Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Каждому региону – по министерству?

Каждому региону – по министерству?

Впервые в РФ учреждено отдельное региональное министерство – по развитию Дальнего Востока
Артем Леонов
25.05.2012
Каждому региону – по министерству?

Возглавил министерство полномочный представитель Президента России по Дальневосточному федеральному округу Виктор Ишаев, экс-губернатор Хабаровского края (1991–2009 гг.). Сразу возникает вопрос: не приведет ли такое решение, скажем, к ослаблению административно-регулирующих функций центра в отношениях с этим отдаленным регионом?

Хотя уже и действуют около 10 федеральных и региональных программ по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, государство, похоже, еще не определилось с экономико-географическими, отраслевыми и межотраслевыми акцентами развития региона. Отдачи от всех этих программ мало, не в последнюю очередь из-за дублирования многих проектов и механизмов их реализации, недостаточного финансирования, дефицита кадров, неразвитости транспортной и электроэнергетической сетей.

Невероятно, но факт: дальневосточная электросеть и поныне не состыкована с электроэнергетической сетью остальной России.

Проекты по их стыковке еще начала 50-х и конца 60-х годов прошлого века до сих пор пребывают в архивах. Зато дальневосточная электросеть состыкована с сетями Китая, Монголии, Северной Кореи, планируется ее стыковка с электроэнергетикой Японии… Устранить, в частности, такие перекосы и призвано новое министерство.

Естественно, развитие Дальнего Востока – проблема комплексная. Особенно - с учетом, во-первых, формирования межгосударственной зоны свободной торговли всего Тихоокеанского региона. И, во-вторых, ввиду по-прежнему высоких темпов роста промышленного экспорта многих тихоокеанских стран, прежде всего, соседней КНР, Тайваня, Южной Кореи, а также Австралии, Новой Зеландии, стран Юго-Восточной Азии.

Очевидно, что превратить весь этот обширный регион России в особую экономическую зону (ОЭЗ), то есть в территорию с максимальной степенью внутри- и внешнеэкономической и управленческой автономии, едва ли возможно и целесообразно, в том числе, из-за вполне вероятных центробежных тенденций в экономике и административной системе региона.

В КНР, например, где так же актуально освоение ряда регионов, в отдельных «точках» этих регионов (припортовых или промышленных) создаются ОЭЗ с особым внутри- и внешнеэкономическим режимом. За короткое время они становятся своего рода «кузницей» капиталовложений, технологий и кадров для примыкающих к ним территорий.

По такой схеме развивались и многие приморские регионы КНР, где вначале (в 1970-х – 1980-х годах) создавались «точечные» ОЭЗ. С их помощью соседние регионы стали, в целом, промышленно-экспортными и/или транзитными центрами всего Тихоокеанского бассейна. По такому же принципу успешно развивались отдельные районы даже «миниатюрного» Тайваня, территория которого, заметим, на треть меньше Московской области, а также, к примеру, тихоокеанские территории Франции.

Эта апробированная схема регионального развития, с одной стороны, работает на экономику и социальную сферу всего региона. А с другой – устраняет или, по крайней мере, сводит к минимуму тенденции к региональной автаркии. Кстати, эти вопросы обсуждались в ходе недавнего форума «Меркурий-клуба» в Московском центре международной торговли. Здесь раздавались и голоса в пользу максимальной экономической самостоятельности, если не обособленности Дальнего Востока от «центра». Такую форму взаимоотношений поддержал, например, Владимир Жириновский. А гендиректор Фонда развития Забайкальского региона Геннадий Алексеев предложил создать Федеральный центр, координирующий и контролирующий решение вопросов развития этих регионов, и ввести для них ряд экономических льгот. Однако большинство участников форума, включая экс-премьера РФ Евгения Примакова, выступили за «золотую середину», чтобы не допустить автаркии всей Азиатской части страны, а в дальнейшем - аналогичных устремлений и в других «проблемно-отдаленных» регионах страны.

Вместе с тем, директор Института Дальнего Востока РАН Михаил Титаренко подчеркнул, что все большее отставание Восточной Сибири и Дальнего Востока от зарубежных соседей в промышленном развитии и индустриализации экспорта рискует превратить эти регионы РФ как в сырьевые придатки соседей, так и в рынки для растущего «соседнего» импорта. Сегодня доля импортного оборудования составляет здесь больше 70%, а доля сырья в экспорте - не ниже 80%. Поэтому, по мнению М. Титаренко, нелишне перенимать опыт освоения ряда территорий соседних дальневосточных стран.

Требуется не «частокол» инвестпроектов по всему Дальнему Востоку, зачастую дублирующих друг друга, а целенаправленная экономическая стратегия.

Словом, от политики созданного ведомства будет зависеть не только социально-экономическое положение на Дальнем Востоке. А то как бы не пришлось создавать министерства по ряду других проблемных регионов страны. Скажем, по российским Арктике, Прикаспию, Северному Кавказу, Калининградской области и т.д.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.