Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Обрусевшая американская змея

Обрусевшая американская змея

"Столетие" продолжает цикл материалов из серии "Русское оружие"
Максим Кустов
21.05.2007

Как это ни покажется странным, но один из самых востребованных на советско-германском фронте американский истребитель – Р-39 "Аэрокобра", крайне не понравился британским летчикам. Почему же эта машина не понравилась англичанам? И почему "Аэрокобру" чрезвычайно удачно использовали советские пилоты? Может быть, все дело в национальной психологии? Что русскому здорово, то англичанину смерть?

""Дело тут вот в чем. В Великобританию первые "Аэрокобры" начали поступать с лета 1941 года. Истребитель обладал малым потолком, низкой скороподъемностью и плохой маневренностью на средних и больших высотах. Все положительные качества этого самолёта полностью раскрывались только на малых высотах, а английским пилотам, ведущим бои над территорией Великобритании, практически не приходилось летать на низкой высоте. С точностью до наоборот повторилась история с советским истребителем МиГ-3, эффективным на больших высотах и терявшим свои достоинства на высотах низких. ( См. "Столетие" "Истребитель, который слишком высоко летал").

"Аэрокобрам" в Англии не нужно было ни поддерживать сухопутные войска, ни поражать наземные цели противника. Их уделом тогда была противовоздушная оборона. Таким образом, истребители Р-39 в Англии оказались невостребованы и уже в декабре 1941 года были сняты с вооружения. Часть самолётов направили в Юго-Восточную Азию, другую — предложили Советскому Союзу.

В боях с японцами "Аэрокобры" также себя проявили не лучшим образом. Очень мало подтвержденных побед было одержано и американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Здесь "Кобры" применялись главным образом для выполнения второстепенных задач - прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолетов.

#comm#В СССР, куда эти самолеты начали поступать с конца 1941 года, а боевое использование началось в 1942 году, судьба "Кобр" сначала также складывалась непросто. #/comm#

Валерий Романенко, автор книги "Аэрокобры вступают в бой" пишет: "С пеpвых дней эксплуатации пpоявился типичный для иностpанных самолётов недостаток: неполный слив масла из маслосистемы, остатки котоpого быстpо замеpзали на моpозе. Пpишлось сpочно доpабатывать маслосистему…".

Но самый неприятный недостаток машины заключался не в этом. Выяснилось, что у Р-39 существует "тенденция к плоскому штопору", что могло привести к гибели пилота и потере машины. Летчиков учили избегать опасных режимов полета, тем не менее, несколько советских летчиков-испытателей и фронтовых пилотов разбились на попавших в штопор "кобрах".

В условиях советско-германского фронта, где бои шли чаще всего на относительно небольших высотах, Р-39 мог проявить свои лучшие качества, оставшиеся незамеченными союзниками, воевавшими в совсем другой обстановке. Правда, для этого потребовалась большая работа советских конструкторов и летчиков, что называется, доводивших машину "до ума". Фактически заказы из СССР спасли фирму "Белл" от неминуемого краха после того, как их продукция не понравилась британским и американским пилотам. В СССР было отправлено 4953 машины, что составило 51,6%, более половины всех построенных самолетов этого типа. Или 35%, более трети, всех поставленных нам в войну самолетов США...

#comm#Звездным часом для Р-39 стала весна 1943 года, когда шла знаменитая воздушная битва над Кубанью. #/comm#

""Особую роль в раскрытии потенциальных возможностей "Аэрокобры" сыграл Александр Покрышкин (на фото справа). У нас трижды Героя Советского Союза принято считать прежде всего замечательным воздушным бойцом. Это, безусловно, верно, но помимо этого Покрышкин был замечательным воздушным тактиком, организатором и педагогом. Он не был героем-одиночкой, вокруг него образовалась целая звездная группа замечательных асов, летавших на "кобрах".

Александр Покрышкин, летая на "Аэрокобре", с весны 1943 года уничтожил в воздушных боях 48 самолётов противника, доведя общий счёт до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на "кобрах" воевали и такие прославленные асы, как Григорий Речкалов, Александр Клубов, Вадим Фадеев, Георгий Голубев, братья Глинка и другие. На "Аэрокобре" Речкалова к концу войны было 56 звёздочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолёта противника сбил Георгий Голубев, 50 — Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолётов Николай Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолётов противника.

Исследователь биографии Покрышкина Алексей Тимофеев так сформулировал возможности американской машины, которые заметил и использовал замечательный советский летчик:

"""Аэрокобра" — самый "обрусевший" самолет ленд-лиза... Воздушные бои разворачивались, как правило, на малых и средних высотах до 4,5–5 километров. Здесь-то "кобра" (скорость 585 км/час на высоте 4200 м) могла показать свои лучшие качества — легкость и пилотировании, маневренность, живучесть. И, прежде всего — вооружение, под которое и создавалась молодыми и несколько авантюрными главой фирмы Ларри Беллом и конструктором Робертом Вудсом оригинальная конструкция истребителя. Мотор вопреки традициям был установлен позади кабины летчика, чтобы освободить впереди место для мощной пушки. Улучшился и обзор из кабины, что сразу отметил А.И. Покрышкин. Поставленное впереди третье колесо шасси резко усилило взлетно-посадочные характеристики. Можно было садиться на грунтовые полосы, не боясь капотирования — опрокидывания через нос".

Может быть, если бы нашим пилотам пришлось драться в других условиях, где-нибудь над Англией или Тихим океаном, они забраковали бы "кобры", а англичане, доведись им прикрывать сухопутные войска на Кубани или на Курской дуге, добились бы на этих истребителях прекрасных результатов?

Характеристики самолета P-39Q "Аэрокобра" 1941 года

Экипаж 1 чел.
Размах крыла

10.36 м

Длина самолета

9.2 м

Высота самолета 3.8 м
Максимальная скорость

615 км/ч

Время набора высоты

4500 м, мин 5

Практический потолок

10620 м

Вооружение37-мм пушка и два 12,7-мм пулемета в носу и два в крыле, бомб на внешней подвеске 227 кг

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..