Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Мегапроект: за и против

Мегапроект: за и против

Почему население с недоверием относится к новым замыслам московских властей
Александр Бельчук
15.05.2013
Мегапроект: за и против

В Москве активно обсуждается очередной транспортный мегапроект: реконструкция Ленинского проспекта. Окажет ли он существенную помощь в разрешении катастрофических транспортных проблем города или превратится в очередную «черную дыру», поглощающую немереное количество городских финансов без особого позитивного эффекта, уже не говоря о бесконечных мытарствах многочисленных жителей затронутого стройкой района?

Как показывает практика, такие проекты осуществляются долго и далеко не всегда оправдывают истраченные на их реализацию средства. А то, что речь будет идти о больших миллиардах, не вызывает сомнения. Реконструкция трассы должна затронуть Ленинский проспект от пересечения с МКАД до площади Гагарина. Авторы проекта обещают обеспечить безостановочный проезд по проспекту даже в часы пик и существенное сокращение (в два с лишним раза) времени на проезд.

Но авторы проектов всегда много чего обещают. Реальность всегда оказывается хуже проектов, особенно по двум пунктам: во-первых, практически все проекты стоят намного дороже утверждённой сметы и, во-вторых, они реализуются намного дольше, чем планировалось. Исключения бывают крайне редки.

Недавно, в апреле районные власти вместе с авторами проекта провели встречу со встревоженными жителями района по его обсуждению. Нужно сказать, что организаторы встречи неплохо к ней подготовились, и она прошла для них удачнее, чем можно было бы ожидать, учитывая настроения аудитории. Презентации были «по делу», острые проблемы не обходились (хотя далеко не все они были обозначены, в частности, хотя бы самая ориентировочная стоимость проекта). Однако отношение большинства аудитории к проекту всё же было отрицательным, а у многих – откровенно враждебным, хотя авторы проекта, разумеется, попытались представить его положительные стороны в максимально благоприятном свете. Противники проекта заблаговременно развернули по району активную кампанию, подчёркивая его отрицательные стороны. Но главные причины негативной реакции значительной части, а, скорее всего, большинства населения – в другом.

На наш взгляд, большинство людей испытывает сегодня глубокое недоверие как к институтам власти, так и к российскому бизнесу, независимо от того, какой проект им предлагается, тем более что разобраться в них по существу нередко очень непросто. Может быть, они и неплохие, а может быть, совсем наоборот. Что получится на практике, никто не знает.

В то же время все уверены, что значительную часть денег выделенных для финансирования, всё равно разворуют, а доверие к тому, как частные компании реализуют проекты, не намного выше, чем к чиновникам.

К тому же головная боль и неудобства для тысяч и тысяч людей, живущих в районе стройки, гарантированы не на один год.

И на самом деле проект выглядит весьма спорным по многим параметрам. Любое предприятие оценивается прежде всего по соотношению затрат и результатов. Как уже упоминалось, не вызывает сомнения то, что реконструкция Ленинского проспекта будет стоить дорого. Состоится ли обещанное увеличение пропускной особенности трассы, которое бы оправдало расходы? Ведь она будет зависеть не только от параметров модернизированного проспекта, но и от других факторов, которые не обязательно будут учтены в проекте. Если транспортная загрузка Москвы будет возрастать, что ожидают большинство прогнозистов, то увеличение пропускной способности Ленинского проспекта неизбежно вызовет переключение части транспортного потока с соседних улиц на эту трассу, И позитивный эффект будет в значительной мере утерян. Речь в первую очередь идёт о проходящих рядом проспекте Вернадского и Профсоюзной улице, уже сейчас забитых, что называется, под завязку. Следовательно, «правильный» проект должен быть комплексным, что не может не удорожить его ещё больше. Следовательно, шансы на его утверждение становятся меньшими, а безусловными заинтересованными в проекте лицами и «акторами», как ныне принято говорить, являются строительные компании и местные власти. Они - главные выгодополучатели при любых раскладах. Поэтому они и стараются больше всех.

На наш взгляд, игнорируется ещё один существенный фактор – влияние реконструкции Ленинского проспекта на архитектурный облик этого района Москвы.

При модернизации Ленинского проспекта одним из главных элементов реконструкции в соответствии с проектом должны стать эстакады вдоль трассы. Их будет много. Фактически часть Ленинского проспекта будет проходить как бы на втором этаже. Обычно это меняет внешний вид города в худшую сторону. Мне самому в своё время пришлось работать в Бангкоке (Таиланд), где городские власти стали решать тяжёлые транспортные проблемы города за счет строительства эстакад над рядом улиц столицы. По всеобщему мнению, с точки зрения архитектуры Бангкок многое потерял. У меня сложилось такое же впечатление.

Очевидно, что проработка проекта реконструкции Ленинского проспекта требует максимального учёта всех аспектов и осторожности при принятии решений. Слишком дорого могут стоить ошибки. Реализации заслуживают только абсолютно безусловные проекты, а данный проект к таковым никак не относится. На наш взгляд, главным путём решения транспортных проблем Москвы в перспективе может стать ограничение роста города (конечно, не забывая и о других мерах). Иначе Москва окончательно превратится в кошмарный конгломерат типа Сан Пауло в Бразилии или Мехико в Мексике, где число жителей уже далеко перевалило за 20 миллионов человек в каждом и где нормальная городская жизнь, по общему признанию, невозможна.

К тому же московская сверхконцентрация будет означать дальнейшее обескровливание российской провинции, которое уже зашло очень далеко и представляет опасность для экономического развития и целостности России.

Нормальный путь – создание не менее благоприятных условий для бизнеса в провинции, чем в Москве. Тогда капитал будет работать на местах, а не отправляться в Москву, и соответственно не «тащить за собой» строительство и рабочую силу. Следует помнить, что решение транспортных проблем столицы в любом случае будет стоить намного дороже в Москве, чем решение аналогичных проблем в провинции. Московская «сверхконцентрация» в конечном счёте означает нерациональное распределение капиталовложений в стране, что негативно сказывается на её экономическом развитии и увеличивает напряжённость в отношениях между столицей и провинцией.

Бельчук Александр Иванович - доктор экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.