Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Кино: запрос на победный финал

Кино: запрос на победный финал

Заметки бывшего танкиста о фильме «Т-34»
Валерий Панов
25.03.2019
Кино: запрос на победный финал

В зрительном зале зажегся свет, но публика не расходилась. Большинство людей остались на своих местах и принялись аплодировать. И аплодировали они явно не столько киноленте, сколько подвигу советских танкистов. Да, именно так был встречен премьерный показ фильма «Т-34» в одном из столичных кинотеатров. К концу февраля в нашей стране его просмотрели более девяти млн человек. По рейтингам (и кассовым сборам, как нынче принято отмечать особо) фильм немного не дотягивает до ленты «Движение вверх». Такого стремительного успеха, как у этих двух фильмов, в российском кинематографе еще не знали.

Сюжет картины прост. 1941 год, самое начало войны. Выпускник военного училища, младший лейтенант Николай Ивушкин, буквально вчера став командиром танка Т-34, получает боевую задачу удержать деревню Нефедьево и вступает в неравный бой против немецкой танковой роты и, главное, танкового аса Ягера. Ивушкин уничтожает все танки врага, но раненный Ягером попадает в плен. Это был их первый поединок. А второй состоялся уже в 1944-м, когда Ягер (нем. Охотник) обучает молодых немецких танкистов воевать с русскими танками и набирает экипаж для захваченной «тридцатьчетверки» из пленных советских танкистов. Ему на глаза попадается лагерная карта Ивушкина, которого он и назначает командиром машины. Далее следует побег наших воинов на танке (курс на Чехию), немецкая погоня, стычки, победа Ивушкина. И советский танк уходит… в небо, в историю, в вечную память.

Прокат «Т-34» продолжается, вместе с тем не прекращается и обсуждение фильма. Дебаты в Сети идут бурные.

Зрители и профессиональные критики разделились на два откровенно противостоящих лагеря, которые условно можно определить как консервативный (прорусский) и либеральный (прозападный). Первый, разумеется, выступает «за такое кино», второй, ясное дело, «против». Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Приведу несколько высказываний в подтверждение. Вначале — из стана приверженцев либеральных ценностей (здесь и далее цитаты даются в оригинале).

«Рев дизельного двигателя, все в дыму, туда-сюда летают бронебойные снаряды, истерично орут члены экипажа машины боевой — в общем, все для фронта и все для победы... «Т-34» изначально позиционировали как блокбастер, снятый на по умолчанию важную для отечественного зрителя тему — а она у нас в стране, как известно, одна. Прошлый год прошел под фанфары советскому танкостроению: картина Сидорова стала третьей, посвященной именно таким машинам для убийства: очевидно, на очереди корабли, самолёты, а потом орудия истребления себе подобных масштабом поменьше» (Андрей Митрофанов, Ampravda.ru). «Наиболее близок к нему (к фильму «Т-34») «Перл-Харбор» Майкла Бэя. Он красочный и не слишком приближен к исторической реальности, в нем есть стандартная романтическая линия и необходимое количество diversity. Однако у отечественного проекта имеется и кое-что, чего нет у западного прародителя, — мозги» (Иван Петров, KG-portal.ru).

Кинокритик Мария Кувшинова свое мнение выложила в Фейсбук: «Вчера прорвалась на фильм про танк — разумеется, чудовищный. По сравнению с «Движением вверх» (от тех же производителей) — еще тупее, еще больше самодовольства и самоизоляции, и на фига нам эти общечеловеческие ценности, гуманизм, антимилитаризм, проживем тут своим колхозом».

Рецензии, согласитесь, — это не только отзыв на вполне конкретную киноленту (представление). Это, прежде всего, отражение жизненной позиции автора (и политической — издания).

Покажи, что ты пишешь о Великой Отечественной войне, и я скажу, кто ты есть такой в современной России.

Либералы хотят, чтобы мы показывали себя жертвами фашизма, а ведь именно мы – героически его победили. Мы, напомню, – нация победителей.

Глава Министерства культуры России Владимир Мединский возмутился негативными откликами кинокритиков и непрофессиональных историков в Сети на военно-историческую драму «Т-34». (Режиссер Алексей Сидоров. Актеры: Александр Петров, Виктор Добронравов, Винценц Кифер, Ирина Старшенбаум, Петр Скворцов и др.) По словам главы ведомства, наиболее часто встречаются упреки по поводу концовки фильма и сравнения ее с тем, что обычно предлагает голливудская продукция. Министр сравнил сложившуюся ситуацию с показами картин «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга и «Ярость» Дэвида Эйра. Он отметил, что ни разу не слышал такого рода откликов, в частности, по поводу фильма Спилберга. «Нет ни одного зафиксированного случая, фэнтези стопроцентное, но с полным американским патриотизмом», - сказал Мединский. Он также добавил, что «не было случая, героически показанного Брэдом Питтом и его танком "Ярость". Таких случаев было много на Восточном фронте, на Западном фронте не зафиксировано». «Это наша история, ими экранизированная, и мы в полном восторге», - сказал министр.

Он прав. И закономерно, что показ российского фильма «Т-34» прошел с большим успехом и в США. 20 февраля картина вышла на экраны в 10 американских городах. Ни один из 12 кинотеатров не отказался от показа, несмотря на призывы посольства Украины не допустить проката. В Майами, Нью-Йорке, Чикаго и Сиэтле были аншлаги, при этом в Чикаго и Нью-Йорке фильм показали два раза. В то же время в Сан-Франциско запланированный на 21 февраля сеанс отменили из-за звонков и писем радикалов (из украинской диаспоры). В Бостоне по той же причине показ перенесли из частного кинотеатра в зал, который принадлежит крупной киносети. Напомним, показ «Т-34» состоялся в США с 17 по 24 февраля.

Между прочим, в Штатах кино — это самый что ни на есть информационный и пропагандистский формат, который работает для современной публики.

…Вполне естественно, что война — та война, что, ломая все на своем пути, вторглась в пределы нашего государства 22 июня 1941 г., уходит от нас все дальше и дальше. И столь же неумолимо идет десакрализация Великой Отечественной войны у нас и Второй мировой в целом, на Западе в первую очередь, и, что не менее важно, роли нашей страны в ней. Идут масштабные процессы по оправданию пособников нацистов, а в некоторых европейских странах (и на Украине) уже и фашистов. Любые попытки противостоять этим процессам с помощью методов советских времен — патетических и неумолимо серьезных — обрекут Россию на поражение в этом столкновении мировоззрений. Причем не только на мировом уровне, но и внутри страны, потому что — и это надо признать, пока не поздно! — не работают эти методы в отношении молодых поколений. Вопли про «ничего не знающих и потерявших совесть потомков» способны только оттолкнуть людей — наших людей, прежде всего, а об иностранцах и говорить не приходится.

Исходя из исторического опыта нашей страны, можно, видимо, сказать, что Великой Отечественной войне предстоит тот же путь, что до этого в общественном восприятии, в сознании и в народной памяти прошла Отечественная война 1812 г., потом борьба с польскими интервентами во время Смуты, а после и Куликовское сражение, в огне которого родился русский народ. Трагедийный накал Великой Отечественной снизится, ее история станет более светлой, жизнеутверждающей, легковесной и, естественно, более уязвимой. Киноаудитория стремительно молодеет. Не хочу сказать «глупеет», но она меняется в интеллектуальном смысле. Может быть, это очень умные подростки, но инфантилизм отражается и на кино. Сегодня очень важно все сделать для того, чтобы герои той войны стали своими для новых поколений, чтобы их имена помнили, чтобы они не казались вымышленными персонажами, их жизни надо будет «упаковывать» в современный формат, включая блокбастеры и даже комиксы. Но самое главное, что если это будет сделано хорошо, то у России появится шанс действительно посоревноваться с Западом в навязывании своей картины и версии тех, уже далеких событий.

Один из рецензентов фильма сделал, с моей точки зрения, некое обобщение, в большой степени объясняющее успех «Т-34»: «Хватит героически погибать, хватит картинок с поля боя с разбросанными трупами, дымящимися воронками и следами смерти, сладострастно разбросанными режиссером тут и там. Я хочу жизни, силы, ума, красоты, побед, света! Я хочу видеть счастливый финал. Я хочу видеть победный финал!».

«Совершенно не обязательно военному фильму быть мрачным и трагичным по интонации. Да, это война. Да, это смерть. В каждой семье есть погибшие. Но в этой войне мы — победили. И это важно!», — говорит режиссер Алексей Сидоров.

А может, действительно, фильмы «про войну» — не все, конечно, требуют именно игровой сценографии. В принципе, какая разница, за счет чего достигается эффект?

«Хотите правды войны — смотрите фильм «На войне как на войне» про экипаж самоходки, там, кстати, и этнический состав похожий. А Т-34 — он о том, что нет востока, и запада нет, что племя, родина, род, когда красивый с красивым лицом к лицу у перил моста встает… “Т-34” — это в чистом виде миф о рыцарских поединках на танках, война в лайт-версии как развлечение, избавляющее зрителя от неприятного вглядывания в мрачную и кровавую бездну настоящей войны. Все по правилам компьютерной игры в танчики». (Андрей Агафонов, «Вечерняя Москва»).

И здесь сам собою возник вопрос: а сколько же людей играет в World of Tanks - одной из ярчайших представителей онлайнового жанра. WoT распространена по всему миру, играют в России, Германии, Англии, Франции…

Виктор Кислый (Белоруссия), основатель компании Wargaming, создавшей и разработавшей игру, приводит такие данные: в WoT более 110 млн зарегистрированных пользователей; в России в 2017 г. насчитывалось 890 тыс. игроков. Думаю, это очень большая цифра, да и киноаудитория тоже ведь не маленькая.

«Я бы очень хотел, чтобы зритель не то, чтобы отнесся снисходительно, а отнесся с другой точки зрения. Чтобы отнесся к этому как к приключенческому кино, основанному на событиях Великой Отечественной войны и этой легендарной истории побега на танке. Потому что это новое слово в кино. Мы тоже не должны стоять на месте, мы должны идти вперед, экспериментировать, потому что у нас растет новое поколение», — сказал актер Антон Богданов (Волчок, наводчик танкового орудия в «Т-34»). В одном из интервью он признался, что очень хотел получить роль в этом фильме, прежде всего, в память о дедушке — ветеране, который дошел до Берлина. Именно деда видел Богданов прототипом своего героя. Уже этот один пример показывает, как фильм может быть связующим звеном между поколениями и эпохами. Но главное, кроме всего прочего, прав Богданов и в том, что это — новое кино. В «Т-34» наработки и умения старой школы соединяются с проявлениями новаций, используемых в современном кинопроизводстве. В то же время, несмотря на наличие некоторых противоречий и нестыковок, в «Т-34» есть то, что так нравится современным геймерам в World of Tanks и масштабным моделистам: точность в деталях танков, вплоть до камуфляжной раскраски.

Вместе с тем именно неточности в деталях и нестыковки в сюжете снижают эмоциональный накал фильма, позволяют усомниться в достоверности показанного. И без того каждый, кто посмотрел военную драму Алексея Сидорова, задается вопросом: на реальных ли событиях основан фильм «Т-34»?

Увы, ответить на него однозначно не получится. Однако у современной картины есть своя предыстория. Еще в 1964 г. вышел фильм «Жаворонок» Никиты Курихина и Леонида Менакера с похожим сюжетом. Согласно легенде, составленный из советских пленных (и одного француза) экипаж танка Т-34, который использовался в качестве мишени для немецких артиллеристов, не стал уворачиваться от выстрелов, а пошел в лобовую атаку на противотанковые пушки, раздавил их, выскочил за пределы полигона и, круша все на своем пути, помчался в сторону чешской границы. Герои вкусили глоток свободы, но в финале они погибают. Командир — последним, спасая немецкого мальчика, который оказался на дороге, прямо перед гусеницами тяжелой машины. Наш офицер (Жаворонок) остановил танк, вышел из него, взял пацана на руки и отнес на обочину. Один из группы немецких солдат, преграждавших танку путь, выпустил в советского танкиста длинную автоматную очередь… (В поверженном Берлине в апреле 1945-го был подобный случай.)

В основу картины легла пьеса Самуила Алешина, который частично взял историю из телевизионного фильма Льва Шейнина «Ошибка генерала Гудериана», а частично из газеты «Правда», где в 1963 г. вышла заметка под заголовком «Подвиг капитана», рассказывающая о некоем пленном офицере, который разгромил с помощью Т-34 несколько немецких пушек на немецком полигоне. Бунтаря, якобы, расстреляли.

Полигон этот находился возле древнего немецкого городка Ордруф (Тюрингия) и был одним из основных полигонов Группы советских войск в Германии. Отсюда до Чехии действительно рукой подать. Здесь во времена фашистской Германии находился один из самых страшных концлагерей (в фильме Ивушкина тоже привезли в Тюрингию). Память о них была стерта еще в начале 1950-х гг. В городке дислоцировалась наша 39-я гвардейская мотострелковая дивизия, в ее газете «Гвардеец» был опубликован материал, на котором, видимо, и основывалась «Правда». Мне довелось побывать в Ордруфе. Местные жители хотя и весьма неохотно, но все-таки вспомнили, что якобы (!) был случай, когда русский танк выехал за пределы полигона и наделал много шума в городе и окрестностях. А что там произошло, не знают... Ничего удивительного: бюргеры часто жили рядом с концлагерями и всю войну не замечали ни высоких труб, дымящих черной копотью, ни вышек с пулеметами и т.д. Пусть это остается на их совести.

Однако похожую историю в своих мемуарах описывает и генерал-лейтенант танковых войск Николай Попель. И хотя прямых доказательств происшедшего тогда в Ордруфе «танкового восстания» нет, думаю, что такие случаи бывали, как и побеги из немецкого плена наших летчиков. Вообще, к восприятию фильма Алексея Сидорова «Т-34» российские зрители были готовы. Сражения с участием танков они, кроме «Несокрушимого», видели в лентах Карена Шахназарова «Белый тигр», Кима Дружинина «28 панфиловцев», «Танки» и в программе «Танковый биатлон» на каналах «Россия 1» и «Звезда», аналогов которой нет в мире. А еще был уже упомянутый фильм Дэвида Эйра с Брэдом Питтом «Ярость», снял его наш оператор Роман Васьянов (военный консультант этой картины Кевин Фаррелл посмотрел наш «Т-34» и остался доволен увиденным). Это совершенно фантастическая история, аналогов в армии США никогда не было. Но именно на таких и подобных им мифах вроде того же фильма «Спасти рядового Райана» воспитываются патриоты Америки. При отсутствии в России официальной идеологии нашей киноиндустрии еще многому надо поучиться у Голливуда.

У нас тоже вновь становятся актуальными такие понятия, как патриотизм, историческая память. И нужно отдать должное, что не последнюю роль в этом сыграли фильмы, что освещают события военных лет. В последнее время появляется много фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, среди которых наряду с «Т-34» хочется также выделить картину молодого режиссера Константина Максимова «Несокрушимый». Этот фильм воссоздает реальную историю подвига экипажа танка «КВ-1», которым командовал лейтенант Семен Коновалов. Именно он вместе со своими подчиненными в неравном бою смог уничтожить 16 танков, восемь автомобилей и две бронемашины немцев.

Ранее, 5 декабря 1941 г., у деревни Нефедьево под Москвой в бою против танковой роты вермахта экипаж танка «КВ-1» под командованием начштаба батальона лейтенанта Павла Гудзя уничтожил 10 немецких танков, обратив восемь остальных в бегство, сжег 15 немецких грузовиков, раздавил несколько орудий вместе с прислугой, не считая скошенной из пулемета пехоты противника. Кстати, после того сражения среди немцев стали распространятся легенды о танках «КВ-1», гитлеровцы панически боялись их и называли «призраками». Так что сюжет фильма «Несокрушимый» практически объединяет в себе два аналогичных подвига советских танкистов. И главное: нам ничего не надо придумывать, за нас уже все «придумала» война, бери — и твори!

Замечу попутно, что значительную часть целевой аудитории «Несокрушимого» составляют поклонники игры World of Tanks (или ее аналогов). Они вполне различают советские и немецкие танки…

А профессиональную оценку фильму «Т-34» дал  профессор Академии военных наук, бывший начальник Челябинского танкового училища и командир Панфиловской дивизии, генерал-майор в отставке Валентин Лукьянов. По его мнению, «Т-34»  — лучший из фильмов о войне, появившихся в последние годы.

В нем есть драматургия, динамика, патриотизм без пафоса, а также детальная проработка отдельных моментов боя. Его можно показывать в качестве наглядного пособия. «Все, как по учебнику», - отметил генерал, написавший в свое время учебное пособие «Бой в городе». И я как бывший танкист согласен с ним, однако замечу, что, к сожалению, военные консультанты в российском кино исключены из процесса производства фильма. Оттого подавляющее большинство лент грешат «ляпами».

Один из рецензентов, оставшийся анонимным, написал: «А я скажу так - хотелось бы чтобы следующие российские фильмы были не хуже этого — “Т-34”. А этот уже вписан в память современным мальчишкам, как когда-то мы фанатели от не менее фантастичного "Четыре танкиста и собака" или как мы сопереживали "Жаворонку", - прыгай в танк быстрее». Думаю, именно такие фильмы нам сегодня нужны. И не только о танкистах.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.