Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024

Сталинская роль

О трагической судьбе народного артиста СССР и Китая
Алексей Балиев
30.04.2008
Сталинская роль

В день рождения И.В.Сталина, 21 декабря 1955 года, народному артисту СССР, многократному лауреату Сталинских премий Михаилу Георгиевичу Геловани, игравшего сталинскую роль в советских кинофильмах и театральных постановках, было присвоено звание почетного народного артиста Китайской Народной Республики (в 1956-м, вскоре после "антисталинского" ХХ съезда КПСС, то же звание было присуждено Любови Петровне Орловой - любимой актрисе Сталина). Но в тот же день 1956-го артиста не стало...

 

 

Уже весной 1953 года Геловани отстранили от кинематографа. Более того: по некоторым данным, его удалили даже из почетного караула у саркофага с телом Сталина 6 марта 1953-го. Когда он уже встал в тот караул, к нему подошли люди в штатском и сказали, что Геловани вычеркнут из списка участников. Тем самым артисту дали понять, что его карьера закончена...  

После марта 1953-го Геловани «зачастил с алкоголем» и, будучи пьяным, часто звонил в Елисеевский гастроном. Сталинским голосом заявлял: "Это говорит Сталин. Я жив и буду жить". Затем следовал перечень требуемых продуктов.

 

На эти проступки не обращали внимания, но работники ЦК, курирующие кино и театр, разослали циркуляры, объявляющие Геловани психически больным и запрещавшие сотрудничать с ним.  

И вот ведь совпадение: М.Г. Геловани скоропостижно скончался в день рождения самого Сталина... Некоторые близкие актера утверждали, что то было самоубийство, обусловленное забвением Геловани с весны 1953 года... А забвение то включало и вырезание кадров в фильмах, где Геловани играл Сталина.  

"Сверхлаконичный" некролог о кончине М.Г. Геловани появился только в "Вечерней Москве", зато этому событию уделили куда больше места центральные газеты Китая и Албании. Ничего удивительного: в тот период политико-идеологические отношения Москвы с Пекином и Тираной стали ухудшаться, опять-таки, из-за ХХ съезда КПСС.  

 

...Родился Геловани 6 января 1893 г. в селе Ласурия Кутаисской губернии. Родители его происходили из мелкопоместных дворян. А род Геловани известен с XII века. Существует родословная легенда о происхождении Геловани из Мекки, причем из рода хранителей священного чёрного камня - Каабы. В "Истории царства Грузинского" царевича Вахушти Багратиони в перечислении государственных деятелей при царице Тамаре (Ахтамар) сказано, что её "визирем и секретарём был назначен Антон Геловани - человек умный и здравомыслящий...". То был предок Михаила Георгиевича. После того, как Грузия была присоединена к России, династия Геловани указом Павла I утверждается в княжеском достоинстве Российской Империи. Ветви этой же династии и сегодня проживают в Грузии, Германии, США и Великобритании.  

Уже в юношеском возрасте Михаил обладал прекрасным баритоном и даже пел в церковном хоре. Увлеченный театром с юных лет, в 1913 году он сыграл в 5 спектаклях Кутаисского театра, причем об этих его ролях благоприятно высказывалась местная пресса. После революции Геловани учился в Театре-студии театрального режиссёра Г. Джабадари в Тифлисе, затем работал в театрах едва ли не всей Грузии. А в феврале 1924-го "Госкинопром Грузии" пригласил артиста на главные роли в кинофильмах. Его дебютом в кино стал образ Бахвы в кинодраме грузинского кинорежиссёра Ивана Перестиани "Три жизни" (1924). Критика отметила талант артиста, его уникальные возможности перевоплощения и импровизации. Во второй половине 20-х годов актёр обратился к кинорежиссуре, проявив себя как самобытный художник-сатирик в фильмах "Злой дух" (1927), "Молодость побеждает" (1928), "Дело доблести" (1931), "Настоящий кавказец" (1934).  

И вот, настал "сталинский" период. В 1936-м Геловани впервые сыграл на сцене тифлисского театра роль И.В.Сталина (спектакль "Из искры возгорится пламя..." Р.Дадиани), причем и зрители, и критики, в том числе московские, отметили беспрецедентное сходство его человеческой "фактуры" с самим Сталиным. Наконец, в 1937 году режиссёр Михаил Чиаурели пригласил актёра на главную роль в фильме "Великое зарево" (1938 г.) Тбилисской киностудии (бывший "Госкинопром Грузии"). Этот поистине феноменальный успех определил дальнейшую судьбу актёра - творческую и личную.  

Образ, созданный талантливым и обаятельным артистом, Сталину понравился. Выходят новые кинокартины с Геловани-Сталиным - "Человек с ружьём" (1938), "Выборгская сторона" (1938), "Ленин в 1918 году" (1939), "Валерий Чкалов" (1941), "Оборона Царицына" (1942), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1949), "Донецкие шахтёры" (1950), "Незабываемый 1919-й год" (1951), "Джамбул" (1952), "Вихри Враждебные" (февраль 1953) разных режиссеров и сценаристов. И сталинские роли во многих спектакалях. А одновременно - четыре Сталинские премии, орден Трудового Красного Знамени и звание народного артиста СССР (присужденное в 1950 году).  

Сын актёра Виссарион рассказывал артистам Марку Бернесу и Юрию Тенину: "В начале 1946-го, когда началась работа над фильмом "Клятва", режиссёр Чиаурели вместе со Сталиным обсуждали кандидатуры актёров на роль вождя. Чиаурели хвалил моего отца:

"Талантливый актёр, товарищ Сталин. Старается проникнуть в Ваш образ. Готов прожить Вашу жизнь, чтобы глубже почувствовать Вас". Сталин, хитро улыбаясь, сказал: "Хорошее желание... Если уж очень хочет, могу помочь. Может, он начнёт с Туруханской ссылки? Попробуем?..".

 

Но обошлось. А кинопробы Сталину понравились, и "сталинская летопись" в исполнении М.Г.Геловани была продолжена".  

В жизни он был скромным человеком, вплоть до конца войны жил в однокомнатной квартире на окраине Москвы. С помощью Чиаурели и Марка Бернеса, друга артиста, удалось выбить для него в 1945-м двухкомнатную квартиру на улице Горького. Однако едва ли не всемирная популярность Геловани - фильмы с его участием снабжались переводами-субтитрами на 15 иностранных языках, в том числе на китайском, албанском и корейском, привела артиста к "мании величия". В 1947 году в перерывах оперы В. Мурадели "Великая Дружба" в Большом театре, где Геловани-Сталин величаво появлялся в ряде сцен, артист в "сталиснком" гриме уходил в буфет и... "сталинской" трубкой указывал на продукты, которые хотел. Перепуганные буфетчицы дрожащими руками укладывали всё то, на что падал жест Геловани. Происходило это без слов...  

Слухи о том, что сам Сталин разгуливает по буфетам Большого театра, дошли до Иосифа Виссарионовича. И в январе 1948-го Сталин, позвонив ночью Геловани, спросил: "Что, не стыдно экономить за мой счёт? Долго это будет продолжаться?". Затем, после паузы, Сталин без прощания прервал разговор. А Геловани потерял дар речи, причем на несколько месяцев. Вдобавок, вместо него стали готовить другого артиста на роли Сталина.  

Но к середине 1948-го "Хозяин" простил незадачливого двойника: он вновь позвонил ему и сказал "Довольно бездельничать. Пора работать, если, конечно, Вы этого хотите". Последовал ответ: "Да, обязательно, товарищ Сталин. Очень прошу простить меня". Сталин подытожил: "Хорошо. Посмотрим на Ваше поведение и на Вашу работу".

 

Утверждают, что в ноябре 1951 года, когда Сталин очень плохо себя чувствовал, вместо него именно Геловани был на трибуне Мавзолея 7 ноября. Так или иначе, но сомнений в подлинности Сталина не возникло и у пионеров, вручивших цветы вождю и получивших от него шоколадки.  

...Март 1953 года, повторим, прервал творчество М.Г.Геловани. С того времени у него остались лишь 3 эпизодические роли в Театре-Студии киноактёра, но осенью 1955-го и их не стало. У артиста усугубилась депрессия, он часто и внезапно уезжал в другие регионы страны, и столь же внезапно возвращался. По имеющейся информации, в 1955-1956 гг. его приглашали жить и работать в Китае и Албании, но состояние актёра уже не позвляло ему активно работать. К тому же с весны 1953-го он был под особым надзором МГБ...  

Власти пытались вопрепятствовать похоронам М.Г.Геловани на Новодевичьем кладбище, но многие коллеги артиста настояли-таки на упокоении его тела на том кладбище. Причем, по некоторым данным, вмешалось в это дело посольство Китая, тоже наставивавшее на упомянутом месте похорон Геловани. В китайской же прессе 1960-1980-х годов периодически публиковались материалы о "хрущевских издевательствах над выдающимися артистами СССР сталинского периода - Геловани, Орловой, Александровым, Ладыниной, Андреевым, Толубеевым, Черкасовым, Алейниковым"... 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.