ведение Москвы - ещё одна фискальная мера, где можно разгуляться.

Прожив год в Нью-Йорке – городе с давними автомобильными традициями, я редко когда мог видеть работу эвакуаторов. В основном, они используются в случае ДТП – хотя неправильно запаркованных машин там тоже хватает.

Но под каждым запрещающим знаком – длинный перечень изъятий: когда можно стоять, когда запрещено и т.д. В городе – огромное количество парковок: подземных, наземных, многоуровневых, с пандусами и лифтами, с механическими подъёмниками и т.д. Причём если цена на дневной постой где-то и сопоставима с нашими расценками (кстати, неплохо было бы учесть ещё и уровень зарплат, как положено экономистам), то купив со скидкой месячный абонемент, вы можете быть совершенно спокойны за состояние своего семейного бюджета. Работают и камеры уличного наблюдения, но опять же – на пользу организации движения, а не для сбора дани с любителей быстрой езды.

Хотелось бы повторить, создание зеленых зон в Москве, выделение полос для общественного транспорта (пустующих, как подсчитано, 70% времени), строительство пешеходных и вело-дорожек должно все же как-то сочетаться с расширением парковочного пространства, появлением новых направлений, а не их ликвидацией. Цены должны быть разумными, эвакуация и хранение машин в первые сутки - бесплатными, как и ранее, а работа общественного транспорта должна носить ритмичный характер, без сбоев и необоснованных интервалов в рабочее время. Автолюбители – не враги города, а его жители, со своими проблемами, которые зачастую невозможно решить без машины.

…Собирался заканчивать, как пришло новое сообщение: железнодорожные переезды в черте Новой Москвы планируется сделать платными – оказывается, так нам будет быстрее…

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.