Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Донецк и Мариуполь

Донецк и Мариуполь

Размышления эксперта
Андрей Лебедев
27.07.2017
Донецк и Мариуполь

Вопрос взятия Мариуполя народным ополчением Донбасса стал своеобразным водоразделом для тех, кто обвиняет руководство ДНР, а заодно с ним и российское, в нерешительности и едва ли не в заключении тайных сделок с мировой закулисой...

Этот город, несмотря на кажущуюся незначительность, на самом деле уже давно перерос роль заурядной точки на карте, которую ему пытаются отвести. Начнем с того, что благодаря сохранившейся промышленности – двум металлургическим гигантам – Мариуполь поистине стал курицей, несущей золотые яйца. Вдумайтесь, только два этих предприятия приносили примерно 10–15 процентов доходов в бюджет всей Украины. Две жемчужины не были распроданы на металл только благодаря настойчивости бывшего директора Юрия Бойко, который сумел не только заработать почти миллиард долларов, но и поддерживал на плаву завод вместе с большей частью инфраструктуры города и даже близлежащих сельских районов. Кстати, этот известный предприниматель отнюдь не являлся поборником разрыва отношений между Россией и Украиной. Сейчас, при майданной власти, меткомбинаты чувствуют себя не слишком уверенно, шаг за шагом сворачивая производство и обрекая население на полунищенское существование.

Но ведь, помимо этого, есть еще и порт, который в предмайданную эпоху обрабатывал 10–13 миллионов тонн грузов в год, фактически являясь второй по значимости гаванью Украины. Именно через него идет экспорт зерна, металла и полезных ископаемых. Плюс некоторое количество торговых судов, приписанных к этой гавани.

Так что не будь Мариуполь под жовто-блакитным стягом, необандеровцы очень быстро ощутили бы на своей шкуре последствия развала промышленности, что могло бы привести и к истощению их социально-экономической базы.

Есть и еще одно обстоятельство: почти полумиллионный город мог бы поставить после курса соответствующей подготовки в ряды ополчения тысячи, если не десятки тысяч людей. Да и случаев измывательств войсками АТО и карательными батальонами над мирным населением или убийств не было бы вовсе.

Однако в жизни не все так просто… Конечно, в случае перехода Мариуполя под власть ДНР все градообразующие предприятия держались бы на плаву, будучи встроены в технологическую цепочку с шахтами Донбасса. Причем определенную и наверно, не самую последнюю роль в поддержании в работоспособном состоянии меткомбинатов волей-неволей взяла бы на себя Россия. И все же есть одно «но». Продукцию этих заводов был бы очень трудно, практически невозможно реализовать: Европа и США объявили бы, что предприятия действуют незаконно, а раз так, продукцию их закупать нельзя. Наш союзник Китай сохранял бы молчание по двум причинам. Во-первых, в экономических делах потомки Конфуция предпочитают не спорить с Западом, боясь потери тамошних емких рынков. А, во-вторых, Пекину уход с рынка двух крупных игроков был бы попросту на руку – наш великий сосед, выплавляя примерно 800 миллионов стали в год, вот уже несколько лет кряду удерживает за собой абсолютную пальму мирового первенства по данному показателю. Хуже того, потребление стали в мире в последние годы только снижается, так что Китай вынужден постоянно прибегать ко всяким ухищрениям в виде нахрапистого вытеснения конкурентов с их традиционных рынков. Попытки продавать металл, выплавленный на данных металлургических предприятиях с использованием обходных путей – через компании-посредники, например – были бы рано или поздно пресечены: конкретное место производства стали опытным экспертам определить ничего не стоит. Внутрироссийский рынок «проглотить» такие объемы – несколько миллионов тонн в год – попросту не сумел бы.

В чем-то похожая ситуация, если не еще безотраднее, была бы и на морском участке. Наверно, все помнят, что после воссоединения Крыма с Россией памятной весной 2014 года практически все океанские рыболовные траулеры, портом приписки которых значились Севастополь или Керчь, вынуждены были вернуться на Украину. Причина – в наличии у Киева весьма действенных в юридическом отношении способов конфисковать суда, если бы они подняли флаг ДНР.

Ведь чтобы плавсредство могло бороздить просторы мирового океана, компания, числящаяся в том или ином государстве, должна пройти процедуру регистрации в подконтрольной западникам Международной морской организации. Коль скоро ДНР на данный момент не признана, об этом, как ни печально, речи идти не может.

Примерно то же самое относится и к традиционно многочисленной для приморского города группе людей, которые зарабатывают средства к существованию, нанимаясь на торговые суда под различными флагами. Таких в Мариуполе тысяч 15–20, точные цифры назвать сложно – статистику ведь никто не отслеживает, налоги платить никто не хочет. Эти моряки привыкли к неплохим деньгам: в случае устройства на работу в западные транспортные компании несколько тысяч долларов для них – обычная зарплата. В случае же вхождения Мариуполя в лоно молодой республики, данная категория граждан вынуждена была бы получать и подтверждать свои сертификаты о годности к выходу в плавание на Украине.

Надо понимать, что необандеровские власти не преминули бы предложить им подтверждать морские сертификаты в обмен на лояльность. Да, определенная часть моряков не возражала бы против ДНР, но ни о каких заработках им бы мечтать не приходилось. Понятно, что со временем это вызвало бы падение жизненного уровня и недовольство в различных формах.  

Хорошо, допустим, народное ополчение Донбасса пошло бы наперекор всем обрисованным выше сложностям, и в сентябре 2014 года над Мариуполем взвился бы черно-сине-красный триколор. Но, простите, а кто бы мог гарантировать, что пришедшие в себя укры не попытаются через несколько дней силой отбить этот населенный пункт? Они ведь не только сумели довольно сильно огрызнуться, частично уничтожив на подступах к городу колонну снабжения ополчения, но и после непродолжительного периода паники опомнились, и начали подтягивать подкрепления – 79-ю аэромобильную бригаду из Николаева и ряд националистических батальонов. Это не считая пресловутого полка «Азов», который тоже мог бы сыграть определенную роль в условиях дефицита силы у ополчения. А смогли бы удержать город, западную и восточную окраину которого разделяют почти двадцать пять километров, немногочисленные подразделения ДНР, в личном составе которых было немало необстрелянных новобранцев, – вопрос далеко не праздный. Тем более что даже при наличии достаточного количества вооружений город не смог бы своевременно поставить под ружье необходимое количество высокомотивированных бойцов – часть их погибла в ходе столкновений с необандеровцами в апреле-мае, часть полегла или была взята в плен в июне в при штурме города вооруженными формированиями под командованием Ляшко.

Ради моделирования гипотетического хода событий предположим, что и эти трудности были успешно преодолены. Тогда возникает еще одна, на сей раз в виде аэропорта. Он располагается в западной части города и, подобно донецкому собрату, довольно хорошо укреплен, да к тому же еще и располагается на одном поле с подразделением транспортной авиации ВВС «незалежной», традиционно комплектующейся выходцами с Западной Украины. Данное обстоятельство на полную катушку было использовано сторонниками киевского режима, которые практически сразу после раскачки ситуации на Донбассе стали укреплять этот опорный пункт. И попытки ополчения весной 2014-го взять его практически голыми руками и малой кровью окончились плачевно.  

Если бы последователи Бандеры смогли бы засесть в воздушной гавани, они принялись бы обстреливать центр города и его наиболее густонаселенные западные районы из минометов. Но, что самое печальное, в пределах досягаемости оказался бы и порт, работа которого была бы значительно осложнена, если вообще не приостановлена. Задействуй укры артиллерию – и под огнем уже весь город, что привело бы и к прекращению работы градообразующих предприятий. Вырезать этот гнойник было бы весьма неблагодарным делом: история с донецкой воздушной гаванью повторилась бы уже на побережье Азовского моря. Хватило бы сил у молодой республики – вопрос открытый.

Любопытства ради заглянем дальше. Допустим, аэропорт все-таки взят. Тогда бы необандеровцы постарались нарушить работу единственной железнодорожной ветки, связывающей Мариуполь с Донецком. Именно благодаря ей и действуют металлургические заводы — по шоссейной дороге много не навозишь…

Повредить пути жовто-блакитные смогли бы, используя артиллерию, либо, даже будучи отодвинуты еще западнее, направляя диверсионные группы – охранять все сто двадцать километров «железки», к которой примыкает на всем протяжении мощная лесополоса, задача из разряда невыполнимых.

Поэтому приходится признать, что освобождение Мариуполя – задача, решаемая лишь при полном освобождении Донбасса.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.