Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Кто заплатит за бензин?

Кто заплатит за бензин?

На нефтяные компании решено повысить налоговую нагрузку
Алексей Подымов
08.02.2016
Кто заплатит за бензин?

В ближайшее время в Госдуму может поступить из Министерства финансов проект закона о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо. Понятно, что в условиях низких цен на нефть, бюджетные проблемы приходится решать во многом за счёт внутренних ресурсов. Помимо отнюдь негарантированных доходов от возможной приватизации «Роснефти», Совкомфлота, Аэрофлота и подмосковных аэропортов, наши финансисты явно рассчитывают пополнить казну за счёт нефтянки.

Как утверждают в Минфине, иначе у правительства останется слишком мало шансов на выполнение социальных обязательств.

Повышение акцизов на бензин, если оно всё же случится, будет уже не первым в этом году. Ещё 1 января ставка стандарта Евро-5 была повышена на 36,1% до 7,53 рубля с литра, а на дизельное топливо — на 4,15 рубля/литр.

Можно считать большой удачей, что январское повышение акциза весьма слабо отразилось на конечных ценах на бензин. Но ведь правительству «так повезло» только потому, что на многих нефтебазах в канун новогодних каникул накопились очень неплохие запасы, Так, знаменитая Володарка, откуда кормятся чуть ли не все подмосковные АЗС, имела уровень заполняемости ёмкостей выше 90 процентов, а это просто уникальная редкость.

К тому же из-за сильных январских морозов спрос на топливо упал так сильно, что в ряде регионов даже возникли проблемы со сбытом. Во многих местах, где обороты и так не слишком велики, продавцы пошли на беспрецедентные скидки при условии покупки больших объёмов горючего. На ряде «фирменных» АЗС отмечались даже случаи отмены запрета на продажу горючего в «свою тару».

Однако, прежде чем спешить с сочувствием нашей «многострадальной нефтянке», надо вспомнить, что несмотря на затянувшееся пребывание отрасли в условиях низких цен, в России она остаётся вполне рентабельной. В силу ряда условий, прежде всего технологических, объёмы экспорта существенно снизить России не удаётся, но ведь и объёмы добычи – тоже. В результате на внутренний рынок, где спрос на бензин сейчас тоже не самый высокий, поступает фактически избыточное количество топлива.

Но при этом внутренние цены на топливо, не в пример Европе, даже и не думают снижаться. Понятно, что с резко упавшим рублём рассчитывать на такое и не стоит.

И вообще, надо считать за благо, что вопреки ожиданиям, после ещё одной девальвации рубля, бензиновые цены ещё не рванули вверх. Рост, безусловно, есть, но отнюдь не пугающий. На ценах на АЗС сказываются сейчас сразу несколько факторов, среди которых достаточно острая конкуренция как между нефтяными компаниями, так и между теми, кто реализует бензин и дизтпливо – отнюдь не главный. Главное – это мощное давление на нефтянку «сверху», а также плохо скрываемые обещания компенсировать нынешние потери впоследствии.   

Очередную идею Минфина многие расценивают как весьма неприятный сюрприз. Мало того, что падение цен на нефть уже сменилось их ростом, пусть и очень незначительным, так что с повышением акциза Минфин, по сути, просто опоздал, но куда хуже другое: нефтяники практически мгновенно поспешат переложить «груз акциза» на плечи конечного потребителя, то есть, на нас с вами. Подорожание - только вопрос времени. А самая большая опасность - пресловутый эффект домино, из-за которого могут сначала пуститься в галоп цены на бензин, а вслед за ними – и на все остальное.  

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.