Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
«Дело» худрука Серебренникова

«Дело» худрука Серебренникова

В московском «Гоголь-центре» прошли обыски в рамках уголовного дела о хищении из бюджета 200 млн руб
Артем Сарафанов
25.05.2017
«Дело» худрука Серебренникова

Удивительные люди, эти либералы. Как и 100 лет тому назад, личные права и свободы для них наивысшая ценность и руководство к действию, закон существует для всех остальных. И ничему-то их история не научит. Отношения с обществом и государством они по-прежнему строят, исходя из этого принципа. Фактически препятствуя государству исполнять свои функции, в числе которых борьба с коррупцией, взяточничеством, хищениями. Ситуация, сложившаяся вокруг «Гоголь-центра» и его руководителя Кирилла Серебрянникова, – очередное тому подтверждение.

Фотографиями со столь странной, мягко говоря, надписью на фасаде серого здания и на примыкающем к нему тоже сером заборе последние дни пестрят многие российские СМИ. Присмотревшись, можно догадаться, что это нынешний «Гоголь-центр», бывший театр им. Гоголя. Там, как явствует из сообщений, СКР провел обыск. Побывали следователи и на квартире худрука этого «храма искусств» Кирилла Серебренникова.

Такой шум в прессе был еще, пожалуй, в двух случаях: когда за взятки арестовали министра экономразвития России Алексея Улюкаева и губернатора Кировской области Никиту Белых. Так о чем «шумим, братцы» на сей раз?

Как сообщила официальный представитель столичного главка СКР Юлия Иванова, обыски прошли в рамках уголовного дела по факту хищений с 2011 по 2014 гг. 200 млн руб., выделенных государством автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» на развитие и популяризацию искусства России.

Согласно данным Kartoteka.ru, АНО «Седьмая студия» зарегистрирована в 2011 г. для «деятельности в области искусства и организации развлечений», «производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ». Генеральным директором является Анна Шалашова, единственным участником по ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) – Кирилл Серебренников.

Для реализации программных задач, согласно правительственному постановлению, опубликованному на сайте Минкультуры РФ, «группой деятелей искусства на встрече с Президентом Российской Федерации» был предложен творческий проект «Платформа». Сообщалось, что «партнером выступит центр современного искусства «Винзавод», на площадке которого планируется проведение мероприятий проекта “Платформа”», а вот о «группе деятелей искусств» не сказано ничего более.

Учитывая экспериментальный характер деятельности в области современного искусства, выделение субсидии из федерального бюджета АНО «Седьмая студия» представляется наиболее оптимальной формой государственной поддержки творческого проекта «Платформа», сказано в документе и уточняется, что этот проект должен был получить субсидии из федерального бюджета в 2012-2014 годах – по 70 млн руб. ежегодно. На «проекты в области театрального искусства» на год было выделено 42, «проекты в области музыкального искусства» – 5, «проекты в области хореографического искусства» – 10 млн руб. «Проекты в области визуального искусства» получили 9, а «лабораторные проекты» – 2,93 млн руб.

Возглавившая тогда «Гоголь-центр» Анастасия Голуб говорила об экономических проблемах. Позже глава департамента культуры Александр Кибовский заявлял, что театр является убыточным из-за дорогих премьер, а ответственность за все финансовые решения лежит на художественном руководителе и и.о. директора «Гоголь-центра» Кирилле Серебренникове. Однако в феврале 2017 г. в интервью ТАСС господин Серебренников сказал, что в 2016 г. театр даже превысил государственное задание по посещаемости и количеству мероприятий. И подчеркнул, что «с каждого вложенного государством рубля театр заработал два».

В общем, история самая что ни на есть рядовая для российских реалий, когда власть, наконец, стала не только бороться с коррупцией, но и не делать из этого тайны, как бывало, когда речь шла о крупных чиновниках или известных деятелях науки и культуры.

Тем более трудно понять поведение коллег Серебренникова по творческому цеху, да и не только их. Не дождавшись ни окончания следствия, ни, тем более, суда, в защиту Кирилла Серебренникова выступили, например, генеральный директор Большого театра Владимир Урин (написал письмо президенту РФ), хореограф и танцовщик Михаил Барышников, режиссер Федор Бондарчук, писательница Людмила Улицкая и  другие. До сих пор, видимо, работает привычка, сохранившаяся с советских времен, когда интеллигенция писала письма генсеку и в ЦК КПСС, коллективно осуждая тех, кто не был согласен с «линией партии», клеймя их «позором», и т.п.

Сегодня не осуждают и не «клеймят». Сегодня, получив полную свободу творчества, творцы, похоже, еще до конца не поняли, как ею распорядиться.

В день обыска на импровизированном митинге у «Гоголь-центра» Чулпан Хаматова читала обращение в защиту худрука. И были там такие слова: «…один из самых ярких российских режиссеров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всем мире… знаем его как честного, порядочного и открытого человека. Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском». В конце своего пламенного спича артистка заявила, думаю, не без намека: «Нас очень много: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Виктория Толстоганова, Яна Сексте, Анатолий Белый, Юлия Пересильд, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин, Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Хаски, Екатерина Сканави, Елизавета Боярская, Марина Александрова, Нина Зархи из журнала «Искусство кино» и многие-многие другие».

А известная своими либеральными взглядами артистка Лия Ахеджакова в интервью Business FM была в своих эмоциях безудержна: «Это оскорбление всем нам, кто работают в театре, кто занимается искусством, и всем, кто любит театр, зрителям. Обыск дома у Кирилла Семеновича Серебренникова! То есть он, видимо, как вот тот вот по борьбе с коррупцией держит у себя либо в туалетном бачке, либо под кроватью эти миллиарды. Это что-то невероятное!»

По логике этих «тружеников сцены», если «яркий», «заслуги признаны» и вдобавок ко всему еще и «талантливый руководитель», то законы ему не писаны. Так, что ли?

«Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся на объективное и справедливое следствие, которое не нарушит творческой деятельности театра», – говорила на митинге Чулпан Хаматова.

Актер и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов рассказал, что в разговоре с Владимиром Путиным по поводу Серебренникова тоже попросил главу государства проследить за тем, чтобы расследование дела его коллеги из «Гоголь-центра» велось «справедливо и без экстраординарных мер», сообщает РБК.

С этой просьбой он обратился к президенту, получая из его рук орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. (Кстати, орден Почёта вручен гендиректору Большого театра Владимиру Урину.) «Я передал письмо деятелей культуры и искусства в поддержку Кирилла Серебренникова и его коллектива и с просьбой обратить внимание на это дело, дать поручение соответствующим органам вести расследование объективно, справедливо и без экстраординарных мер по отношению к уважаемым людям, которые готовы честно и открыто сотрудничать со следствием», – пояснил РБК Миронов. А в эфире телеканала Life актер рассказал, что Путин уже знал о прошедшем в квартире Серебренникова обыске и допросе худрука в Следственном комитете.

По словам специального корреспондента «Ъ» Андрея Колесникова, «когда церемония закончилась и началось распитие шампанского (ну да не распитие, а пригубление), Евгений Миронов снова подошел к Владимиру Путину и на этот раз стал говорить с ним жарко и даже громко». И приводит диалог, который якобы состоялся между артистом и президентом. Миронов, написал журналист, спросил Владимира Путина: «Зачем? Ну, зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?! «Да дураки», – неожиданно сказал Владимир Путин. И Колесников далее пишет: «Он (президент), таким образом, дал понять, что сам-то, конечно, ни при чем».

Кстати, на месте Колесникова я бы не стал столь безапелляционно трактовать слова президента. Мы при разговоре не присутствовали и не знаем, кого он имел в виду, говоря о «дураках».

А министр культуры Владимир Мединский в ответ на вопрос спецкора, «что он обо всем этом думает», «некоторое время боролся с собой – и победил, промолвив только, в конце концов: «На самом деле все гораздо сложнее…»

В минувшую среду я видел трансляцию этой церемонии из Екатерининского зала Кремля. «Церемония вручения государственных наград в Кремле – по своей сути не только торжественное мероприятие, это акт высокого признания достижений граждан России, – собирает в этом знаменитом зале выдающихся, талантливых, если не сказать уникальных людей, – отметил Путин. – … Ваши трудовые рекорды, ратные свершения и творческие триумфы напрямую влияют на успешное развитие нашей страны, и будут служить нашему обществу ещё многие-многие годы, десятилетия». Потом разные телеканалы по несколько раз показывали тот момент, когда Миронов передал президенту письмо, после чего что-то сказал ему. Поведение актера мне показалось крайне бестактным, как по отношению к президенту, которого он явно поставил в неловкое положение, так и присутствующих, а главное - миллионов телезрителей. Но если человек совершает столь неподходящий ситуации поступок, который, скажем прямо, может обернуться ему весьма неприятными последствиями, значит, оно того стоит.

Похожая ситуация уже была в декабре прошлого года. Тогда на совместном заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству и Совета при президенте РФ по русскому языку режиссер Александр Сокуров попросил Владимира Путина «решить проблему Олега Сенцова». Попросту говоря, выступил ходатаем за освобождение этого бывшего украинского режиссера, приговоренного к 20 годам заключения в колонии за подготовку терактов в Крыму.

Президент ответил, что вопросы подобного рода должны решаться судебной системой, и подчеркнул: «Он осужден не за творчество, а за то, что взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно — фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности». Но Сокуров не унимался, просил решить вопрос «по-русски и по-христиански».

Путин отметил, что «по-русски и по-христиански действовать в этой ситуации мы не сможем без решения суда». Видать, запамятовали защитники прав и поборники демократии этот случай… Сегодня-то чего защищать намерены? Или – кого?

Суд по данному делу, если будет, то состоится еще очень не скоро, так как, повторяю, даже следственные действия не закончены. Серебренников, кстати, был допрошен как свидетель и тихо отпущен домой.

С условием, правда, что его опять могут пригласить в СКР. Тем не менее, «Новая газета» подняла-таки волну по поводу того, что «… в Следственный комитет с шумом, дымом и «маски-шоу» в театре 23 мая 2017 года доставили режиссера с европейским именем, одного из самых известных постановщиков современной России» (автор Юрий Сапрыкин).

Заметим, в тот вечер в театре давали «Ревизор» Гоголя. Мне это совпадение показалось символичным. И напрасно Хаматова волновалась, что спектакль будет сорван. А еще на сцене тетра была показана «Свобода №7». Издание BFM.RU тоже не имело причин ставить вопрос именно так: «Скандал в «Гоголь-центре»: борьба с инакомыслием или борьба за миллионы?», – но ведь поставило.

Впечатление такое, что кому-то очень хочется «политикой» прикрыть криминал, а многие деятели культуры и искусства втянуты в эту игру, используются как прикрытие. При том, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призвал не политизировать обыски у Серебренникова и в «Гоголь-центре». По его словам, «речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств», «никакой ни политики, ни творчества - ничего там нет». Однако режиссер Владимир Мирзоев «шпарит» по накатанной колее: «Мы понимаем, что в нашей стране у всех «экономических дел», начиная с канала НТВ или «дела ЮКОСа», всегда есть политическая подоплека. Если в данном случае имеется политическая подоплека, тогда объяснимо, зачем нужна эта акция устрашения. Как во многих других эпизодах – скажем, процесс группы «Pussy Riot» или процесс режиссера Олега Сенцова, – расчет идет на то, чтобы этой акцией запугать интеллектуальное сообщество».

А Марк Захаров, режиссер и художественный руководитель театра «Ленком», недвусмысленно заявил: «Возможно, там какие-то есть нарушения, но это все-таки носит такой демонстративный характер, вот эта вот ситуация с давлением на «Гоголь-центр». И это очень неприятное явление».

Вместе с тем по делу о хищении бюджетных средств уже задержаны бывший генеральный директор автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева, сообщила представитель Главного следственного управления СК РФ по Москве Юлия Иванова.

После всех этих «громов и молний» захотелось и мне узнать хотя бы кое-что о Кирилле Серебрянникове. Обратился к Википедии. Прочитал, в частности: «Кирилл Серебренников принимал участие в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!». После российско-грузинского конфликта 2008 года выразил готовность пройтись по Москве с плакатом «Я – грузин»… Подписывал открытые письма с призывом к освобождению из заключения Светланы Бахминой и участниц группы «Pussy Riot». Высказывался против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ. Выступая в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, обвинявшегося в оскорблении чувств верующих постановкой оперы «Тангейзер», Серебренников отметил, что театр – это территория свободы, а религиозные учреждения и их представители должны с уважением относиться к учреждениям светским.

В интервью 2014 года режиссёр назвал Россию «страной неотменённого рабства», где люди не ценят свободу, а между народом и бесконтрольной властью – огромная пропасть. Он рекомендовал тратить бюджетные средства на образование, просвещение и культуру, чтобы остановить катастрофический рост невежества и мракобесия. По мнению Серебренникова, «Россия сейчас ведёт себя как нищий гопник, который от горя сошёл с ума», а сторонники действующей власти – «напуганные люди, не желающие ничего знать и решать». В общем, все есть в открытом доступе. Читайте.

Конечно, это вряд ли имеет какое-либо отношение к хищению бюджетных средств, как и публикация в издании The Financial Times (Великобритания) «Столица Германии превращается в активно развивающийся центр русской культуры» (26.03.2017). Есть там такие любопытные строки: «Неистовый, громогласный Александр Дельфинов является некоронованным королем русских поэтических слэмов (действие публики на музыкальных концертах, при котором люди толкаются и врезаются друг в друга) в Берлине. Дельфинов, переехавший в Берлин в 2001 году, говорит, что в последние пять лет, когда испарились надежды россиян на демократические перемены, приток эмигрантов увеличился. Многие из них уехали из России, когда в 2012 году Владимир Путин вернулся на третий президентский срок и решительно взял правый курс, начав навязывать новую националистическую риторику, еще жестче притеснять недовольных, аннексировав Крым».

И далее: «Здесь можно ругаться, как солдат, поклоняться Сатане – можно все, чего нельзя в России, – говорит Дельфинов. – У них есть Пушкин, Толстой и Достоевский, а у нас – секс, наркотики и рок-н-ролл».

Или такой пассаж: «Не все эмигранты полностью разорвали контакты с Россией. Как и Невский, режиссер Кирилл Серебренников, руководитель театра в московском «Гоголь-центре», живет между Россией и Германией. Он является типичным представителем недавно прибывших в Берлин русских иммигрантов – москвичей, которые купили в Берлине квартиры, но все же считают Москву своим основным домом».

Криминала здесь, конечно, нет никакого, но «облико морале» рисуется достаточно четко. Впрочем, право каждого решать, какое «облико» иметь, как и мое – свободно писать об этом.

А еще Википедия перечисляет многочисленные творческие награды Серебренникова, длинный ряд его театральных постановок, снятых кинолент и т.д. Как написала та же The Financial Times: «В своем интервью Серебренников говорит, что опасения за творческую свободу в России преувеличены. “Мы все живы, нас еще не начали расстреливать, и на том спасибо, - говорит он. – И вообще, если процитировать Фасбиндера, страх съедает душу”».

М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Либерал» написал еще в далеком 1885 г.: «В некоторой стране жил-был либерал и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во всё горло гаркает: "Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите!"» Почти полтора столетия прошло с тех пор, а как актуально звучат эти слова сегодня, может быть, они стали даже более злободневными, чем были тогда. Впрочем, в России они всегда к месту и ко времени. И в очередной раз приходится напоминать, что еще древние латиняне говорили: «Закон суров, но это закон». На этом постулате и зиждется все право, а искусство, даже если оно высокое, здесь ни при чем.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.