Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Если мы такие умные…

Если мы такие умные…

Чтобы государство развивалось, нужны люди, способные решать его задачи
Александр Лопухин
02.03.2016
Если мы такие умные…

Существует множество определений человеческого капитала. Большинство экономистов считают, что в широком смысле он состоит из приобретенных людьми знаний, навыков, способностей, мотиваций, нравственных ценностей, запаса здоровья и энергии, которые способствуют их творческой и производительной деятельности. Уровень же национального человеческого капитала зависит от вложения средств в образование, здравоохранение, науку, культуру и другие нематериальные сферы. Так что же с нашим капиталом развития?

До середины прошлого века нематериальные сферы считались исключительно затратными и не были приоритетными. С началом третьей промышленной революции отношение к ним стало меняться. В 1961 году Теодор Шульц подсчитал, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, нежели от капитала физического. За свое открытие он удостоен Нобелевской премии по экономике.

Развитие электроники, информационных технологий и автоматизации предъявило новые требования к человеку труда. Стал расти спрос на знающих, умных и креативных инженеров, программистов и дизайнеров. Центр получения прибыли начал смещаться из этапа конечного производства на этап разработки, дизайна, маркетинга (доля, скажем, трудовых затрат при изготовлении iPhone или iPad в Китае составляет лишь около 5% от их общей стоимости).

Отсюда возникла потребность увеличить инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Наступает время экономики, основанной на знаниях, или, как говорят, экономики знаний. В ней выигрывает не тот, кто владеет производством продукта, а тот, кто лучше организует его разработку благодаря высокой квалификации, творчеству, инновациям и инженерной культуре.   

Естественно, появилась масса способов оценки человеческого капитала. Уже более 25 лет под эгидой ООН рассчитывается индекс человеческого развития (ИЧР) на основе сопоставлений трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, валовой внутренний продукт на душу населения и качество образования.

Россия в списке 187 стран по итогам 2014 года занимает 57 место. Это выше среднего уровня, по соседству с Оманом и Болгарией. Такое невысокое место связано в первую очередь со средним уровнем доходов населения (51 место в мире) и очень короткой продолжительностью жизни в сравнении с другими странами.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2013 год, Россия находится на 122 месте в мире из 194 стран по средней продолжительности жизни.

Уровень образованности по ИЧР оценить очень трудно, поскольку в данном случае он оценивается по продолжительности обучения, что не позволяет судить о его качестве.

Гораздо симпатичнее Россия выглядит в рейтинге стран мира по Индексу развития человеческого капитала 2015 года (Human Capital Index 2015), который рассчитала аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting.

В прошлом году Россия в этом рейтинге заняла 26 место между Чехией и Кипром среди 124 стран, поднявшись с 55 места в рейтинге 2013 года. Такой крупный скачок получился в результате изменения методики подсчета рейтинга, в котором более точно учитываются 46 показателей, объединённые в четыре группы: образование и профессиональная подготовка; здоровье, физическое и психологическое благополучие; трудоустройство и занятость; инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность.

Самые высокие оценки Россия получила по доступности образования в любом возрасте, однако отстала от многих стран с сопоставимым уровнем экономического развития по всем другим критериям, таким как качество рабочих мест, возможности развития на рабочем месте, доступ к повышению квалификации, качество здравоохранения, социальная мобильность. Понятно, что и короткая продолжительность жизни сильно тянет Россию вниз во всех рейтингах.

Качество предоставляемых системой образования услуг общего образования подтверждается международными сопоставительными исследованиями (PIRLS, TIMSS и PISA), в которых Россия участвует с 1991 года. Оценивается не только состояние и тенденции развития общего образования, но и особенности обучения, качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом.

Так, российские учащиеся 15-летнего возраста демонстрируют результаты ниже средних в сравнении со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по читательской, математической, естественнонаучной грамотности, хотя выпускники начальной школы имеют самые высокие результаты и положительную динамику по сравнению со средними международными показателями.

Результаты исследования показывают, что Россия в 2014 году занимала среди 74 стран мира 31–39 места по математической грамотности, 38–42 - по читательской, 34–38 по естественнонаучной.

Российские молодые люди в возрасте 15 лет заметно отстают в умении применять школьные знания в жизни, однако их функциональная грамотность - математическая, читательская, естественнонаучная – растет последние 10 лет.

Что касается высшего образования, то, по переписи 2010 года, его имеют 23% жителей России, неполное высшее – 5% (в 2002 году диплом о высшем образовании имели 16%). Среднее профессиональное образование получили 31% россиян, начальное профессиональное – 6%. В Москве процент людей с высшим образованием выше – 42%, среди москвичей 30-35 лет высшее образование есть у 57% (в России в целом - 37%).

Иные эксперты приходят к выводу, что у нас слишком образованное население, и две трети, если не три четверти молодых россиян не готовы работать руками. По закону же спроса и предложения, если образованных людей слишком много, их востребованность снижается.

При этом за прошлый год число бедных (людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума) в России выросло с 16 до 19 миллионов человек. Вряд ли образование им поможет.

На бытовом уровне умным считается тот, кто много знает. Часто задают известный классический вопрос: если мы такие умные, то почему такие бедные? На самом деле, вопрос бессмысленный, поскольку нет прямой связи между этими понятиями, каждый из нас в жизни видел богатых умных и наоборот. Поэтому ответить на этот надуманный вопрос невозможно, но подумать над ним полезно, чтобы понять, какие факторы влияют на благосостояние.

Понятно, что ум - это не только знания, но и сообразительность, смекалка, критичность, изобретательность, гибкость, интуиция, широта, глубина, самостоятельность. В зависимости от типов деятельности люди пользуются разными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим. Есть еще и творческое мышление или, как сейчас модно говорить креативное.

В российской школе учеников по складу ума, сильно не углубляясь в проблему, просто делят на гуманитариев и технарей.

Главная беда российского образования в том, что оно дает очень много знаний, часто избыточных, но совершенно не учит, как их применять на практике и в реальной жизни.

Сейчас не хватает квалифицированных рабочих, инженерно-технических специалистов, нет системы непрерывного образования, отсутствуют стимулы к самообразованию. Пока еще выручает старая гвардия рабочих и инженеров высокой квалификации, но они уже предпенсионного или пенсионного возраста. А что дальше?

Опыт многих стран показывает, что модернизация экономики и общества начинается с развития высшего образования.

Образовательная модель в России явно устарела, сегодня качеством образования недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной.

Нужно контролировать результат образования, а не процесс, создавать конкурентную среду для преподавателей и за это поощрять вузы в виде госфинансирования, – считают эксперты.

Не один год мы слышим с самых высоких трибун уверения о ключевой роли человеческого капитала для будущего страны. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев осенью прошлого года опубликовал даже программную статью «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы».

В социальной сфере он выделил такие тренды, как «глобальная конкуренция за человеческий капитал», формирование нового социального государства и рост неравенства. «Главное условие, без которого не найти адекватный ответ на вызовы нашего времени, на растущий уровень неопределенности и вариативности, – стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования», – подчеркивал он.

Даже министр финансов РФ Антон Силуанов, работа которого в основном состоит в экономии или сокращении бюджетных расходов, в ноябре прошлого года заявил о том, что больше средств надо направлять на инфраструктуру, больше средств надо направлять на человеческий капитал… Нужно выбирать самые эффективные (расходы), которые влияют на экономический рост», - сказал министр.

С ним согласна и глава Банка России Эльвира Набиуллина, представляя прошлой осенью «Основные направления денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы»: «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», – отметила главная банкирша страны.
Сейчас уже не стоит вопрос, как улучшить ситуацию, скорее, как избежать социальной деградации. Согласно статистики, за последние годы расходы на здравоохранение снизились на 20%, на образование – на 15%.

И в бюджете на этот год эти социальные расходы по-прежнему снижаются ради бюджетного равновесия, хотя многие страны успешно использовали инвестиции в человеческий капитал как эффективную антикризисную меру.

Сегодня на всех уровнях власти говорят о необходимости импортозамещения. Но в качестве базы для его развития, в первую очередь, нужен человеческий капитал, люди, способные своим талантом и энергией воплотить в жизнь эффективные научно-технические разработки, освоить выпуск новой продукции. Но обсуждаемый сейчас антикризисный план этого опять не предусматривает, он решает лишь сиюминутные проблемы.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.