Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Россия в роковом столетии

Россия в роковом столетии

Новый учебник по истории Отечества ХХ – начала XXI века: объективность против идеологичности
Ярослав Бутаков
17.03.2009
Россия в роковом столетии

Выход в свет учебника по новейшей истории Отечества для студентов вузов стал важным событием для нашего образования. Это «Новейшая отечественная история. ХХ – начало XXI века» в двух книгах, выпущенная гуманитарным издательским центром ВЛАДОС. Данный учебник является победителем конкурса по созданию учебников для вузов России.

Двухтомник подготовлен коллективом историков под редакцией заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Э.М. Щагина. В создании учебника приняли участие специалисты Московского педагогического государственного университета, Московского государственного университета, а также Института военной истории Российской Академии наук.  

Не секрет, что во многих учебниках, конкурирующих ныне на книжно-образовательном рынке, история Отечества подаётся весьма искажённой в угоду тем или иным политическим или псевдо-социологичным схемам, а учебники эти зачастую написаны людьми, весьма далёкими от профессиональной исторической науки. В этом плане учебник под редакцией Щагина выгодно отличается от них и должен быть поставлен в ряд лучших пособий, раскрывающих для наших студентов подлинную, а не мнимую историю нашего многострадального Отечества последнего столетия. Право утверждать это даёт нам то обстоятельство, что данный учебник вышел уже вторым, исправленным изданием. Первое увидело свет в 2002 году и заслужило славу одного из лучших вузовских учебников по новейшей истории Отечества. Учебник ориентирован в первую очередь на обучение будущих профессиональных историков. Давно сложившийся коллектив авторов (а в этот раз он ещё пополнился таким известнейшим знатоком военной истории, как О.А. Ржешевский), включающий в себя ряд крупнейших специалистов по истории России ХХ века, имеет богатый и успешный опыт создания учебников, наиболее объективно и полно раскрывающих всю сложную проблематику нашего прошлого.  

Учебник создан с привлечением новых, ранее неизвестных материалов.

Как пишут авторы учебника в предисловии к нему, «ХХ век по масштабности и драматизму всего произошедшего с Россией не имеет себе равных в многовековой истории народов нашей страны, да и, пожалуй, всего человечества».

Причин, почему объективная и беспристрастная летопись событий этого времени до сих пор не создана, авторы выделяют три. Первая – то, что историкам, изучающим ХХ век, приходится анализировать события и явления, конечные результаты которых нам ещё неизвестны и принадлежат будущему. Здесь невольно вспоминаются слова В.О. Ключевского: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит как наследство, урок, неконченый процесс как вечный закон».  

Вторая причина, по мнению авторов, заключается в том, что «сама обстановка непрекращающейся ломки одних устоев общества и замены их другими чревата тем, что в научном и особенно в массовом историческом сознании старые, тиражируемые мифы механически вытесняются новыми, чаще всего прямо противоположного свойства».  

Главную задачу своего труда авторы и редакторы учебника видят в том, чтобы помочь студенту, изучающему историю России ХХ в., систематизировать знания, касающиеся недавнего прошлого нашей Родины, составить достоверную картину наиболее важных событий и на данной основе уяснить закономерности исторического процесса. Они стремятся к тому, чтобы за всем разнообразием исторических фактов «читатель увидел драму человеческих стремлений и поступков, идей и свершений. Именно такое прочтение и видение прошлого способно убедить читателя в том, что нам не дано ни изменить этого прошлого, ни выносить ему тот или иной приговор с вершин современного опыта. Важно прежде всего постараться понять его».  

Главным достоинством концепции учебника является отрицание схемы так называемого догоняющего развития России в Новое и Новейшее время. Они отвергают попытки представить историю России как историю модернизации страны, якобы всё время отстающей от «передовых» стран. А эта схема продолжает насаждаться во многих учебных пособиях и программах. Авторы учебника убеждены, что «формула российского движения по пути общественного прогресса может быть понята и описана не столько через простое сопоставление с другими странами (как передовыми, так и отсталыми), сколько через выявление самобытности сил, его обуславливающих». Особо подчёркивается, что важным подспорьем для осмысления исторического пути России авторам послужили труды и идейные искания мыслителей Русского Зарубежья.  

В работе над учебником авторы использовали опыт, накопленный при создании учебника «Новейшая история Отечества. ХХ век», вышедшего в том же издательстве и с тех пор выдержавшего два издания. Использование того пособия в учебном процессе многих наших вузов помогло усовершенствовать структуру, расширить разделы, посвящённые истории отечественной культуры, увеличить относительный объём материала, относящегося ко второй половине ХХ века. Содержание нынешнего учебника доведено до 2007 года.  

Первая книга учебника охватывает период с 1900 года до начала Великой Отечественной войны. Отмечается, что «к началу ХХ в. завершился длившийся почти два столетия процесс формирования единой Российской империи с исторически максимально раздвинутыми и геополитически удачно сбалансированными границами».

Касаясь национального состава Империи, авторы особо указывают, что «государствообразующий народ – русский – в России не пользовался никакими привилегиями». На долю русского народа «приходились основные государственные повинности и тяготы».

Особо подчёркивается, что «в России не сложилось чисто великорусской элиты». Правящая элита, а также предпринимательская и научно-культурная элиты страны были многонациональны.  

Общий вывод об общественной структуре Российской империи в начале ХХ века такой: «Степень социальной напряженности, измеряющаяся разницей между уровнем жизни самых бедных и самых богатых групп населения, в России была сравнительно невысокой. Однако недостаточно обеспеченных и недовольных людей было много как в городе, так и в деревне, что создавало почву для распространения влияний радикальных политических партий».  

Об императоре Николае II авторы пишут: «Он был широко образованным человеком… Став императором, Николай, по отзывам министров, быстро освоил искусство управления государством». Особо выделяют авторы, что «идея самодержавия была для Николая II не политической, а религиозной и поэтому не подлежащей изменению». По мнению авторов, «к 1914 г. Россия, пережив «революционную смуту» и пройдя через кардинальные преобразования в государственном и социальном строе, вернула себе внутреннюю стабильность. Политические свободы и новые законодательные учреждения стали неотъемлемой частью ее государственного устройства».  

О феномене российской интеллигенции в учебнике утверждается, что она «сформировалась как новый и уникальный по составу общественный слой. Он сплотил представителей различных профессий, образованных выходцев из разных сословий и классов. Основой для их объединения стала идея общей борьбы против исторических устоев российской государственности, против традиционного уклада жизни русского народа, за проведение радикальных преобразований по западному образцу».  

В годы Первой мировой войны оппозиция, «потерпев поражение в открытом противоборстве с властью», перешла к активным закулисным действиям, следствием которых и стал Февральско-мартовский переворот 1917 года.  

Неудача политики Временного правительства связывается с тем, что оно пыталось внедрить западную либеральную модель в условиях войны и революции и расшатывало тем самым зыбкую лодку российской государственности.

Главы (7 и 8) учебника, посвящённые событиям революции 1917 года и Гражданской войны, следует выделить особо по насыщенности материалом, местами уникальным, и всесторонней объективной характеристике данного периода. Здесь нет однозначно правых и виноватых, но в параграфе «Белое дело» (автор – А.В. Лубков) особо подчёркивается пламенный и искренний патриотизм, на котором зиждилось Белое движение. Параграф «На путях к единому государству» (автор – Д.О. Чураков) доказывает объективность интеграционных процессов, приведших по окончании Гражданской войны к «воссозданию сильного единого государства, способного стать реальным правопреемником многовековой российской государственности».  

Подробно разбираются процессы, приведшие к тому, что на рубеже 20-х и 30-х годов страна перешла к форсированной модернизации. Осмысливается влияние революции на отечественную культуру. Отдельная глава (12; автор – Э.М. Щагин) посвящена Русскому Зарубежью. Показана роль эмигрантских групп в сохранении за рубежом русских национальных традиций. Особо подчёркивается культурная миссия Русского Зарубежья, имеющая значение не только для России, но и для всего мира.  

Вторая книга учебника открывается главой о Великой Отечественной войне (автор – О.М. Ржешевский). Сравнивая общий экономический потенциал СССР и Германии, автор показывает, что последняя значительно превосходила нашу страну. Касаясь военных планов сторон, Ржешевский убедительно вскрывает несостоятельность доводов Резуна-Суворова о том, что СССР якобы готовился к превентивной войне. Отмечается наличие трёх планов ведения войны СССР. План упреждающего удара не получил одобрения Сталина. К началу войны руководство СССР имело два плана, один из которых основывался на идее быстрого контрудара по вторгнувшимся немецким войскам и перехода в контрнаступление. Другой предусматривал ведение глубокой обороны и более соответствовал реальной обстановке. Однако неопределённость в принятии планов привела к тому, что в ситуации немецкого вторжения реализовывались противоречивые мероприятия, что содействовало увеличению масштабов неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г.  

Параграф этой главы, посвящённый дипломатической борьбе, написан с привлечением многих ранее неизвестных материалов, в том числе из рассекреченного личного досье Черчилля.

Говоря об объективности возникновения «холодной войны» между членами антигитлеровской коалиции, автор главное значение отводит непримиримости геополитических противоречий: «Советский Союз, упреждая возрождение «санитарного кордона» на своих границах (что ныне повторяется на границах России), выстраивал «пояс безопасности» из дружественных государств социалистической ориентации. Великобритания при поддержке США стремилась восстановить свой довоенный контроль и влияние в Европе».  

Всесторонне характеризуются внешнее положение и внутренняя обстановка в СССР в «Годы послевоенного возрождения» (1945-1953) и «Годы реформ» (1953-1964). Обширная глава посвящена периоду 1964-1985 гг., особенно годам, непосредственно предшествовавшим «перестройке». Время с 1985 по 1991 год описано особенно подробно. Этот период в учебной литературе обычно освещается скупо и главным образом фактологично. Рецензируемый учебник выгодно отличается от большинства тем, что предлагает концептуальное осмысление этого переломного периода. Максимально беспристрастно и объективно описываются события и характеризуются явления близких нам лет: с 1992 по 2006.  

Необходимо добавить, что новое издание учебника снабжено богатейшей подборкой фотодокументальных материалов, многочисленными тематическими таблицами, картами, а также обширным библиографическим списком.  

В целом, учебник должен оцениваться как наиболее полный и объективный из ныне существующих по истории Отечества ХХ – начала XXI вв. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.