Обрусевшая американская змея
Как это ни покажется странным, но один из самых востребованных на советско-германском фронте американский истребитель – Р-39 "Аэрокобра", крайне не понравился британским летчикам. Почему же эта машина не понравилась англичанам? И почему "Аэрокобру" чрезвычайно удачно использовали советские пилоты? Может быть, все дело в национальной психологии? Что русскому здорово, то англичанину смерть?
Дело тут вот в чем. В Великобританию первые "Аэрокобры" начали поступать с лета 1941 года. Истребитель обладал малым потолком, низкой скороподъемностью и плохой маневренностью на средних и больших высотах. Все положительные качества этого самолёта полностью раскрывались только на малых высотах, а английским пилотам, ведущим бои над территорией Великобритании, практически не приходилось летать на низкой высоте. С точностью до наоборот повторилась история с советским истребителем МиГ-3, эффективным на больших высотах и терявшим свои достоинства на высотах низких. ( См. "Столетие" "Истребитель, который слишком высоко летал").
"Аэрокобрам" в Англии не нужно было ни поддерживать сухопутные войска, ни поражать наземные цели противника. Их уделом тогда была противовоздушная оборона. Таким образом, истребители Р-39 в Англии оказались невостребованы и уже в декабре 1941 года были сняты с вооружения. Часть самолётов направили в Юго-Восточную Азию, другую — предложили Советскому Союзу.
В боях с японцами "Аэрокобры" также себя проявили не лучшим образом. Очень мало подтвержденных побед было одержано и американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Здесь "Кобры" применялись главным образом для выполнения второстепенных задач - прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолетов.
#comm#В СССР, куда эти самолеты начали поступать с конца 1941 года, а боевое использование началось в 1942 году, судьба "Кобр" сначала также складывалась непросто. #/comm#
Валерий Романенко, автор книги "Аэрокобры вступают в бой" пишет: "С пеpвых дней эксплуатации пpоявился типичный для иностpанных самолётов недостаток: неполный слив масла из маслосистемы, остатки котоpого быстpо замеpзали на моpозе. Пpишлось сpочно доpабатывать маслосистему…".
Но самый неприятный недостаток машины заключался не в этом. Выяснилось, что у Р-39 существует "тенденция к плоскому штопору", что могло привести к гибели пилота и потере машины. Летчиков учили избегать опасных режимов полета, тем не менее, несколько советских летчиков-испытателей и фронтовых пилотов разбились на попавших в штопор "кобрах".
В условиях советско-германского фронта, где бои шли чаще всего на относительно небольших высотах, Р-39 мог проявить свои лучшие качества, оставшиеся незамеченными союзниками, воевавшими в совсем другой обстановке. Правда, для этого потребовалась большая работа советских конструкторов и летчиков, что называется, доводивших машину "до ума". Фактически заказы из СССР спасли фирму "Белл" от неминуемого краха после того, как их продукция не понравилась британским и американским пилотам. В СССР было отправлено 4953 машины, что составило 51,6%, более половины всех построенных самолетов этого типа. Или 35%, более трети, всех поставленных нам в войну самолетов США...
#comm#Звездным часом для Р-39 стала весна 1943 года, когда шла знаменитая воздушная битва над Кубанью. #/comm#
Особую роль в раскрытии потенциальных возможностей "Аэрокобры" сыграл Александр Покрышкин (на фото справа). У нас трижды Героя Советского Союза принято считать прежде всего замечательным воздушным бойцом. Это, безусловно, верно, но помимо этого Покрышкин был замечательным воздушным тактиком, организатором и педагогом. Он не был героем-одиночкой, вокруг него образовалась целая звездная группа замечательных асов, летавших на "кобрах".
Александр Покрышкин, летая на "Аэрокобре", с весны 1943 года уничтожил в воздушных боях 48 самолётов противника, доведя общий счёт до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на "кобрах" воевали и такие прославленные асы, как Григорий Речкалов, Александр Клубов, Вадим Фадеев, Георгий Голубев, братья Глинка и другие. На "Аэрокобре" Речкалова к концу войны было 56 звёздочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолёта противника сбил Георгий Голубев, 50 — Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолётов Николай Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолётов противника.
Исследователь биографии Покрышкина Алексей Тимофеев так сформулировал возможности американской машины, которые заметил и использовал замечательный советский летчик:
"Аэрокобра" — самый "обрусевший" самолет ленд-лиза... Воздушные бои разворачивались, как правило, на малых и средних высотах до 4,5–5 километров. Здесь-то "кобра" (скорость 585 км/час на высоте 4200 м) могла показать свои лучшие качества — легкость и пилотировании, маневренность, живучесть. И, прежде всего — вооружение, под которое и создавалась молодыми и несколько авантюрными главой фирмы Ларри Беллом и конструктором Робертом Вудсом оригинальная конструкция истребителя. Мотор вопреки традициям был установлен позади кабины летчика, чтобы освободить впереди место для мощной пушки. Улучшился и обзор из кабины, что сразу отметил А.И. Покрышкин. Поставленное впереди третье колесо шасси резко усилило взлетно-посадочные характеристики. Можно было садиться на грунтовые полосы, не боясь капотирования — опрокидывания через нос".
Может быть, если бы нашим пилотам пришлось драться в других условиях, где-нибудь над Англией или Тихим океаном, они забраковали бы "кобры", а англичане, доведись им прикрывать сухопутные войска на Кубани или на Курской дуге, добились бы на этих истребителях прекрасных результатов?
Характеристики самолета P-39Q "Аэрокобра" 1941 года
Экипаж | 1 чел. |
Размах крыла | 10.36 м |
Длина самолета | 9.2 м |
Высота самолета | 3.8 м |
Максимальная скорость | 615 км/ч |
Время набора высоты | 4500 м, мин 5 |
Практический потолок | 10620 м |
Вооружение | 37-мм пушка и два 12,7-мм пулемета в носу и два в крыле, бомб на внешней подвеске 227 кг |