Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Киев меняет тактику

Киев меняет тактику

Как Украина пытается уйти от выполнения Минских договорённостей
Виктор Пироженко
25.01.2016
Киев меняет тактику

Усиление политико-дипломатической активности вокруг урегулирования конфликта в Донбассе показало, что Киев пытается обновить тактику и приёмы ухода от выполнения Минских договорённостей на условиях, зафиксированных в «Комплексе мер...» (далее – КМ). В планах киевского режима оттянуть и в 2016 году на неопределённое время выполнение своих обязательств по фактической реализации особого порядка самоуправления на неконтролируемых территориях Донбасса.

Режим пытается продавить среди участников процесса новый формат урегулирования и обновлённую повестку переговоров, которая фактически является пересмотром обязательств Киева по КМ и самого смысла Минского протокола. Ведь цель и смысл КМ состоят в том, чтобы защитить право народа Донбасса на выбор социально-экономического, культурного, ценностного пути развития, завоёванное им в борьбе с последствиями февральского 2014 года государственного переворота в Киеве. Для этого необходимо конституционное закрепление завоёванного фактически народом Донбасса выбора. Но киевский режим отказывается от приоритетности конституционного закрепления особого статуса ДНР/ЛНР и выдвигает на первый план вопрос о приоритетном восстановлении Киевом своего контроля над границей.

Сейчас Киев выставляет установление своего контроля над границей, как обязательное предварительное условие конституционного закрепления особого порядка самоуправления в донбасских республиках.

Собственно, режим и ранее не скрывал своей заинтересованности в такой последовательности урегулирования, но сейчас перешёл к ультиматумам.

Так, представитель официального Киева в Контактной группе Геращенко 21 января конкретизировала, что второе чтение конституционных изменений может произойти только на фоне «прогресса в осуществлении безопасности и гуманитарных пунктов» Минских договоренностей, среди которых главным названо – восстановление контроля над украинской границей. А 23 января Порошенко во время выступления на заседании Ассоциации городов Украины почти дословно повторил ту же позицию, но добавил существенно важный новый момент – Минские соглашения «должны быть выполнены до конца 2016 года».

Поскольку такого прогресса, с точки зрения деятелей режима, нет, то Киев, как следует из данных заявлений, не планирует ставить конституционную поправку об особом статусе Донбасса (даже в нынешней, размытой формулировке) на голосование в ВР на этой сессии вообще. Из сказанного также следует, что вся судорожная возня в Блоке Порошенко вокруг поиска недостающих голосов и определение даты возможного второго чтения (будет ли это 28 января или иной день) лишь имитация выполнения своих обязательств. Даже если результативное второе чтение и состоится на текущей сессии, то позиция Киева уже определена и реализовывать особый порядок самоуправления неконтролируемых территорий на практике режим не планирует.

Проблема в том, что поправка в конституцию об особом порядке самоуправления в Донбассе не описывает норм самоуправления, а отсылает к специальному закону. Закон такой уже принят ВР ещё в сентябре 2014-го, но содержит нормы, противоречащие КМ. Следовательно, на пути к практической реализации особого конституционного статуса неконтролируемых Киевом территорий Донбасса, даже в случае успешного второго чтения добавляется ещё один этап – устранение противоречий из специального закона по Донбассу. А для этого необходимо новое слушание в ВР. В итоге, весь процесс мирного урегулирования снова затягивается и, выражаясь «математически», стремится к бесконечности... Новый запас времени, как это видно из слов Порошенко, киевский режим даёт себе до конца текущего года.  

Фактически, позиция режима соответствует некоему формату «Минск-3». При этом используется отсутствие формального документа о продлении «Минска-2», что позволяет Киеву манипулировать, в зависимости от обстоятельств, самовольными трактовками КМ.

В то же время деятелям режима понятно, что до бесконечности переносить сроки выполнения «Комплекса мер, без риска быть обвинённым в его срыве, нельзя. Но где и когда наступает «последний срок», до которого можно оттягивать выполнение своих обязательств, также не ясно.

Киеву это открывает определённое пространство для манёвра при выполнении главной для него задачи – отложить до конца 2016 года, как прямо заявил Порошенко, голосование по конституционному закреплению особого статуса Донбасса (и, вероятно, законопроектов по спецрежиму местных выборов в ДНР/ЛНР и по особому порядку самоуправления), но так, чтобы не быть обвинённым в срыве вторых Минских соглашений.

В данный момент киевский режим готовит благовидный предлог для отсрочки второго чтения конституционных поправок по особому статусу республик. На днях 51 депутат ВР обратились в конституционный суд (КС) за разъяснением нормы основного закона, которая по сути блокирует отсрочку «вопроса Донбасса» на осень. КС попросили пояснить норму «на следующей очередной сессии Верховной Рады» (ст. 155 Конституции): «означает ли словосочетание непосредственно следующую за номером сессию Верховной Рады или имеется в виду любая другая сессия». Из положительного ответа следует, что «правки» необходимо будет принимать на текущей сессии, т.е., до 2 февраля; из отрицательного – вопрос можно отложить до сентября.

Единственный мотив, который мог бы объяснить и оправдать такой запрос в КС накануне второго чтения конституционных поправок (ведь он затягивает весь процесс) – неуверенность Блока Порошенко в том, что для голосования поправки наберётся 300 голосов. Никакого иного мотива для отсрочки второго чтения нет. Но 23 января Порошенко, фактически, саморазоблачается. Выступая на общем собрании Ассоциации городов Украины в Киеве, утверждает: «У меня нет никаких сомнений, что мы имеем эти 300 голосов».

Здесь многое зависит от того, получится ли у Киева договориться с Западом по изменённому порядку выполнения КМ и одобрит ли Запад новую тактику Киева по очередному переносу голосования конституционных поправок об особом статусе Донбасса. США и ЕС сами попали в определённую зависимость от собственной ставки на сохранение киевского режима у власти и обеспечения минимальной политической стабильности на Украине. Поэтому Запад, исходя из своих геополитических целей в плане сдерживания РФ, не хочет и не будет сильно давить на Киев с целью заставить выполнять Минский протокол, а скорее, подыграет Киеву.

Обратим внимание: ультимативные высказывания сначала Геращенко, а затем и Порошенко появились после «мозгового штурма» и «конструктивного диалога» между Нуланд и Сурковым и на фоне непрерывного общения главы Госдепа США Керри с главой МИД РФ С. Лавровым.   

Пока, видимо, единая позиция по тактике саботажа «Минска-2» в Киеве до конца не выработана. Здесь симптоматичны слова бывшего президента Украины Л. Кравчука, который в эфире одного из украинских ТВ-каналов 9 января призвал «не бояться особого статуса Донбасса» «ради прекращения боевых действий на Востоке страны». Замечено, что Кравчук склонен говорить разумные вещи и выражать свою позицию только тогда, когда по генеральной линии идёт дискуссия и общая позиция ещё не выработана.

Саботируя свои обязательства в рамках «Минска-2», Киев планирует заменить их не относящимися к сути дела вопросами, которые способны отвлечь внимание остальных участников Минского процесса от хода реализации КМ. Снова подымается вопрос развёртывания в Донбассе миротворческой операции ООН. Постпред Украины при ООН В. Ельченко сообщил, что для изучения ситуации в Донбассе на Украину приглашена оценочная миссия секретариата ООН.  

В целом, линия Киева на срыв своих обязательств по Минским договорённостям в 2016 году показывает, что они нужны были Киеву только для предотвращения собственного военного поражения в затеянном им же гражданском конфликте, а не для окончательного политического урегулирования конфликта в Донбассе.

И, тем более, не для административно-территориального переустройства на более справедливых для регионов началах.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..