Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Окончена ли Гражданская война?

Окончена ли Гражданская война?

Как наши дети оценивают события столетней давности
Елена Романова
21.02.2017
Окончена ли Гражданская война?

Вот уже третий год фонд «Наследие» проводит конкурс сочинений «История моего Отечества» среди учащихся казачьих кадетских корпусов России. Среди участников конкурса – кадеты с Дона, Кубани, из Самары, Москвы, Волгограда, Астрахани. В 2017 году участникам конкурса была предложена тематическая номинация «Столетие русской революции».

Сегодня не каждый взрослый даст определенный и аргументированный ответ на вопрос, что же произошло в нашей стране в феврале и октябре 1917 года. Участникам конкурса было предложено порассуждать над тем, почему в наши дни Октябрьский переворот одни считают катастрофой, а другие – величайшим событием. Кадетов попросили написать о своем отношении к революциям и сделать акцент на описании их последствий для истории нашей страны и ее народа. Следует подчеркнуть, что участников конкурса не призывали сделать выбор той или иной стороны, принять сторону красных или белых. Анализируя полученные работы, хотелось бы остановиться на следующих моментах.

Все работы можно условно разделить на три группы. Первая, самая большая, включает работы на общие темы, например «Влияние революции на ход истории страны» или «Столетие русской катастрофы». Авторы этих работ с разной степенью добросовестности переписали учебник, причем лишь схематично обозначив Февральскую революцию, а сосредоточившись в основном на Октябре. Вторая группа работ – это сочинения, рассказывающие об известных исторических персонах, П.Н. Врангеле, Л.Г. Корнилове и др. И, наконец, в третью группу можно включить совсем небольшое число работ, авторы которых подошли к изложению сложных вопросов изобретательно и нетривиально, сосредоточившись на изложении роли казачества в те непростые годы.

Обращает на себя внимание подбор цитат в работах. Дети цитируют Ленина, Сталина, Троцкого, Белинского, советских историков. На этом фоне отрадно выглядят цитаты из стихотворений известного казачьего поэта Н. Туроверова и М. Волошина.

Показательно, что из сочинения в сочинение кочуют одни и те же штампы, круто замешанные на советской идеологии и иногда приправленные либеральными взглядами уже из нашего времени. Так, авторы сочинений подробно рассказывают о страшном дореволюционном прошлом нашей страны, подкрепляя свои рассуждения цитатами из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Один из авторов констатирует: «По-разному можно относиться к событиям 1917 года, но, исходя из изученных мною исторических документов, могу с уверенностью сказать, что до В.И. Ленина еще никто не проявлял такую заботу о судьбах представителей народа».

Рассуждая о причинах революции, большинство авторов сошлось во мнении, что «одной из главных причин Октябрьской революции было недовольство граждан в участии страны в Первой мировой войне, ведь из-за затрат на военные расходы к 1917 году Россия утратила все свои достижения». «Из-за войны в стране был голод, безработица, с каждым днём социально-политическая обстановка обострялась. Закрывались заводы и фабрики. Цены на товары первой необходимости возросли в 10 раз. Народ был истощен физически и морально. Население России стало терять духовные ценности и надежду на будущее, а власть перестала иметь авторитет в обществе. Царь и его окружение делали вид, что не замечают происходящие изменения в настроениях людей, ухудшения материального положения населения. Было два пути выхода из сложившейся ситуации: проведение государственных реформ или революция», – отмечает один из авторов. Некоторые авторы среди причин революции указали «борьбу элит в России за власть (именно элиты послужили причиной развития политического и экономического кризиса в стране)», а также происки германского генштаба.

Рассматривая Первую мировую войну, как одну из главных причин революции в России, авторы сочинений подкрепляют свои тезисы расхожими выкладками из советских времен: «А была ли нужна нам эта война? эротический массаж Львов Ведь война – это, в первую очередь, смерть людей, грабежи, затраты на содержание армии, экономические неурядицы. Это было выгодно небольшой группе лиц, а в частности, монархии, в чьих руках миллионы жизней. Для них люди – это всего лишь фигуры на шахматной доске. Да, у нас была самая сильная армия и сильнейшая экономика в мире, огромные природные запасы, благодаря обширным территориям. И зачем нам нужна была эта война, если у нас было вдоволь всех благ, требующихся для государства?». Следует отметить, что в целом в советской историографии тема Первой мировой войны оставалась белым пятном почти до самых последних лет Советской власти. Однако в последние десятилетия появилось много актуальных исторических исследований на эту тему. Почему будущие защитники нашего Отечества не знакомы с массивом этой информации? Задумывались ли они, почему Первая мировая империалистическая война до 1917 года называлась в нашей стране «Вторая Отечественная»?

Почему ни в одной работе не было ни слова сказано о победах Русской армии в этой войне, о модернизации военной промышленности, преодолении снарядного голода?

Еще один из штампов – про отречение царя. «Уверен, что в данной ситуации Николай II поступил весьма опрометчиво и даже глупо», – пишет автор одной из работ. Подавляющее большинство авторов не понимает смысла жертвенного подвига нашего последнего царя-страстотерпца, причисленного Русской православной церковью к лику святых. Особенно хотелось бы отметить работу одного автора, где на фоне вопиющей исторической безграмотности (так, например, упоминается некий царь Павел III), приводится известное предсказание монаха Авеля относительно царствования последнего императора, после чего автор сочинения, нимало не потрудясь осмыслить приведенную цитату, возмущенно пишет: «И вот всё это император знал, и ничего не делал, а мирно ждал, принимая так, как оно есть?! А где здесь твёрдая монархическая рука, где здесь защита Родины и любовь к народу со стороны императора? Вот за это сражалось белое движение? Да, даже казаки не хотели выходить из дома, чтобы обсудить свержение монархии».

Теперь о выводах, которые сделали авторы сочинений. Большинство кадет считает, что Октябрьская революция, – это «явление многозначное» и «величайшее событие эпохи того времени, так как именно она подготовила основу будущего государства – современной великой России». Особенно любопытны рассуждения некоторых авторов о том, чью бы сторону они приняли, окажись они в 1917 году: «Если пофантазировать и представить, что я оказался в том времени, возникнет вопрос, за кого я буду воевать?! Как кадет казачьего корпуса, по идее, я должен пойти служить «за веру, царя и Отечество». Вот служили нашему государству верой и правдой, и что царская Россия дала нашему народу? Да ничего. При написании этого эссе я стал понимать, почему Герой казак К.И. Недорубов во время Гражданской войны переходил то к белым, то к красным. Я бы пошел за красных, т.к. при монархии мы уже жили и хуже уже не было бы». А вот другой кадет пишет, что если бы он «оказался в момент событий, происходивших в 1917 году, то, конечно же, был среди представителей Белой Гвардии. Будучи кадетом, я воспитан в духе патриотизма и любви к Отечеству, я давал клятву кадетскому братству, что буду верой и правдой служить православному Тихому Дону, что буду чтить память своих предков, и мне больно, что сто лет назад кучка идеологов лишила мою страну тех ценностей, которые я познал, став воспитанником кадетского корпуса, и теперь бережно храню и которыми горжусь». Как тут не вспомнить трагедию известного литературного героя, полного Георгиевского кавалера, Григория Мелехова, который метался между красными и белыми всю свою жизнь, так и не решив окончательно «к кому прислониться».

Прошло сто лет, и вот уже новое поколение молодых казаков все так же продолжает делиться на красных и белых, и, возможно, при случае будет с оружием в руках решать между собой спорные вопросы. Гражданская война продолжается! Это ли не страшно?

К сожалению, мало кто из авторов сочинений попытался дать взвешенную оценку событиям столетней давности, задуматься о том, какие последствия имели перевороты 1917 года для истории нашей страны и ее народа. Однако все же были те, кто попробовал это сделать. «Кого винить в этих страшных событиях?», – задаются вопросом наши дети. И отвечают: «Наверное, нет здесь правых – виноваты все». «Я оцениваю Октябрьскую революцию, как особое событие в истории нашей страны. Люди пытались построить новое справедливое общество. Но получилось то, что получилось. В новой России наступали тяжелые времена. В любой революции есть проигравшие и победители, но для России это была катастрофа. Новый строй в нашем государстве не улучшил, а только ухудшил положение народа. Началось массовое истребление и репрессии людей, которые имели хоть какую-то другую точку зрения. Духовные и исторические ценности перестали что-то значить для правящего класса. Революция в 1917 году подорвала основы православного государства», – пишет автор одной из работ. Есть работы, авторы которых понимают, что «в 1917 году прервалась связь поколений. Вместо строительства «светлого будущего», Россия была втянута в бесконечную череду войн, разрух, репрессий, изничтожавших веру, трудолюбие, то, чем была сильна и богата страна. Революция разделила жизнь нашей страны на «до» и «после», и это «после» лишило нашу страну истории на долгие годы».

Какие бы хотелось сделать выводы? Конкурсные работы, затрагивающие одну их самых острых и болезненных тем отечественной истории, определенно указывают на то, что в нашем обществе существует целый ряд насущных проблем, не решив которые, мы не сможем двигаться дальше. 25 лет назад наша страна отказалась от социалистического пути развития. Сегодня подрастает второе поколение людей, родившихся в «новой» России.

К сожалению, за все эти годы политическое руководство страны не дало взвешенных и аргументированных оценок событий столетней давности, фокусируясь исключительно на тех темах, которые призваны объединить общество.

Тупиковость этого пути демонстрируют сочинения наших детей, у которых нет четких ориентиров, а налицо раздвоение сознания и полная путаница в головах.

Мы до сих пор не ответили на вопросы, кто мы, откуда и куда идем? Началась ли наша история в 1917 году, или же мы – наследники великой Российской империи? Многие участники конкурса сочинений, кадеты казачьих кадетских корпусов, считают революцию 1917 года благом и примеряют на себя роль красных, но при этом все без исключения осуждают страшные жертвы революции, не понимая, что одно неминуемо влечет за собой другое. Сегодня Гражданская война продолжается в умах людей, и, к сожалению, даже в головах нашей молодежи господствует однобокий, советский взгляд на многие события нашей истории. До сих пор нет адекватного, аргументированного и взвешенного ответа на мифы о революции, созданные в советское время. Речь идет не только о разработках в исторической сфере, но и об экономических, внешнеполитических, демографических выкладках.

Большой проблемой видится отсутствие достойного учебника истории России, содержащего научно подкрепленные факты, изучение которых позволило бы отказаться от мифологизированного и фальсифицированного взгляда на нашу историю и уйти от штампов, навязанных советской пропагандой. Отсутствие актуальной учебной литературы, в свою очередь, порождает проблему преподавания истории в средних учебных заведениях. Особенно остро эта проблема стоит в регионах. Необходимо подготовить новые учебные программы по гуманитарным дисциплинам. Чтобы научить детей думать, нужно предоставить им возможность познакомиться с актуальными историческими источниками, научить их правильно ставить вопросы и пытаться ответить на них, отойти от практики переписывания учебников при подготовке творческих работ. Думается, большим подспорьем в образовательном процессе стали бы проекты в мультимедийном формате, интересные современной молодежи.

В противовес списку литературы, которую знают и цитируют наши дети, необходимо составить и предложить список работ И. Солоневича, И. Ильина, В. Розанова и других выдающихся представителей русской консервативной мысли.

Большое внимание нужно уделить популяризации мемуаров и дневников очевидцев событий тех лет, а также краеведческих материалов. Сегодня делаются первые шаги в этом направлении. Министерство образования России составило и уже несколько раз корректировало список так называемых «спорных вопросов» русской истории. Среди них «Миф о феодальном деспотизме и отсталости России», «Национальная политика Российской империи», «Оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.: значение политики Николая II в политическом и экономическом развитии России и Европы», «Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне», «Русский исход» и феномен Русского зарубежья» и многие другие. Все эти вопросы нуждаются в широком освещении.

Давайте, пока еще не поздно, задумаемся, какое будущее мы себе готовим. «Чтоб в будущем нашей страны не происходило никаких переворотов, мы должны слышать проблемы разных слоев населения, бедных и богатых. Уважать мнение разных политических партий. Находить компромисс. И тогда, на мой взгляд, наша страна будет процветать! Мое отношение к Великой Социалистической революции 1917 года – отрицательное». Далее:

«Много народа погибло за несбывшиеся мечты. Но на тот момент, может, другого выбора не было? Об этом спорят историки и политологи, не мне об этом судить. Это история моей великой страны, России, и ее надо воспринимать такой, какая она есть!», – пишут наши дети.

И еще: «Государственная власть должна помнить уроки истории и не допускать событий, которые могут привести к социальной катастрофе. Наверное, не случайно в своем послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года наш президент главный акцент сделал на народосбережение, и тем самым определил перспективу развития нашей страны на будущее – не допускать возникновения революционной ситуации. Наверное, наш президент извлек правильный урок из истории революций 1917 года и Гражданской войны».

Наши дети верят в то, что у нашей страны – великое будущее. Но чтобы уверенно смотреть вперед, мы должны разобраться в своем прошлом. И мы не должны их подвести.

Елена Романова – координатор молодежных программ фонда «Наследие»


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.