Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Есть такое право – на собственные территории

Есть такое право – на собственные территории

15.09.2005

Отсутствие у нашего государства целей собственного развития привело к тому, что в 1990-е годы расплачиваться за такое, мягко говоря, недомыслие приходилось и собственными территориями. Однако в начале нынешнего столетия все явственнее дает себя знать парадигма государственного строительства – хотя бы на декларативном уровне.

Территориальные претензии к России со стороны ее соседей стали делом обыденным. Они требуют – мы отмахиваемся. При этом мало кто знает, что и у самой России есть прочная международно-правовая основа для того, чтобы предъявить претензии на собственные исторические территории.

Основу такого подхода продемонстрировал доктор юридических наук, директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИД России С.В.Черниченко. В начале 1998 года он подготовил для Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы материал: "Является ли Россия продолжателем или правопреемником СССР?" Это было сделано в связи с предстоящими тогда парламентскими слушаниями о "Большом Договоре" между Россией и Украиной.

Характерно, что большая часть документов, подготовленных Комитетом, на слушания так и не попала; руководство Госдумы в нужный момент заблокировало их размножение, чтобы депутаты не смогли ознакомиться с материалами, имеющими принципиальное значение.

Основной вывод работы профессора Черниченко состоит в следующем: Российская империя, РСФСР, СССР и Российская Федерация – один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, непрерывный.

Ввиду юридической безграмотности и политической конъюнктуры, долгое время на официальном и неофициальном уровнях происходило смешение понятий "продолжатель" и "правопреемник". Это впрямую отражалось на восприятии роли и места России в сфере межгосударственных отношений.

В международном праве "продолжательство" обозначают термином "континуитет". Он употребляется в отношении двух явлений – непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных обязательств государства, в первую очередь, договорных.

Например, Испания времен Филиппа II, франкистская Испания и нынешняя монархическая Испания – один и тот же субъект международного права. Может меняться политика государства, его структура и тому подобное, но как участник межгосударственных отношений, носитель прав и обязанностей, вытекающих из-за распространения на него норм международного права, оно продолжает существовать.

Континуитет либо есть, либо отсутствует. Нельзя быть наследником по отношению к самому себе. Наследник и наследователь – разные лица. Правопреемство же – это переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому. Например, при исчезновении одного государства и появлении на его месте другого или других государств.

Правопреемство возможно в том случае, если есть определенная общность между государством-предшественником и государством-правопреемником – территории, население, собственность и т.п. Эта общность может быть относительно полной или частичной: как, например, при распаде Чехословакии, когда одну часть ее территории и граждан унаследовала Чехия, а другую – Словакия.

Сама жизнь ответила на вопрос: "Является ли Россия правопреемником или продолжателем Советского Союза?" Наша страна признана международным сообществом в качестве продолжателя СССР, т.е. тем же самым субъектом международного права. Бывшие советские республики, Евросоюз и ООН признали, что Россия – продолжатель членства Советского Союза в ООН, в частности, в Совете безопасности, а также в других международных организациях. Если бы Россия была правопреемником СССР, она не могла бы в порядке автоматического правопреемства, как Украина и Белоруссия, унаследовать место в ООН, поскольку РСФСР в состав ООН не входила. Россию пришлось бы заново принимать в члены этой организации, а кроме того, еще и вносить поправку в Устав ООН, предусматривающую, что Россия, как новый субъект международного права, должна занять место СССР в Совете безопасности.

Сказанное выше, формально противоречит Минскому соглашению от 8 декабря 1991 года, в котором говорилось, что Советский Союз прекращает свое существование и как субъект международного права, и как геополитическая реальность. Однако многие положения этого соглашения выглядят совершенно абсурдными с юридической точки зрения; к тому же оно не является международным, поскольку заключено между еще существовавшим СССР и его частями.

Все эти нелепости – прямое следствие того, что в период радикальных социальных изменений нередко пренебрегают точностью юридических дефиниций в угоду не только политическим соображениям, но даже эмоциям, совершенно не предвидя последствия допущенных неточностей.

...Факт континуитета России влечет за собой многие фундаментальные следствия. Так, например, абсолютно правомерна постановка вопроса о возвращении в состав России отторгнутых у нее исторических территорий, население которых все более тяготеет к ней, в том числе вследствие дискриминационной политики местного руководства.

Для решения этого этих вопросов нужна лишь политическая воля.

Андрей Соколов



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.