Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Арабская весна: Россия снова на обочине?

Арабская весна: Россия снова на обочине?

Почему Ближний Восток не становится нам ближе
Владимир Дергачёв
10.06.2013
Арабская весна: Россия снова на обочине?

Близкий нам географически и исторически ближневосточный регион, обладающий так и «нераспечатанным» до конца экономическим потенциалом, остается невостребованным нами ресурсом возможного взаимодействия.

Как специалист, экономист-востоковед, проработавший в этой сфере более 25 лет и проведший последнее время в регионе, могу с сожалением свидетельствовать, что за это время мы растеряли даже то, что было накоплено десятилетиями.

В своё время СССР активно налаживал взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с этим регионом - сюда поставлялись оружие, металлоизделия, древесина, машины и оборудование (строительное, сельскохозяйственное, буровое), продукты органической и неорганической химии, фармацевтики и т.д. Строились «под ключ» мощные объекты тяжёлой промышленности (металлургические комплексы в Аннабе, Хелуане, Наг-Хамади), гидроэнергетические объекты (Асуан, Евфратская ГЭС), мы развивали в странах Ближнего Востока обрабатывающую и легкую индустрию, готовили кадры, прокладывали нефтепроводы, тянули ЛЭП и т.д.

К сожалению, в минувшее десятилетие наблюдалось постепенное ослабление наших деловых контактов - партнёрские связи оказались разорванными, объёмы товарооборота сократились, постeпенно ушли в прошлое инвестиционные проекты.

Арабские страны стали испытывать серьёзное разочарование в России не только как в деловом, но и как политическом партнёре.

Между тем в России возникли новые условия хозяйственной деятельности, появились финансово-промышленные группы, сложилась своя деловая среда, сформировался новый класс предпринимателей – активных и готовых идти на риск, однако, не всегда, к сожалению, правильно представляющих себе, что такое арабский Восток и как здесь можно работать.

Тем временем в немногие сохранившиеся российские торговые миссии в арабских странах до сих пор приходят запросы на поставку наших товаров, оборудования, разработку новых технологий. Однако эти запросы в основной массе остаются нереализованными, так как существовавшая во времена СССР система поставок нашей продукции и строительства промышленных объектов через внешнеторговые объединения сломана, а новая так и не сложилась из-за отсутствия структуры, которая взяла бы на себя функции маркетинга и проводника российских интересов в этом регионе. Создаются новые организации – различного рода центры, ассоциации, форумы, партнёрства, но их работа либо сводится к декларациям о намерениях, либо оказывается фактически замороженной. Примеров тому – несть числа…

В декабре 2006 г. Минэкономразвития готовит пакет документов по созданию Российско-Арабского инвестиционного Фонда. Поручение исходит из Администрации Президента России. Увы, Фонд до сих пор не создан.

В марте 2009 года в Москве проходит международная конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы», где принято решение об учреждении информационного бюро для обмена сведениями о ситуации в банковской сфере наших стран. Увы, до практической реализации дело также не доходит, в то время, как многочисленные проблемы в сфере банковского дела сохраняются: например, с большинством арабских стран так и не налажены не просто межбанковские связи, но отсутствуют даже банки-корреспонденты российских финансовых учреждений.

Можно вспомнить и давно забытый вояж бывшего премьера В. Черномырдина в страны Персидского залива в 90-е годы, когда было немало сказано о возможностях нашего сотрудничества, после которого все министерства получили соответствующие поручения. Увы …

Не намного результативнее оказалась прошедшая 20 февраля 2013 года первая сессия Российско-Арабского Форума сотрудничества – мероприятие, планировавшееся достаточно давно, и собравшее, к сожалению, всего трёх министров иностранных дел арабских стран и Генсека ЛАГ.

По итогам сессии приняты Совместное заявление и План действий, подтверждены общность взглядов России и арабского мира на международные проблемы, сделаны многочисленные традиционные заявления. И не более того. Недаром на последовавшей пресс-конференции лейтмотивом звучавших вопросов были «конкретные результаты и практические шаги», которые можно и должно предпринять на этом направлении сегодня. И вновь ничего существенного – общие рассуждения о необходимости, приверженности, последовательности...

Последнее наше "достижение" - проведение в Санкт-Петербурге Третьей международной выставки «Арабия-ЭКСПО 2013», проходившей в конце мая этого года. Говорить о каких-либо результатах пока рано - надо, чтобы хотя бы какие-то из заявленных приоритетов ("установление прямых связей арабских экономических операторов по широкому спектру направлений с российскими регионами и экономическими операторами, выход на совместные инвестиционные проекты в России и странах арабского мира" и т.д.) нашли свое конкретное воплощение.

А пока системной работы не началось, и в итоге – потеря экономических позиций в этом регионе, на который традиционно приходилась значительная часть внешнеторгового оборота России, а ранее – СССР.

Между тем, необходимость постоянного поддержания нашего присутствия в этом регионе очевидна, о чем неоднократно говорили арабские лидеры и бизнесмены в ходе визитов на высшем уровне.

На последней встрече В. Путина с президентом Египта М. Мурси в апреле этого года вновь шла речь о всестороннем взаимодействии.

Так что, определённые перспективы сохраняются. Несмотря на всю противоречивость сложившейся в результате «арабской весны» политико-экономической палитры, наблюдаемое разнообразие подходов и интересов, можно сказать, что одним из факторов давно забытого «арабского единства» на настоящий момент является именно желание этих стран диверсифицировать свои связи с Россией.

Со слов представителя Минфина России, российские компании потеряли в регионе десятки проектов, в том числе по строительству дорог, возведению ТЭЦ, работам на шельфе по газу, по нефти, а также связанные с солнечными батареями. «Главное, чтобы у наших предпринимателей было желание идти в регион», — выступил с заявлением заместитель главы Минфина. Но ведь участие в тендерах связано не только с ценовыми и качественными параметрами сделанных нашими предпринимателями предложений, но и уровнем оказываемой государством финансовой и политической поддержки, а её порой явно не хватает.

Существуют и другие возможности взаимодействия с этими странами, которые не связаны с политическими рисками и расходованием бюджетных средств.

Речь идёт о размещении беспроцентных исламских облигаций (сукуков) на российском рынке ссудного капитала – инструмента, характерного для исламского банкинга. Преимущество данного вида облигаций заключается в низкой волатильности их цен на вторичном рынке, тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения, а также наличии у инвестора безотзывного права выкупа актива по фиксированной стоимости у эмитента. Как показали итоги глобального финансового кризиса, исламские финансовые инструменты оказались устойчивыми к его негативным последствиям ввиду существующего запрета на инвестиции в потенциально опасные активы, включающие классические деривативы. В итоге интерес к данному виду облигаций существенно возрос, сложились благоприятные внешние условия для использования этого вида операций в сфере финансов, а объём размещения сукуков в 2010-2012 удвоился до 46 миллиардов долларов.

При этом следует иметь в виду, что большинство банковских процедур и операций, реализуемых с учетом принципов ислама, являются аналогами действий классических коммерческих банков, не противоречат общепринятым нормам финансовой деятельности и вполне могут быть использованы на территории России. Введение системы подобных операций способствовало бы укреплению позитивного инвестиционного имиджа России у арабских стран, совершенствованию делового климата и дало бы аргументированную возможность избежать использования бюджетных средств для создания предполагаемого «переходного фонда».

Соответствующие наработки имеются у российских банков и инвестиционных компаний (ВТБ Капитал, СлавинвестБанк, Татарстанская международная инвестиционная компания), проводивших анализ возможностей выпуска исламских облигаций.

О перспективности подобного подхода говорилось и на многих конференциях, касавшихся вопросов «исламского банкинга», однако на прозвучавшие предложения до сих пор никто не откликнулся.

Важна и другая сторона медали, а именно – привлечение средств арабских инвесторов в Россию. Не секрет, что многие сферы российской экономики по-прежнему остаются за пределами интересов отечественных предпринимателей, и на то существуют объективные причины. Объекты инфраструктуры, социальная сфера, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, телекоммуникации, некоторые подотрасли обрабатывающей промышленности и т.д. - то есть отрасли с длительным оборотом капитала либо «не под силу» нашему капиталу, либо его возможности ограничены из-за неподъёмных условий привлечения заёмных средств на внутреннем рынке. И именно здесь видится широкое поле для широкомасштабного взаимодействия с теми же «нефтеносными шейхами».

А между тем арабский капитал готов идти в Россию. Взаимный интерес к развитию экономического сотрудничества с арабами проявляют и наши компании - не только Москвы, но и Татарстана, Кировской, Нижегородской, Ярославской, Свердловской областей, но им не хватает инициативы, «деловой хватки», желания попробовать поработать с новым для региональных властей партнёром, непростым, но весьма перспективным.

Одно из существенных препятствий, сдерживающих процесс полномасштабного восстановления хозяйственных связей в нынешних условиях - это отсутствие информационного обмена между нашими и арабскими предпринимателями.

А ведь именно обеспечение и дальнейшее сопровождение контактов предприятий, организаций, деловых кругов позволило бы придать торгово-экономическому взаимодействию с Арабским Востоком целенаправленный и скоординированный характер, обеспечить максимальный учет требований внешнего рынка, тенденций и перспектив его развития с целью удовлетворения спроса по наиболее востребованным позициям.

Причём регион Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн) может рассматриваться не только с точки зрения возможного привлечения инвестиционных ресурсов в Россию, но и представляет собой исключительно ёмкий рынок для возможного экспорта российских товаров. Наиболее значительный потенциал для быстрого роста рынка имеется сегодня именно у стран Персидского залива. Это следствие переориентации мировых ритейлеров с североафриканских рынков и стран Леванта на эти государства. Объёмы реализации различных видов продукции только в прошлом году там выросли на 10%. Одновременно сохраняется интерес и к нашим технологиям, в частности, к автодорожной технике, к строительству железных дорог, к сотрудничеству в области инноваций, в геологоразведке, к взаимодействию в нефтяной сфере.

Сегодня кардинальному изменению характера наших взаимосвязей способствует полная деидеологизация двусторонних и многосторонних взаимоотношений, а также изменившиеся условия хозяйствования в России.

Это - утверждение рыночных принципов в экономике, созданный в стране инвестиционный климат, стабильная политическая ситуация. Не использовать данные факторы на арабском трэке было бы проявлением экономической недальновидности..

Владимир Дергачёв - кандидат экономических наук 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.