Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Здравствуй, школа «модернизированная»?

Здравствуй, школа «модернизированная»?

Новый учебный год – очередной год очередной реформы российского образования. Везде ли в России его встречают с оптимизмом?
01.09.2008
Здравствуй, школа «модернизированная»?

Несмотря на всю несокрушимую логику критиков этой затеи, со следующего года ЕГЭ обещают ввести как обязательную процедуру в практику школы. Введение Единого государственного экзамена как основной формы оценки знаний выпускников общеобразовательной школы обсуждению уже не подлежит, хотя сторонники ЕГЭ и были неоднократно публично посрамлены, но что толку?

Среди противников ЕГЭ, кроме экспертов, и огромная армия учителей российских школ. Сторонники объясняют, что противники, якобы, боятся контроля за их учебной работой с детьми, и потому не хотят видеть преимуществ затеи с всеобщим тестированием. Сторонники будто заклинание твердят о преимуществах, главное из которых – якобы реальная возможность для детей из самой глубинки и самых бедных семей легко поступить по результатам ЕГЭ в столичные вузы.  

Идея насколько демократична, настолько и утопична. И когда «противники» объясняют «сторонникам», что дети «из самой глубинки», хоть с Камчатки, хоть из Оренбуржья, а хотя бы и из ближних к столицам областей не смогут воспользоваться этим благодеянием (у их семей просто нет денег содержать детей в столице!), «сторонники» нервно кричат в ответ, что, если денег нет, пусть возьмут… кредиты.

Тем не менее, крайне дорогостоящая и педагогически абсолютно небезупречная история с ЕГЭ пробивается в жизнь «административным навалом».

Знающие люди говорят «противникам», что вокруг этой затеи вертятся ну очень большие деньги, что пора перестать быть наивными и не препятствовать неизбежному. А учителя – противятся, и оттого их настроение в этот первый сентябрьский день нельзя назвать оптимистическим и по этой причине.  

Есть и еще заморочки, которые вряд ли делают первый день нового учебного года очень радостным для учителей России.  

Во-первых, до сих пор большинство из них все так же получают копейки, несмотря на шумную пропагандистскую кампанию, развернутую вокруг «реформы оплаты труда в системе образования».  

Кто из читателей не особо себе эти «копейки» представляет, могу проиллюстрировать состояние дела на конкретных фактах из жизни конкретной сельской учительницы, доверительно изложенных в недавно опубликованных страницах из ее дневника.

Итак, преподаватель немецкого языка Людмила Николаевна Струкова работает в малокомплектной (40 учеников и 12 учителей) школе в селе Александровка, что в Тамбовской области. Завидная активность учительницы Струковой и хорошее знание немецкого сделали ее победителем конкурса, проведенного Культурным центром имени Гете при посольстве Германии в Москве. За это премировали Людмилу Николаевну осенью прошлого года трехнедельной поездкой на стажировку в гимназию городка Бургштедта. Съездила она туда, нагляделась на тамошнюю жизнь и труд педагогов.

У них-то учителя по 2000 евро получают, а когда Струкова рассказала про свою, переведя рубли в эти самые евро (чуть больше 150 получилось), немецкие педагоги все как один, попадали со стульев: "Как можно прожить на эти деньги?".

А этим летом принимала Струкова у себя в Александровке с ответным визитом коллегу, фрау Изу Штиглер. Перед этим получила зарплату: за июнь 5 тысяч рублей и 9 тысяч отпускных за июль-август. Следующая зарплата у Струковой теперь в октябре, и, таким образом, полученные деньги были на все про все: и до октября дожить, и отдохнуть, и немецкую гостью в Москве встретить да в Александровку привезти, ублажить, а потом – назад доставить.  

Как выворачивалась Струкова из этой истории, чтобы и себя не уронить, и страну не опозорить – целая история, достойная десятка страниц учебника по контрпропаганде.  

Но как ни старалась наша педагогиня из Александровки обрисовать нормальность бытия, однажды у немки сорвалось: «Какие же вы бедные! Столько работать в школе и дома - и все напрасно...».  

А та реформа оплаты труда учителей, о которой министр образования и науки Фурсенко, что ни месяц, то президенту с премьером докладывает, так надежды на нее у учителей как в струковской Александровке, так и в какой-нибудь соседней Чулановке нет никакой.  

Потому, что проводится она по чудовищным, железобетонно-либеральным рецептам, и начинается с повсеместного закрытия «неперспективных» сельских школ.

 В этом году прошла уже вторая волна этих закрытий под издевательским лозунгом «оптимизации сети сельских школ».  

…Недалеко от Москвы, на полпути к Санкт-Петербургу, - Боровичский район Новгородской области. Глава администрации района Юрий Васильев (33 года проработавший до этого школьным учителем и директором) в интервью корреспонденту «Практического журнала для учителя и администрации школы» рассказал:  

- Для обеспечения продовольственной безопасности страны нужно возрождение села, а для него – нужны люди. Те самые, которые убежали в город в последние десятилетия. Вернее, теперь уж их дети и внуки. А для того, чтобы человек со всеми своими потомками вернулся в село, и чтобы у него все было, как в городе, нужна инфраструктура. И если мы из села уберем школу, туда уже никто не поедет. Поэтому мы с трудом, но содержим наши школы в селе. А иначе нельзя – иначе мы получим скоро вокруг городов пустыню с дачниками да окончательное запустение земель. После чего будем на коленях ползать перед Западом: «Пришлите нам ваши химическо-синтетические «сникерсы» и какие-нибудь просроченные «ножки Буша», иначе с голоду помрем»…

И борется глава района за то, чтобы сохранить у себя в районе сеть сельских школ, даже – малокомплектных, даже – под непрестанным прессингом «модернизаторов» сверху.  

Сохранить школы, чтобы сохранить жизнь в российской провинции.

…Учитель Струкова, проводив немецкую гостью до Москвы, возвращалась домой и встретила в райцентре знакомую учительницу из Березовки. Оказалось, что у них с 1 сентября дети начнут в школу за 14 километров добираться, свою то из экономии закрыли. Родители взбунтовались, вызвали на деревенский сход начальника областного управления образования и показали ей маршрут: 8 км пешком по бездорожью до асфальта, затем (если успеешь на автобус, а его расписание только богу известно) еще 6 км по колдобинам. Это во сколько же надо проснуться ребенку, чтобы не опоздать на уроки? И где он, вернувшись таким же макаром домой, найдет силы домашние задания сделать? Но в итоге узнали на сходе, что планируют построить в Токаревке интернат, где будут жить школьники, чуть ли не со всей округи…  

Что, было у нас уже такое? Было. По новой детей от родителей отнимаем? Министр Фурсенко президенту бодро докладывает: «Теперь, мол, будем учителям платить по качеству труда». Как же тут радостно становится за державу! Во, какие умные времена настали! Во, какие демократичные! Только это где, в какой еще вменяемой стране существует такая насквозь субъективная система оплаты труда учителей, при которой часть зарплаты учитель «так» получать будет, а остальное ему станут начислять с помощью… «общественности»: школьников, их родителей, коллег-учителей? Что за бред? Это какие же драмы в каждом педагогическом коллективе будут регулярно разыгрываться? Сколько учительских слез? И вообразить страшно. Впрочем, зато очень либерально, до учительской истерики...  

Вот и наполняемость классов теперь – священная корова «модернизаторов» школы. Класс можно открывать только тогда, когда есть 25 учеников. На одного меньше - нельзя.  

На прошлой неделе в одной из школ подмосковного Серпухова скандал разразился и добрался до национального телеэфира. Набирал директор школы первый класс, а детей набралось лишь 23.

Так местные начальники заставили родителей вести детей в другую школу, которая дальше от дома, при этом ломая детскую психику через колено, чтобы эти самые пресловутые 25 душ в классе обеспечили.

И это в Подмосковье с его огромным бюджетом и подмосковным же министром образования, крайне уверенной в себе госпожой Л. Антоновой, рассказывающей всем – от собственного губернатора до многочисленных иностранных гостей, что уж в Подмосковье-то построен для народа школьный рай! Ее, жизнь школьную, знать надо тем, кто сверху школами управляет. Не тупо инструкции исполнять и бегом «наверх» докладывать, что по-крохоборски чего-то там наэкономили, а думать!  

Но с «думаньем» у нас пока еще не очень. Потому, что руководит системой образования на самом деле ни Минобрнаука, а Минфин, который всю реформу образования под бухгалтерскую логику затачивает. И пока что-то здесь не изменится – не заживут наши учителя лучше, да веселее.  

Но, несмотря на все несуразности, мешающие учителю быть уверенным в завтрашнем дне своем и своей школы, сегодня все же хочется им сказать: гордитесь, дорогие наши, тем, что вы – учителя! Есть ли более благородная профессия на свете? Помните, как говаривал великий Василий Александрович Сухомлинский: «Сердце отдаю детям». То же делаете каждый день и вы. За это вам – низкий поклон. С праздником!  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.