Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Мат как языковая норма?

Мат как языковая норма?

О границах допустимого и беспределе возможного в нашем общении
Владимир Дергачёв
01.12.2014
Мат как языковая норма?

Как-то исподволь, ползуче-незаметно в повседневную жизнь стали внедряться новые словосочетания, междометия, а словечки, за которые в детстве каждый из нас получил бы от родителей хороший подзатыльник, стали нормой.

Прямые заимствования из иностранного (в основном – английского языка) плюс компьютерный новояз – другой аспект той же проблемы. «Забукивают» офисы ресепционисты, контент-менеджеры рассуждают о «троллинге», «изгиляются» креативщики на молодёжных сайтах – в общем, социальные сети гудят, как высоковольтные провода, выдавая всё новые и новые порции лексического хлама, а тем временем псевдолитературный спам постепенно пропитывает всю ткань общества. Рождаются чудовищные искажения значений и словосочетаний, что особенно характерно для информационных технологий. Причём их распространение происходит с такой головокружительной скоростью, что уследить за «новациями» неспециалисту просто невозможно. Откроем, интереса ради, словарь компьютерного сленга. Вот несколько примеров:

Тро́ллинг (trolling) – размещение в Интернете (на форумах, в Фидо, в группах новостей Usenet, в вики-проектах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм.

Что такое флейм, спросите вы – смотрим: Флейм или флэйминг (flame – пламя; близко рус.полемика) – это интернет-срач (!)…

Дальше – веселее: педаль – кебарда; пердаль – педаль; алкоголик – человек, программирующий на Алголе; Авэ Мария – звуковая плата SoundBlaster; прога – программа; диск пропиленный – испорченная, дохлая дискета; астма – язык программирования Assembler. И прочая и прочая…

Не хочу выглядеть ретроградом – да, язык развивается, обогащается, но только как-то уродливо, однобоко, примитивно, что ли.

Если ещё в прошлом веке для занятия лексической лакуны требовалось значительное время, то ускорение информационного обмена привело к невероятно искажённому «обогащению» великого русского. И при этом – только в одном направлении, к нам, сюда. Неужели, хочется спросить, нет гордости за свою русскую культуру в сфере языковой? И как бы, интересно, реагировали блюстители языковых норм в тех же США или Великобритании (про Францию промолчу, так как здесь на редкость ревностно относятся к языковому суверенитету), если бы «в ответ» на их «ауч» (ouch, что-то вроде «уя»), звучащее в нашей российской школе, там у «них» кто-нибудь сказал «жесть». Или если бы «бабло» стало ответом на «баксы». Вот бы удивились.

Риэлторы и мерчандайзеры, андеррайтеры и фрилансеры, хакеры и чатлане, ударники факторингаи процессинга, передовики дауншифтинга и эквайринга – нет ли желания перекинуться парой слов на русском: поговорить с агентом по недвижимости, обсудить проблему с товароведом, организовать выпуск ценных бумаг на фондовом рынке, обеспечить приём к оплате платёжных карт? Список можно продолжать до бесконечности.

О языковой деградации нашего общества можно говорить до бесконечности, но ещё страшнее следующий шаг – в пропасть полной разнузданности.

Вот и в Москве скоро состоится сольный концерт небезызвестного Семена Слепакова, на всю страну распевающего откровенно похабные вирши собственного сочинения про «кусок г…» и «растущую ж…». А ведь популяризация подобных «деятелей искусства» телевидением только раздвигает границы допустимого. И вот уже у целого поколения становится признаком особого шика «ввинтить» словечки-паразиты: «прикольно», «ботаник», «туфта», «фуфло», «крутизна», «отстой», «блин»…

Ёрничают уважаемые литераторы, новоиспечённые режиссёры сдабривают свои кинопроизведения обильными порциями нецензурщины, отстаивая право на самовыражение «художника», откровенно хамят секретарши и продавцы, звёзды эстрады и чиновники, активно уродуют язык бизнесмены и специалисты по «высоким технологиям».

И если когда-то Михаил Жванецкий, предлагающий вниманию зрителей свою юмореску про «баржу длинную, как ...», делал многозначительную паузу, что вызывало смущённый смешок в зале, то сегодня додумывать за авторов, с позволения сказать, литературных произведений, гэгов и пародий, сценариев и т.д. не приходится – всё предельно обнажено, без тени смущения и стыда за написанное и сказанное. С экранов телевидения и кинотеатров льётся площадная брань и похабщина из уст комментаторов, позиционирующих себя как специалистов широкого профиля – политического, литературного, киноведческого. А хамство телеведущих ночных общественных программ, снисходительно воспринимаемое эпатируемым бомондом и простой публикой – просто зашкаливает!

Не пора ли уже нашей общественности всерьез заняться культурой общения? Ведь здоровье общества зависит и от неё в том числе…

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.