Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
А был ли журналист Бабченко?..

А был ли журналист Бабченко?..

О человеке, потерявшем свое лицо
Валерий Бурт
04.06.2018
А был ли журналист Бабченко?..

Прошло несколько дней со дня смерти российского журналиста Аркадия Бабченко. Намеренно не беру слово смерть в кавычки, ибо этот журналист действительно для многих умер. То есть, плоть жива, он ходит, дышит, говорит, но лишился лица, чувств, утратил связь с действительностью. Вот такой феномен.

Как известно, вечером 29 мая пришло сообщение из Киева, что Бабченко, известный своей резкой критикой российской власти, был тяжело ранен тремя выстрелами у дверей своей квартиры в столице Украины. Пошел в булочную, вернулся с батоном. У дверей его встретил киллер…

Примчалась карета скорой помощи, повезла Бабченко в больницу. Но по дороге он скончался. Все – по сценарию.

Интернет тут же заполнился скорбными мнениями и возмущенными комментариями. Генсек Совета Европы Ягланд заявил об угрозе для демократии в Европе, писатель Шендерович вылил очередную порцию гнева на Кремль. Поэт Орлуша написал шершавую эпитафию: «Шел за хлебом, а вышел в небесную синь. / Хлеб менты увезли, он – в крови, но для следствия – нужен. / Мы с тобой никогда не увидимся больше, прикинь. / До свиданья, дружище. Прости. До побачення, друже!»

Телеведущая Собчак высокопарно назвала гибель Бабченко чудовищным приговором эпохи, а всезнающий главред «Эха Москвы» Венедиктов поведал, что знает, кто был заинтересован в смерти коллеги. В общем, голос подали многие: смерть же хорошая реклама не только для покойника, но и для скорбящих и соболезнующих. И тех, кто ее имитирует...  

Перед подъездом дома Бабченко поставили портрет журналиста в обрамлении цветов. Дрожали на ветру свечи. Поникшие, растерянные люди молчали. Продавцы венков довольно потирали руки – торговля шла бойко. Интересно, куда их потом дели?

В это время сам Бабченко, успешно «сыграв» роль мертвеца, переодевшись и приняв душ, уселся (в морге!) перед телевизором смотреть репортажи о собственном «убийстве».

Наверняка он предвкушал, какой эффект вызовет скорое воскрешение. И думал, что самое интересное, трогательное, потрясающее будет, конечно, завтра…

Может, позвонила его вдова, извините, жена Оля. Когда все раскрылось, она говорила, что была не в курсе операции СБУ – поверила в смерть мужа и находилась в шоковом состоянии. Потом выяснилось: все-то знала. Так вот, жена, верно, поинтересовалась ласково: «Аркаш, ты поужинал?» Он так же ласково ответил. И, в свою очередь, спросил: «Как дела, как дети?» Все просто, буднично, по-семейному.

Интересно, пожалел ли Бабченко хоть чуточку своих приятелей, друзей, сонмы людей во всем мире, которые в то время обливались слезами, глотали вперемешку лекарства и водку, пытаясь унять жгучую тоску и бешеный стук сердца? Бог весть. Но судя по его улыбающемуся на другой день на брифинге лицу, он вряд ли чувствовал угрызения совести.

МВД Украины опубликовало ориентировку на предполагаемого киллера: мужчина в бейсболке, с бородой, в рубашке с воротником. По этому, наскоро выполненному карандашному рисунку можно было хватать треть киевлян. Но охотиться за убийцей, конечно, никто не собирался…

«Новая газета», в которой когда-то работал Бабченко, сообщила о начале собственного расследования. Но – не успела. На другой день розы из скорбного букета под портретом журналиста (на нем приписали непечатное слово) раздавали женщинам редакции. Они радостно улыбались…

Вскоре после «убийства» в интернете появилась фотография распростертого на полу «тела» Бабченко. На спине – следы от «пуль». Разумеется, была и «кровь» – разлитая в изобилии. Почему-то никто не обратил внимания, что тело лежит не перед входом в квартиру, где по версии следствия стреляли в Бабченко, а в самом жилище.

И впрямь, какой ему был резон валиться на пыльный половик у лестницы? Он, не желая испачкать одежду, улегся со своей нечистой совестью на чистый пол в своей квартире.

Дальнейшее известно – весь этот фарс, комедия, цирк оказались спецоперацией СБУ, якобы предотвратившей покушение агентов российских служб на журналиста. Тем не менее, этот спектакль заслужил высокую оценку президента Украины Порошенко.

Неужели кого-то могло убедить короткое видео под названием «Фрагмент розмовиi мiж громадянином Україны «Г» (замовник вбивства росiйського журналiста Аркадiя Бабченка) та громадянiном Украiны «Ц» (виконавець вбивства)»? На нем – какое-то мельтешение, голоса, шелест денежных купюр. Зрителям, однако, предлагают поверить, что за кадром – заказчик и исполнитель убийства. Как в детской игре.

Так кто это сделал? Is fecit cui prodest – «сделал тот, кому выгодно».

Обозреватель The Guardian Шон Уокер назвал инсценировку убийства Бабченко «комиксом-новеллой фантаста-новичка»: «Это был просто первоклассный сюжет: вздохи изумления всех присутствовавших на посвященной расследованию убийства пресс-конференции, где главной звездой оказывается жертва, пребывающая в добром здравии и хорошем настроении».

Вот и на Западе, симпатизирующем Украине, многие пребывают в недоумении – зачем это шоу было организовано.

С течением времени ситуация не прояснилась. Полный мрак, ничего не понятно. Возможно, даже тем, кто заварил всю эту кашу.

Вот если бы сотрудники СБУ на брифинге в придачу к «ожившему» Бабченко показали бы задержанных, – конечно же, россиян, с пистолетами, автоматами, ядами, пачками денег, все бы ахнули – впечатляет! А так – слабоватая постановка, не страшнее, чем хлопок бутафорского пистолета. Но ведь этот спектакль можно было продлить, дотянуть до самых «похорон» Представьте себе: гроб засыпанный цветами, плачущая толпа. Звучит реквием. И вдруг надрывные аккорды стихают, «покойник» открывает глаза, поднимается из белизны домовины и начинает монолог.

Общее смятение. Кто-то радостно восклицает, кто-то падает в обморок. Гремят овации. Снова играет оркестр – на сей раз веселые мелодии. Однако сбор денег для семьи Бабченко по инерции продолжается…

После того, как журналист «воскрес», его портрет в траурной рамке сняли со стены Дома журналиста в Москве. Убрали скорбные плакаты с Большого Москворецкого моста. Отменили акцию памяти Бабченко в Санкт-Петербурге у Соловецкого камня.

Однако – напрасно.

Ведь нет больше журналиста Бабченко, слывшего смельчаком и в войнах, и в репортажах. Ведь свое лицо он потерял, остался похожий на него человек с той же фамилией, оставивший в дураках весь белый свет.

Как Бабченко после этого будут верить читатели? Вдруг он завтра объявит: то, что я написал вчера, было розыгрышем. Но – необходимым для какого-то благого дела. Скажем, чтобы изобличить несколько десятков российских террористов…

Не удивлюсь, если он, выполнив задание СБУ, продолжит деятельность в рядах этой службы. А что? Хорошая прибавка к жалованью репортера.

Кстати, о его творчестве. Когда Бабченко «умер», его стали возносить до небес. Но на самом деле, в его текстах нет никаких откровений. Пишет короткими, рублеными фразами. Что видит, слышит – фиксирует сухо, бесстрастно. Одним такая манера письма по вкусу: такова, мол, суровая правда войны. Другие хотят больше чувств, эмоций. В общем, журналист Бабченко – на любителя.

Появляется он и в facebook. Тут не жалеет слов – пишет много, но – сумбурно. Часто грубо, порой – вызывающе. Тем, кто не знаком с его откровениями, процитирую: «У меня нет ни сочувствия, ни жалости. Я не выражаю соболезнования родным и близким. Как не выражал никто из них. Продолжая петь и плясать в поддержку власти или все так же поливать дерьмом с экранов телевизоров и после смерти. Чувство у меня только одно – плевать... У меня в голове лишь одна исключительно рациональная мысль – в зомбоящике живой силы, раскручивавшей механизм посадок и убийств моих друзей и коллег, стало на девять единиц меньше».

Так писал Бабченко о погибших в декабре 2016 года пассажирах лайнера ТУ-154 Министерства обороны РФ, на борту которого находились участники ансамбля песни и пляски имени Александрова, летевшие в Сирию вместе со съемочными группами телевидения и Елизаветой Глинкой – Доктором Лизой, которая везла в эту страну лекарства.

Стоит заметить, что это – далеко не единственное «изречение» Бабченко подобного рода. Он высказывался подобным образом об умерших, жертвах катастроф, терактов. Так, аномально жестоко для нормального человека Бабченко реагировал на горе своих соотечественников. Так поддерживал свою популярность на Украине.

Более основательно познакомившись с творчеством (в кавычках и без) Бабченко, нетрудно понять, что свое лицо он потерял не 29 мая этого года, а много раньше.

Чтобы о Бабченко не забыли, ему теперь надо будет постоянно напоминать о себе – удивлять, поражать, а лучше – шокировать. Что-то придумает сам, что-то подскажут новые товарищи из СБУ.

А пока Бабченко густо сыплет в facebook злобным и, похоже, пьяным матом на тех, кто не одобряет его поступки, не понимает смысла участия журналиста в шумном и подлом, по сути, спектакле…

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..