Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 ноября 2017
Донецк и Мариуполь

Донецк и Мариуполь

Размышления эксперта
Андрей Лебедев
27.07.2017
Донецк и Мариуполь

Вопрос взятия Мариуполя народным ополчением Донбасса стал своеобразным водоразделом для тех, кто обвиняет руководство ДНР, а заодно с ним и российское, в нерешительности и едва ли не в заключении тайных сделок с мировой закулисой...

Этот город, несмотря на кажущуюся незначительность, на самом деле уже давно перерос роль заурядной точки на карте, которую ему пытаются отвести. Начнем с того, что благодаря сохранившейся промышленности – двум металлургическим гигантам – Мариуполь поистине стал курицей, несущей золотые яйца. Вдумайтесь, только два этих предприятия приносили примерно 10–15 процентов доходов в бюджет всей Украины. Две жемчужины не были распроданы на металл только благодаря настойчивости бывшего директора Юрия Бойко, который сумел не только заработать почти миллиард долларов, но и поддерживал на плаву завод вместе с большей частью инфраструктуры города и даже близлежащих сельских районов. Кстати, этот известный предприниматель отнюдь не являлся поборником разрыва отношений между Россией и Украиной. Сейчас, при майданной власти, меткомбинаты чувствуют себя не слишком уверенно, шаг за шагом сворачивая производство и обрекая население на полунищенское существование.

Но ведь, помимо этого, есть еще и порт, который в предмайданную эпоху обрабатывал 10–13 миллионов тонн грузов в год, фактически являясь второй по значимости гаванью Украины. Именно через него идет экспорт зерна, металла и полезных ископаемых. Плюс некоторое количество торговых судов, приписанных к этой гавани.

Так что не будь Мариуполь под жовто-блакитным стягом, необандеровцы очень быстро ощутили бы на своей шкуре последствия развала промышленности, что могло бы привести и к истощению их социально-экономической базы.

Есть и еще одно обстоятельство: почти полумиллионный город мог бы поставить после курса соответствующей подготовки в ряды ополчения тысячи, если не десятки тысяч людей. Да и случаев измывательств войсками АТО и карательными батальонами над мирным населением или убийств не было бы вовсе.

Однако в жизни не все так просто… Конечно, в случае перехода Мариуполя под власть ДНР все градообразующие предприятия держались бы на плаву, будучи встроены в технологическую цепочку с шахтами Донбасса. Причем определенную и наверно, не самую последнюю роль в поддержании в работоспособном состоянии меткомбинатов волей-неволей взяла бы на себя Россия. И все же есть одно «но». Продукцию этих заводов был бы очень трудно, практически невозможно реализовать: Европа и США объявили бы, что предприятия действуют незаконно, а раз так, продукцию их закупать нельзя. Наш союзник Китай сохранял бы молчание по двум причинам. Во-первых, в экономических делах потомки Конфуция предпочитают не спорить с Западом, боясь потери тамошних емких рынков. А, во-вторых, Пекину уход с рынка двух крупных игроков был бы попросту на руку – наш великий сосед, выплавляя примерно 800 миллионов стали в год, вот уже несколько лет кряду удерживает за собой абсолютную пальму мирового первенства по данному показателю. Хуже того, потребление стали в мире в последние годы только снижается, так что Китай вынужден постоянно прибегать ко всяким ухищрениям в виде нахрапистого вытеснения конкурентов с их традиционных рынков. Попытки продавать металл, выплавленный на данных металлургических предприятиях с использованием обходных путей – через компании-посредники, например – были бы рано или поздно пресечены: конкретное место производства стали опытным экспертам определить ничего не стоит. Внутрироссийский рынок «проглотить» такие объемы – несколько миллионов тонн в год – попросту не сумел бы.

В чем-то похожая ситуация, если не еще безотраднее, была бы и на морском участке. Наверно, все помнят, что после воссоединения Крыма с Россией памятной весной 2014 года практически все океанские рыболовные траулеры, портом приписки которых значились Севастополь или Керчь, вынуждены были вернуться на Украину. Причина – в наличии у Киева весьма действенных в юридическом отношении способов конфисковать суда, если бы они подняли флаг ДНР.

Ведь чтобы плавсредство могло бороздить просторы мирового океана, компания, числящаяся в том или ином государстве, должна пройти процедуру регистрации в подконтрольной западникам Международной морской организации. Коль скоро ДНР на данный момент не признана, об этом, как ни печально, речи идти не может.

Примерно то же самое относится и к традиционно многочисленной для приморского города группе людей, которые зарабатывают средства к существованию, нанимаясь на торговые суда под различными флагами. Таких в Мариуполе тысяч 15–20, точные цифры назвать сложно – статистику ведь никто не отслеживает, налоги платить никто не хочет. Эти моряки привыкли к неплохим деньгам: в случае устройства на работу в западные транспортные компании несколько тысяч долларов для них – обычная зарплата. В случае же вхождения Мариуполя в лоно молодой республики, данная категория граждан вынуждена была бы получать и подтверждать свои сертификаты о годности к выходу в плавание на Украине.

Надо понимать, что необандеровские власти не преминули бы предложить им подтверждать морские сертификаты в обмен на лояльность. Да, определенная часть моряков не возражала бы против ДНР, но ни о каких заработках им бы мечтать не приходилось. Понятно, что со временем это вызвало бы падение жизненного уровня и недовольство в различных формах.  

Хорошо, допустим, народное ополчение Донбасса пошло бы наперекор всем обрисованным выше сложностям, и в сентябре 2014 года над Мариуполем взвился бы черно-сине-красный триколор. Но, простите, а кто бы мог гарантировать, что пришедшие в себя укры не попытаются через несколько дней силой отбить этот населенный пункт? Они ведь не только сумели довольно сильно огрызнуться, частично уничтожив на подступах к городу колонну снабжения ополчения, но и после непродолжительного периода паники опомнились, и начали подтягивать подкрепления – 79-ю аэромобильную бригаду из Николаева и ряд националистических батальонов. Это не считая пресловутого полка «Азов», который тоже мог бы сыграть определенную роль в условиях дефицита силы у ополчения. А смогли бы удержать город, западную и восточную окраину которого разделяют почти двадцать пять километров, немногочисленные подразделения ДНР, в личном составе которых было немало необстрелянных новобранцев, – вопрос далеко не праздный. Тем более что даже при наличии достаточного количества вооружений город не смог бы своевременно поставить под ружье необходимое количество высокомотивированных бойцов – часть их погибла в ходе столкновений с необандеровцами в апреле-мае, часть полегла или была взята в плен в июне в при штурме города вооруженными формированиями под командованием Ляшко.

Ради моделирования гипотетического хода событий предположим, что и эти трудности были успешно преодолены. Тогда возникает еще одна, на сей раз в виде аэропорта. Он располагается в западной части города и, подобно донецкому собрату, довольно хорошо укреплен, да к тому же еще и располагается на одном поле с подразделением транспортной авиации ВВС «незалежной», традиционно комплектующейся выходцами с Западной Украины. Данное обстоятельство на полную катушку было использовано сторонниками киевского режима, которые практически сразу после раскачки ситуации на Донбассе стали укреплять этот опорный пункт. И попытки ополчения весной 2014-го взять его практически голыми руками и малой кровью окончились плачевно.  

Если бы последователи Бандеры смогли бы засесть в воздушной гавани, они принялись бы обстреливать центр города и его наиболее густонаселенные западные районы из минометов. Но, что самое печальное, в пределах досягаемости оказался бы и порт, работа которого была бы значительно осложнена, если вообще не приостановлена. Задействуй укры артиллерию – и под огнем уже весь город, что привело бы и к прекращению работы градообразующих предприятий. Вырезать этот гнойник было бы весьма неблагодарным делом: история с донецкой воздушной гаванью повторилась бы уже на побережье Азовского моря. Хватило бы сил у молодой республики – вопрос открытый.

Любопытства ради заглянем дальше. Допустим, аэропорт все-таки взят. Тогда бы необандеровцы постарались нарушить работу единственной железнодорожной ветки, связывающей Мариуполь с Донецком. Именно благодаря ей и действуют металлургические заводы — по шоссейной дороге много не навозишь…

Повредить пути жовто-блакитные смогли бы, используя артиллерию, либо, даже будучи отодвинуты еще западнее, направляя диверсионные группы – охранять все сто двадцать километров «железки», к которой примыкает на всем протяжении мощная лесополоса, задача из разряда невыполнимых.

Поэтому приходится признать, что освобождение Мариуполя – задача, решаемая лишь при полном освобождении Донбасса.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
07.08.2017 14:36
Леснику
05.08.2017 22:38
Александру
05.08.2017 20:25
То, что знающий обстановку на месте эксперт А.Лебедев перечислил нам множественность мариупольских деталей (как известно, "дьявол в деталях"), - ничего в этом плохого нет. Даже полезно, чтобы мы знали не только подробности, но и сопутствующий психологический климат вокруг них. Климат в немалой степени задаёт сам эксперт: в его позиции доминируют воззрения хозяйчика-хуторянина из тех мест, который на всё происходящее смотрит с той "кочки".
Что интересно, - воевать Мариуполь силами кадровых воинских частей РФ было действительно не позволительно (неформальные вооруженные формирования ДНР - другое дело!). И причина здесь - не регионального масштаба, а всё-таки евразийская геополитическаяа, а теперь уже и глобальная в диалоге ядерных сверхдержав. С сер. XVI столетия (с Ливонской войны Иоанна Грозного) Западный мир смотрит враждебно на цивилизационно-иную Московию/Россию. Иногда возникали периоды потепления (точнее, - "использования" наших сил и ресурсов в СВОИХ ИНТЕРЕСАХ: при наводнивших Русь европейцами-иноземцами Петре I, Анне Иоанновне и немке Екатерине II, при Елизавете Петровне во время Семилетней войны, при Александре I, разгромившем Наполеона, во время Первой и Второй мировых, во время распада СССР и горбачёвско-ельцинской деградации). "САНКЦИЯМ" коллективный Запад стремился подвергнуть нас всегда, как только мы начинали действовать без подпасовывания западным интересам. А идеологически западные интересы в том, когда Русский Мир совершает поступки, ведущие к саморазрушению своих цивилизационных основ и своей государственности. Так было при патриархе Никоне и при Горбачёве-Ельцине. И здесь разговоры об "агрессивном поведении России" есть ложь: в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»). Чем ранний Путин спровоцировали Запад к расширению на Восток, с приближением НАТО к нашим границам (а подготовка к этому велась с середины 1990-х гг.)? Единственно тем, что не способствовал дальнейшему распаду Русского Мира (Чечня) и уничтожению (через опору на государственнический патриотизм и православную церковность) нашей цивилизационной самобытности?... Больше (кроме инерционных "фантомных болей" из прошлых столетий у стран-карликов Восточной Европы) причин-то, ведь, не было?...  Удушение нас, как экономического конкурента, ценою на нефть и газ, - это лишь малая часть причин.
Потому и эксперту, и каждому из нас хочется пожелать "различать лес за деревьями": почти 500 лет поведение нашего Мира определяет геополитическое цивилизационное противостояние АГРЕССИИ ЗАПАДА. Агрессивность, доминирование, победа с подворовыванием, спортивность через обман и ложные финты  - есть идеология того мира, сформированного западно-христианской цивилизацией. У православных людей Восточно-Европейской равнины с раннего Средневековья земли было вдоволь и успех через обман был не в чести.
Потому и не было у нас стремление к захвату чужого.
Только отстаивание своего!
Лесник
05.08.2017 22:38
    Эксперт Андрей Лебедев выказал очень характерное свойство логики царствующей, в отчуждённой от коренной русской нравственности, современной РФ. Невыгодно, видите ли, было удерживать Мариуполь. Прибыли не будет, металл сбыт не найдёт в России, а покупать не будут за рубежом. Так что выгоднее пожертвовать несколькими тысячами жизней людей. Между прочим. Что это за экономика такая, что металл лишний? Очевидно что неполноценная.
    До сих пор не могу понять почему референдум в Крыму был кстати, а в Луганской волости и в Донбассе "поторопились".
    Утверждают некоторые эксперты что война началась бы. Не принимаю это утверждение. Горячая фаза идущей сейчас войны начнётся тогда, когда объединённый Запад будет уверен в лёгкой победе над Россией. И, к сожалению, дело к этому подвигается, и, прежде всего из-за такой вот "расчётливости".
    Мышление в истинно государственном масштабе, а не в тисках локальной, примитивной, выгодной для очень узкого круга, пусть даже самого блистательного, хотя наблюдается как раз обратное, лиц - вот острейший дефицит, воистину смертельный.
Александр
05.08.2017 20:25
Хотят ли русские войны!? Захотели,что получили!? Санкции!и какие?
Юрий Афанасьев-Широков
04.08.2017 11:43
Признаю (согласно с системой доводов, опирающихся на цивилизационную теорию) существование нескольких Украин и нескольких украинских народов (невозможно отрицать, прежде всего, национальную идентичность галичан-западэнцев, закарпатских русинов, гуцулов, надднепрянских малороссов). Признаю едино-украинство как свидомую националистическую русофобскую ХИМЕРУ, не способную к существованию без заострённой на антироссийскость человеконенавистнической «идэи». Химеры (согласно этнотеории Л.Н.Гумилёва), как известно, не жизнеспособны (Свежайший пример: распад в 2011 г. объединённого африкано-арабского Судана, просуществовавшего до этого 55 лет. Примеры из современной истории: распад в 1991-92 гг. придуманного СССР и сербоязычной Югославии, в 1971 г. – объединённого Пакистана /отсоединение Бангладеш/. Из той же оперы
крушение объединённой Европы во главе с Третьим рейхом Адольфа Гитлера в 1944-45 гг. Начало ХХ века: распад  многонациональных Австро-Венгерской и Османской/Турецкой государственностей.  … Одним словом, нет ничего удивительного, КОГДА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА, «ПРИДУМАННЫЕ» ПОЛИТИКАМИ,  РАСПАДАЮТСЯ.  Как бы ни было это болезненно для людей, населяющих эти территории, подвергнутые такому кардинальному переустройству). ... При этом где-то озадачивает почему, соглашаясь в частных беседах с ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ наличием нескольких Украин и различии украинцев из разных земель, большинство собеседников "робеют" заявить публично о необходимости раздельного государственного существования исторически, культурно, экономически непохожих друг на друга Украин.  
Питерский
02.08.2017 10:39
ТТС (28.07.2017 8:36): ///"Русь собралась с силами и стерла в порошок Орду"///. Прежде сама Орда начала крошиться весьма изрядно, по причине того явления, которые древнерусские авторы называли словом "замятня", сиречь, внутренние распри тогдашних ордынских элит.
///"...жаль, что дальше азиатов, за набеги, карать не стали, пощадили, сейчас проблем бы меньше было!"///. Не азиаты разрушили Российскую Империю, это явилось делом рук своих собственных властных элит...

Владимир (01.08.2017 18:30): ///"ЕДИНСТВЕННОЕ, что могло оправдать отказ от захвата Мариуполя - это недостаток сил у ополченцев"///.
Ну, во-первых, не захват, а освобождение. А, во-вторых, Автор и указывает эту причину в качестве главной - не было в наличии достаточных сил освободить Мариуполь от бандеровцев и удержать его...
Геннадий
01.08.2017 21:56
Да, если бы ДНР СЕГОДНЯ, спустя три года после лета 2014 затеяла освобождать Мариуполь, то действительно были бы серьезные проблемы. Но займи ополченцы пустой Мариуполь ТОГДА, то новейшая история Украины покатила бы совершенно по другим рельсам. И не факт, что хунта досидела бы в Киеве до сегодняшнего дня.
сергей
01.08.2017 21:09
Мариуполь надо было брать ещё в 2014 году!
Владимир
01.08.2017 18:30
Не знаю, в каких вопросах является экспертом Андрей Лебедев, но прочитав его статью, сразу вспомнил поговорку: "Кто хочет - ищет пути, кто не хочешь - ищет оправдания". ЕДИНСТВЕННОЕ, что могло оправдать отказ от захвата Мариуполя - это недостаток сил у ополченцев, все остальные оправдания выглядят просто смешно. Если рассуждать как автор, то, например, никогда не организуешь противнику "котел", т.к. "котел" требует прорыва обороны противника, а это чревато тем, что твои войска прорыва сами могут оказаться в "котле". Улыбнуло насчет диверсионных групп... А что, сейчас они не засылаются в ЛДНР? Так давайте отдадим украм все железные дороги республик, чтобы не нужно было их охранять. И почему сразу захват Мариуполя? Что, нельзя было его обойти вместе с аэродромом и пойти дальше на Запад?  
Реалист. Украина
28.07.2017 10:37
Патрициции плебеям сказали то, что владельцем был, так и будет партеец Бойко, сказали, как отрезали! И плебеи, покорные подневольные обязаны исполнять, при любых раскладах. Если пофантазировать, то при случае сходства Бойко с нашим товарищем Сталиным о чем то еще можно порассуждать,  но увы...
ТТС
28.07.2017 8:36
Статья не понятная, пессимизм сплошной, сплошное перечисление угроз явных и возможных, рассуждая так, можно было и Крым пиндосам отдать, авось НАТО не будет расширяться. Рим откупался от варваров золотом, чем это кончилось все знают, а Русь собралась с силами и стерла в порошок Орду, одни черепки под песком остались, жаль, что дальше азиатов, за набеги, карать не стали, пощадили, сейчас проблем бы меньше было!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.